№ 11 (3741) 20.03.2019

«ВСЁ, ЧТО НАЖИТО…»

Так называется книга, в которой народный артист СССР Владимир Абрамович Этуш рассказывает о своей жизни. А «нажито» за многие годы то, что стало огромным творческим вкладом в российское искусство. И вот больше недели назад выдающегося артиста не стало. Не всем удалось увидеть его на сцене, но он хорошо известен по фильмам, где даже самую маленькую роль превращал в незабываемый образ.

В мечту вмешалась война

Некоторые страницы жизни этого выдающегося деятеля культуры связаны со Ставрополем. Правда, тогда он был еще никому не известным юношей. Как и многие молодые люди его возраста, Владимир Этуш «вписался» в военное поколение, которое сначала прославилось своими подвигами на фронтах, а потом делами в мирное время. Он родился в Москве 6 мая 1922 года в благополучной семье, где росла еще дочь Лида. Отец был «деловым человеком»: до революции — успешный коммивояжер, в годы НЭПа — владелец галантерейного цеха, а затем работал в строительных организациях. Мать занималась детьми, которых приобщали к искусству походами в театр, и Володя с детства мечтал о сцене.

До 1938 года в семье не было никаких потрясений, они жили в четырехкомнатной квартире. Но вдруг отца арестовали — поступил тайный донос, якобы он занимается антисоветскими разговорами. В одну из комнат сразу же вселились соседи. Семья оказалась в коммуналке и без кормильца, и матери пришлось пойти работать кассиршей в фотоателье. В школе Владимира стали называть сыном врага народа и изводили придирками. По счастью, через несколько месяцев вернулся оправданный отец, но уже не вернулась прежняя жизнь. Теперь, если родители и выделяли детям из скудных средств какие-то деньги «на удовольствия», то приходилось выбирать между сладостями и кино. Володя, конечно, предпочитал фильмы или спектакли в театрах. С восьмого класса он занимался в школьном драмкружке и готовился поступить в ГИТИС, куда и подал документы в 1940 году после окончания десятилетки. Два тура прошел, а на третьем срезался. Тогда он стал вольнослушателем Щукинского училища при театре им. Вахтангова. Успел проучиться год. Началась война, и, потрудившись некоторое время на возведении оборонительных укреплений столицы, Владимир, имевший студенческую бронь, попросился добровольцем на фронт. Вот тогда он и попал в Ставрополь (в те годы Ворошиловск), в школу военных переводчиков. Лишь спустя несколько месяцев его просьбу удовлетворили и определили в стрелковый полк, который воевал в горах Кавказа, участвовал в освобождении Ростова-на-Дону, в боях на Украине… Он был уже старшим лейтенантом, помощником начальника штаба 581-го Краснознаменного стрелкового полка по тылу, когда в сентябре 1943 года «за образцовое выполнение боевых заданий командования на фронте и проявленные при этом доблесть и мужество» получил свою самую любимую награду – орден Красной Звезды. Вернее, тогда вышел приказ, а награду Этуш получил, можно сказать, в трагикомических обстоятельствах. Он не смог присутствовать на торжественном вручении, а вскоре их часть пошла в атаку, и рядом с ним бежал подполковник, который вдруг прокричал, чтобы Владимир забрал у него свою награду, пока кого-нибудь из них не убило. Так и получил он свой боевой орден под вражеским огнем. В том же 1943-м Владимир Абрамович был тяжело ранен и после нескольких месяцев лечения комиссован с группой инвалидности.

Импровизатор

В Москву Владимир Этуш вернулся в 1944 году и, конечно, пошел в Щукинское училище, чтобы продолжить обучение. Он был принят сразу на четвертый курс – артистов не хватало! В 1945-м Этуш получил диплом и остался в театре, с которым связал свою жизнь на 70 лет! Здесь он прошел самые разные стадии: от начинающего до ведущего артиста, от ассистента педагога по мастерству до художественного руководителя актерского курса, который под его началом окончили Александр Збруев, Александр Белявский, Людмила Максакова, Вениамин Смехов и многие другие. В 1987 году профессор Этуш, получивший это звание еще одиннадцать лет назад, был назначен ректором Щукинского училища, а в 2003 году стал его художественным руководителем.

Но, разумеется, главным для него всегда оставалось выступление на сцене. Он начал с комедийного эпизода, который затем стал его «почерком». Первой ролью, которая обратила всеобщее внимание на этого артиста, был слуга-простак Лаунс в комедии Шекспира «Два веронца». Он блестяще играл его, будучи молодым, и продолжал выступать в образе Лаунса в зрелом возрасте с одинаковым успехом. Подобные персонажи предоставляют артисту свободу действий, дают возможность импровизировать, как бы «дописывать» образ придуманными мизансценами и даже репликами. А все это было в характере самого Этуша, что особенно наглядно проявилось в кино. Вспомним хотя бы его «товарища Саахова» из «Кавказской пленницы». Он понял, что комедийность этого образа надо строить на его видимой серьезности и «важности», с чем режиссеру Леониду Гайдаю пришлось согласиться. Реплики Саахова «ушли в народ». Вот одна из них – чистая импровизация в момент съемки. Он держит поднос с фруктами, собираясь войти к Нине, и вдруг говорит своему водителю (Мкртчян): «Шляпу сними». Тот явно не ожидал таких слов, поэтому переспрашивает и затем только снимает с него шляпу. Был ли злосчастный убор забыт на голове или этот штрих придумал артист? Важно, что зрители запомнили и слова, и сам эпизод, которому в иных обстоятельствах, наверное, не придали бы значения. Стоит вспомнить и стоматолога Шпака из комедии «Иван Васильевич меняет профессию». То, с какой интонацией ограбленный Антон Семенович от кадра к кадру увеличивает свои потери, характеризует его гораздо больше, чем само перечисление «нажитого непосильным трудом». Во всех фильмах, где Владимир Абрамович предстает как «лицо кавказской национальности», он прекрасно справляется с особым акцентом. Сам объяснял это тем, что служил в полку, который формировался и воевал на Кавказе, где были собраны вместе и горцы, и армяне, и грузины, и азербайджанцы, и многие другие. Владимир запомнил их манеру говорить, которую потом использовал в творчестве. Независимо от того, кого он изображал, его везде на Кавказе принимали с радушием.

Его любимые женщины

Первый раз он влюбился в Нинель Мышкову, тоже учившуюся в Щукинском училище. Эта красивая девушка была дочерью боевого генерала, погибшего под Сталинградом, семью которого опекал сам вождь. Начав сниматься еще в 1947 году, она успела завоевать симпатии зрителей как сказочная Василиса, Марья-искусница, Ильмень-царевна, жена геолога Каширина Лида в ленте «Дом, в котором я живу», Оля в «Легкой жизни» и т. д. Два таланта со своими амбициями редко уживаются под одной крышей, через год Мышкова и Этуш развелись.

Разочаровавшись в браке, Этуш решил не оформлять официально свои отношения с Еленой Измайловой, красивой и уже достаточно известной актрисой театра и кино, благосклонности которой добивался даже Василий Сталин. Они прожили вместе пять лет, пока однажды Этуш не встретил преподавательницу английского языка из Баку Нину Крайнову. Он оставил актрису, женился на Нине Александровне, с которой счастливо прожил почти полвека. В 1955 году у них родилась дочь Раиса, которая пошла по стопам отца, работала в Театре сатиры, получила звание заслуженной, но, выйдя замуж за бизнесмена, уехала с ним в США, где и живет теперь. Счастливый брак, который сопровождался творческим расцветом артиста Этуша, получившего за эти годы множество наград и всеобщее признание, прервала смерть Нины Александровны от рака. Он считал ее своей единственной настоящей женой и думал, что больше никогда не женится. Судьба распорядилась иначе. Владимиру Абрамовичу было уже под 80, когда на спектаклях в первом ряду стала постоянно появляться женщина с букетами для него. Через несколько месяцев она все-таки подошла к нему и сказала, что не актриса, ей не нужна протекция, что она истинная его поклонница. Он уже привык к ней в зале, а потом оказалось, что Елена Горбунова, как и ушедшая из жизни его жена, преподаватель английского языка и приятна в общении, хотя более чем на сорок лет моложе. Владимир Абрамович, не привыкший к одиночеству, заключил очередной союз и не пожалел об этом, прожив около двадцати лет с Еленой Самойловной, которая умела поддерживать его творческие силы, создавая уютную обстановку дома. Именно благодаря ей он до последнего момента выходил на свою любимую сцену.

Идиллия ДЕДУСЕНКО

Наверх