КРАСНЫЙ КОМАНДИР СОВЕТСКОГО ЭКРАНА
Владимир Самойлов с детства мечтал не о море, а о театре
Война оставила на нем отметину: после ранения в ногу он до конца жизни слегка прихрамывал. Но это даже придавало ему определенный шарм, особенно когда он воплощал образ военного человека. А таких ролей у него были десятки, ведь он снялся более чем в ста фильмах и до конца дней играл на сцене.
На подмостках…
Владимир Самойлов родился 15 марта 1924 года в Одессе, но раннее детство большей частью проходило в селе Егоровка, откуда родом была его мать Евдокия. Отец мальчика Яков был судовым механиком и надолго отправлялся в плавание, но такая романтика почему-то не увлекала сына, который еще в школе мечтал не о море, а о театре. Как и многим юношам того времени, после окончания учебы ему пришлось повоевать, и лишь в 1945 году Владимир поступил в Одесское государственное театральное училище, которое и окончил в 1948-м. Азы артистического искусства он постигал не только на занятиях, но и на сцене театра Советской Армии при Одесском военном округе, где импозантный студент получил свои первые роли. Затем некоторое время он работал в Одесском русском драматическом театре им. А. Иванова.
Талантливого и красивого артиста, будто специально предназначенного на роли героев, хотели заполучить многие театры, и потому с 1951 года началось шествие Самойлова по разным сценам. По приглашению он отправляется в Кемерово, где семь лет служит в областном театре драмы им. Луначарского. Здесь среди самых разных образов ему удалось воплотить даже вождя революции В. И. Ленина в спектаклях «Грозовой год» и «Кремлевские куранты». В 1958 году Самойлов переезжает в Горький, где в театре драмы у него яркие роли в спектаклях «Юпитер смеется» А. Кронина, «Братья Ершовы» В. Кочетова, «Четвертый» К. Симонова и других. Но особенной популярностью у зрителей пользовались Сатин в пьесе М. Горького «На дне» и Ричард III в одноименной пьесе Шекспира. Они-то и произвели ошеломляющее впечатление не только на публику, но и на режиссеров московских театров во время гастролей горьковцев в столице в 1968 году. Владимир Яковлевич получил сразу несколько приглашений не только от московских, но и ленинградских коллективов. Он выбрал Московский академический театр им. Маяковского, которому и отдал почти четверть века. Публика стремилась попасть «на Владимира Самойлова», когда шли спектакли «Таланты и поклонники» А. Островского, «Беседы с Сократом» Э. Радзинского, «Игра в джин» Д. Кобурна, «Бег» М. Булгакова… В том же театре играла его жена Надежда, с которой он познакомился еще в Одесском театральном училище. Ему удалось отвадить всех претендентов на руку этой красивой девушки. Чтобы на их свадьбе смогла погулять вся Молдаванка, отец Нади продал свои кованые ворота, иначе денег бы не хватило. Это была такая образцовая супружеская пара, которая за все время их совместной жизни не дала поводов для пересудов. На фоне яркой личности мужа актриса Надежда Ляшенко тускнела, за что он постоянно перед ней извинялся, зато в семье (а у них в 1952 году родился сын Александр) она была настоящим хранителем домашнего очага и ни разу не упрекнула супруга за то, что ей не удалось создать такую же карьеру. Владимир Яковлевич это очень ценил, что и доказал своим неординарным поступком. Когда режиссер Маяковки решил отправить Надежду на пенсию, Самойлов в 1992 году вместе с ней ушел в Театр им. Гоголя.
…И в кино
Многочисленные гастроли по всему Советскому Союзу принесли Владимиру Самойлову широкую известность, но подлинная слава пришла к нему благодаря кино, в котором он стал сниматься с 1947 года, еще во время учебы в Одесском театральном училище. Сначала были эпизоды, и лишь в 1960 году его утвердили на главную роль хирурга-кардиолога профессора Северцева в драме «И снова утро». А потом последовали фильмы «Секретарь обкома», «Самые первые», «Верьте мне, люди», «Двадцать шесть бакинских комиссаров», «Три времени года», «Тени исчезают в полдень», «Мачеха», «Фронт без флангов», «Фронт за линией фронта», «Такая жесткая игра – хоккей» и многие другие. В основном ему доставались роли главных персонажей, но случались и второстепенные. И всегда это была игра самого высокого класса, поэтому зрителям запомнились не только фронтовой генерал Ермолаев, хоккейный тренер Сергей Иванович, принципиальный прокурор в криминальном детективе «Визит к Минотавру» или гетман Скоропадский в «Днях Турбиных», но и, скажем, уголовник-рецидивист по кличке Кудрявый в криминальной ленте «Расследование» или Борис Савинков в картине «Крах». А каким неоднозначным предстает в его исполнении помещик-деспот Троекуров в «Дубровском»! Нет смысла и дальше перечислять его роли, но об одной из них не сказать нельзя. Это Назар Дума в комедии «Свадьба в Малиновке», вышедшей в 1967 году. Эта экранизированная оперетта Бориса Александрова и поныне считается одним из лучших произведений нашего киноискусства, а образ командира красноармейского отряда Назара Думы, который в опасный момент блестяще изобразил белогвардейского офицера Чечиля, что позволило захватить врасплох вражескую банду, стал одним из самых любимых. Надо было обладать большим талантом, чтобы добиться удивительного перевоплощения, как это сделал Владимир Самойлов.
В любой роли он умел передать нюансы психологии личности и подчеркнуть это характерными жестами и интонацией голоса. Последней его ролью в кино был писатель Алексей Зыков в фильме «Репете», который вышел уже после смерти Владимира Яковлевича. Скончался он от инсульта в сентябре 1999 года. Во время репетиции короля Лира, которого Самойлов давно хотел сыграть, его прямо со сцены театра забрала «скорая помощь» и увезла в больницу, где его и не стало. Трагедия усугублялась тем, что к этому времени жена его Надежда Федоровна находилась в тяжелом состоянии после операции по поводу опухоли мозга. Владимир Яковлевич ухаживал за ней, всячески поддерживал ее, и вдруг этой опоры не стало. Супруга пережила его всего на два месяца, они похоронены рядом на Ваганьковском кладбище.
Актерскую династию после окончания ГИТИСа продолжает их сын заслуженный артист России Александр Самойлов, известный зрителям по фильмам «Сын председателя», «Сегодня или никогда», «Сицилийская защита», «Две судьбы», «Гонка за счастьем», «Круиз» и другим. Примером в творчестве для него навсегда останется его именитый отец – Владимир Самойлов, народный артист СССР, а также РСФСР и Азербайджанской ССР, лауреат двух Государственных премий СССР и Государственной премии РСФСР им. К. С. Станиславского и других престижных наград. В канун его 95-летия о нем, без сомнения, вспомнят его многочисленные поклонники.
Идиллия ДЕДУСЕНКО
СНИМАЛИСЬ ВСЕМ СЕЛОМ
Если бы Владимир Самойлов сыграл в кино только одну роль Назара Думы, его все равно бы помнили – настолько она была яркой. А ведь фильма «Свадьба в Малиновке» могло и не быть, если бы Госкино не настояло на съемках (редкий случай, чаще бывало наоборот).
Тут стоит вспомнить кое-какие факты, связанные с историей музыкальной комедии, написанной еще в 30-е годы композитором Алексеем Рябовым на либретто Леонида Юхвида, причем на украинском языке. В 1936 году Юхвид познакомил с ней режиссера Московского театра оперетты Григория Ярона. Ему понравилась веселая история, полная песен и танцев. Но надо было доработать текст на русском языке, для чего пригласили драматурга Типота, и заново написать музыку, чем и занялся Борис Александров. Они работали три месяца, и 8 ноября 1937 года состоялась громкая премьера, после чего «Свадьбу в Малиновке» ставили во всех театрах страны, и она пользовалась большим успехом у зрителей. В Госкино решили сделать народу подарок к 50-летию революции и предложили студии Довженко экранизировать музыкальную комедию. Но там сочли, что в кино у нее такого успеха, как на сцене, не будет, что тема вообще слишком мелкая, она не соответствует знаменательной дате. Тогда по заданию Госкино съемками картины занялся «Ленфильм». За дело взялся режиссер Андрей Тутышкин, которого зрители, возможно, помнят как исполнителя счетовода Алешки в комедии «Волга-Волга». Начались поиски натуры в селах Полтавской области. Нашлась и Малиновка, но предпочтение отдали Хорошкам, где проходила большая часть съемок, и другим селам. Нашелся и барский дворец, но в таком ужасающем состоянии, что пришлось сооружать роскошный фасад и подпирать его сзади досками. Для съемок требовалось большое количество массовки, и жители села с удовольствием принимали в них участие, тем более что за такую интересную работу получали от 50 копеек до трех рублей в день. Нужны были в кадрах также коровы, свиньи, куры, гуси, утки, за что платили больше. Их тоже приводили и приносили охотно. Сельчане снимались не столько из-за платы, сколько ради удовольствия, а в танцах ничуть не уступали артистам приглашенного для этого ансамбля «Жок». Они также оказались радушными хозяевами, от всего сердца кормили и поили своих постояльцев – поскольку жить было негде, то артистов и других участников съемочной группы разместили в домах местных жителей. Особенной популярностью пользовался исполнитель роли Попандопуло Михаил Водяной, который, кстати, некоторое время работал в нашем театре оперетты и был хорошо известен зрителям Ставрополья. В 2013 году этому колоритному персонажу был поставлен памятник в селе Малиновка.
В любом фильме многое зависит от подбора артистов, и можно сказать, что «Свадьбе в Малиновке» повезло, здесь собрались настоящие звезды, которые, как например Зоя Федорова и Михаил Пуговкин, могли сделать «событием» даже маленький эпизод в виде танца «в ту степь». В некоторых случаях артистов подменяли каскадеры. Так, исполнительница роли невесты Яринки не только боялась прыгнуть в реку, но и сесть в тачанку, которая потом лихо понеслась. Вместо нее это проделал мужчина в одежде невесты.
Наверное, на студии Довженко пожалели, что отказались от съемок этого фильма, потому что в 1967 году он стал вторым по популярности после «Кавказской пленницы». Его посмотрели около 75 миллионов зрителей. Смотрят с удовольствием до сих пор и будут еще долго смотреть.
Идиллия ДЕДУСЕНКО