№ 07 (3737) 20.02.2019

БЫЛИННАЯ РУССКАЯ КРАСАВИЦА

Эта актриса могла бы отметить вчера день рождения, но ее нет уже около 19 лет. Однако в памяти зрителей она навсегда останется одной из самых красивых женщин советского кинематографа, которой удалось воплотить на экране несколько незабываемых образов.

Золото оливковой ветви

Алла Ларионова родилась в Москве 19 февраля 1931 года и жила с родителями в полуподвальном помещении. Отец ее работал в райпищеторге, а мать – завхозом в детском саду. Люди простые, но, как и все другие, любили ходить в кино. Своей дочери они дали имя любимой актрисы Аллы Тарасовой, не подозревая, что оно окажется пророческим. Детские мечты не всегда бывают адекватными. Красивая девочка Алла мечтала стать… дворником. Ей нравилось вставать рано и махать метлой. Но однажды к школьнице на улице подошла женщина и спросила, не хочет ли она сняться в кино. Кто же не хочет? Ассистент режиссера по актерскому составу привела ее на студию, где сделали снимки и поставили школьницу на учет, а потом пригласили в массовку. Это, конечно, известности ей не принесло, но помогло определиться с настоящей профессией. После окончания школы Алла пошла поступать в ГИТИС, но провалилась и тут же отправилась во ВГИК. Набиравший студентов в свою группу Сергей Герасимов почти сразу ее отверг: и нос большой, и не фотогеничная, и декламирует плохо… В общем, не приглянулась. Но вмешалась его супруга, известная актриса Тамара Макарова, прославившаяся тем, что сыграла Хозяйку Медной горы в экранизации сказа Бажова, тоже преподававшая в этом вузе. Она отстояла абитуриентку, заявив, что девушка обладает яркой внешностью и актерскими способностями. И оказалась права. Первокурсницу Ларионову утвердили на роль Любавы в фильме режиссера Александра Птушко «Садко», где нужна была именно такая, былинная русская красавица. Когда в 1952 году лента вышла на экраны, в кинотеатры выстраивались длинные очереди. Прежде никому не известная девушка сразу приобрела мировую известность – ведь фильм «Садко» на Международном кинофестивале в Венеции в 1953 году получил приз «Серебряный лев». Сергея Столярова, сыгравшего Садко, причислили к лучшим актерам мира, что случилось впервые с представителями советского кино. Участников фильма пригласили на фестиваль, и там Алла Ларионова получила множество предложений от зарубежных режиссеров, в частности от Чарли Чаплина, но принять их, конечно, не могла, так как перед отъездом в Венецию ее, как и остальных, хорошо проинструктировали на этот счет.

Еще большую славу приобрела Ларионова, исполнив главную роль в картине режиссера Исидора Анненского «Анна на шее» по одноименному рассказу Антона Чехова, которая вышла в 1954 году. Ее партнерами были широко известные артисты Александр Вертинский и Михаил Жаров, и молодая исполнительница удачно вписалась в актерский ансамбль. Успех фильма был ошеломительным, он стал лидером кинопроката, его посмотрели более 30 миллионов зрителей. На Международном кинофестивале в Италии фильм получил приз «Золотая оливковая ветвь», а у молодой актрисы не было отбоя от предложений на съемки. Она снималась постоянно, в год выходило по нескольку картин с ее участием, наиболее заметные роли этого периода – Оливия в «Двенадцатой ночи» (1955), красавица-скотница Оксана в «Полесской легенде» (1957) и Анна Сергеевна Одинцова в фильме «Отцы и дети», снятом по роману Ивана Тургенева (1958).

Вместе по жизни и после

В «Полесской легенде» партнером Ларионовой был известный артист Иван Переверзев, особо запомнившийся зрителям по фильмам 40-х годов «Моя любовь», «Первая перчатка». Между ними возникли близкие отношения, но вскоре он увлекся другой женщиной и оставил Аллу, ожидавшую ребенка. Слухи о неудачном романе дошли до однокурсника Ларионовой Николая Рыбникова, который был давно влюблен в нее. Он тоже делал успешную карьеру в кино и был уже хорошо известен зрителям по фильмам «Весна на Заречной улице», «Высота». Николай, не раздумывая, примчался в Минск, где продолжались съемки «Полесской легенды», и сделал Алле предложение. Она ответила согласием, и 2 января 1957 года они поженились. Родившуюся дочь Алену Рыбников признал своей, а через четыре года у них родилась общая дочь Ариша. Рыбников никогда не подавал жене поводов для ревности, они прожили вместе 33 счастливых года. Каждый из супругов продолжал сниматься в фильмах, но уже не в таких громких ролях, как прежде. С годами и вовсе Алле Дмитриевне они доставались все реже, причем эпизодические. В промежутках между съемками оба много гастролировали, а дочери оставались на попечении бабушки, матери Аллы Дмитриевны. В актрисы ни одна из них не пошла, старшая работает на телевидении, а младшая связалась с нехорошей компанией, где много пили и ничего не делали. В октябре 1990 года Рыбников умер от сердечной недостаточности во сне. Оставшись без опоры, Алла Дмитриевна не имела покоя из-за младшей дочери, приводившей домой шумные компании. Ей пришлось разменять пятикомнатную квартиру, которая была связана с воспоминаниями о муже. Без него она еще снялась в трех фильмах в эпизодах, последний раз в 1995 году, а в апреле 2000-го ее не стало. Она умерла от обширного инфаркта, как и муж, во сне, а через четыре года скончалась ее младшая дочь. Судьба разлучила звездных супругов, но потом вновь соединила: народные артисты РСФСР Ларионова и Рыбников покоятся рядом на Троекуровском кладбище в Москве.

Идиллия ДЕДУСЕНКО

ЭТО ИНТЕРЕСНО

Русский Пьеро

В фильме «Анна на шее», где 18-летняя Анна Соболева (Алла Ларионова) вынужденно выходит замуж за 52-летнего чиновника Модеста Косоротова, Александр Вертинский предстал в образе князя. Это он не без иронии сказал чиновнику, получившему второй орден Святой Анны, что теперь у него три Анны: одна в петлице и две на шее.

Мне довелось побывать на концерте известного артиста, когда он приезжал в Ялту. В его высокой сухопарой фигуре, облаченной во фрак, тем не менее угадывался прежний Пьеро, в образе которого в 20–30-е годы Александр Николаевич гастролировал по многим странам мира. Это впечатление усиливалось еще тем, что в репертуаре ялтинского концерта присутствовали песни тех далеких лет. Три из них, с которыми он впервые выступил в 1915 году в театре миниатюр Арцыбушевой в Москве, были посвящены известной актрисе кино того времени Вере Холодной: «Маленький креольчик», «Ваши пальцы пахнут ладаном», «Лиловый негр». Он немного грассировал, что тоже как бы возвращало слушателей к тем стародавним годам, когда это придавало особый шарм его выступлениям. А когда певец исполнял песню «Я маленькая балерина», он приподнимался на цыпочки и, взмахивая руками, постепенно поднимал их вверх, словно хотел взлететь. В общем, для нас, привыкших к оптимистичным советским песням, это было экзотическое выступление. Потом я увидела артиста на набережной. Сейчас точно не помню, была ли это осень 1956 года, скорее, ранняя весна 1957-го, было прохладно, не сезон, отдыхающих мало. Вскоре появилось известие о смерти Вертинского, которая последовала 21 мая. А в тот день, когда он шел по ялтинской набережной, высоко вскинув голову и глядя прямо перед собой, словно в небо, во всем его облике уже чувствовалась какая-то отстраненность от окружающего мира. Наверное, поэтому никому не пришло в голову подойти к нему, попросить автограф или еще каким-то образом побеспокоить его. После эмиграции из революционной России его жизнь проходила в бесконечных странствиях по миру, когда, зарабатывая на жизнь, приходилось браться за любое дело, сниматься даже в массовках, писать статьи в газеты, а то и перезакладывать сценический фрак. Он не раз просил разрешения вернуться на родину и получил его только в 1943 году, когда и приехал в Москву из Китая с женой и трехмесячной Марианной. Вторая дочь Анастасия родилась уже в СССР. Обе, как известно, стали артистками.

Наверх