№ 12 (3742) 27.03.2019

МАГИЯ ДУШЕВНОЙ ЧИСТОТЫ

На прошлой неделе страна простилась с выдающимся режиссером, который еще при жизни был назван классиком отечественного кинематографа, Марленом Мартыновичем Хуциевым. Его фильмы вошли в число самых любимых зрителями, потому что в них говорится о том, что близко каждому человеку.

Первая удача

Он удивил нас самой первой своей лентой, вроде бы простенькой, незамысловатой, под названием «Весна на Заречной улице». Но сколько же было в ней искреннего чувства и тех скрытых эмоций, которые красноречивее всего говорят о движениях души! Нам самим в 1956 году было чуть за двадцать, и мы с волнением следили за развитием отношений на экране между нашими ровесниками. Нас завораживала их сдержанность, которой они прикрывали свои истинные чувства, словно оберегали что-то святое, к чему нельзя прикасаться нечистыми помыслами.

Сам режиссер считал, что он просто рассказывает о повседневной жизни страны, где «производственная тема» неизбежно пересекается с лирической линией, поскольку любовь всегда была и остается неотъемлемой частью существования для каждого человека. Но главное заключалось в том, что и о повседневности, и о любви в этом фильме говорилось без нажима, без патетики, без искусственной «пылкости». Да ведь это было бы чуждо героям картины, они простые люди, такие же, как и мы, зрители, почему нам и было так близко все, что мы видели на экране. Он сталевар, она учительница. Но трудность их сближения состояла вовсе не в разном общественном положении, а в особом духовном пороге, который в таких случаях кто-то умеет преодолеть, а кто-то нет. Герои ленты об этом не говорят, но все можно прочитать на их лицах, в их глазах, благо, что режиссер не поскупился на кадры крупного плана. В общем, мы, ровесники персонажей, выходили после просмотра фильма из кинотеатра какими-то обновленными, одухотворенными. По-видимому, и на всех остальных зрителей он действовал так же магически. В первые месяцы проката его посмотрело более 30 миллионов человек. И сколько бы раз он потом ни появлялся на экранах, «на него шли».

Это была первая художественная лента выпускника ВГИКа Марлена Хуциева. Он тогда работал на Одесской киностудии, вместе с Феликсом Миронером, вторым режиссером, написал сценарий и стал подбирать исполнителей. Роль передовика-сталевара Саши Савченко, парня, знающего себе цену, Хуциев сразу предложил Николаю Рыбникову, соседу по общежитию во время учебы во ВГИКе. Руководство киностудии не желало его утверждать, но Хуциев настоял, потому что никого другого в этой роли не видел. И оказался прав. Для самого Рыбникова она стала знаковой и принесла ему всесоюзную известность. Режиссер добивался правды даже в мелочах, и актеру пришлось перед съемками полторы недели поработать в сталелитейном цеху на заводе «Запорожсталь» и около мартеновских печей, прежде чем делать то же самое в кадре. Нину Иванову на роль учительницы русского языка и литературы в школе рабочей молодежи Татьяны Сергеевны утвердили без проб, хотя она и не была профессиональной актрисой. У нее вообще было всего семь классов школьного образования, но она оказалась по природе своей интеллигентной и обладала неброской, но притягательной внешностью. А актерский опыт у нее был – еще школьницей она снималась в фильме «Жила-была девочка» (1944). Повзрослев, Нина сохранила обаяние скромности, чего и добивался от этого образа режиссер. Хуциев потом говорил, что ни над одним фильмом он не работал так легко, как над «Весной на Заречной улице». Видимо, в нем «все сошлось»: замыслы создателя, прекрасная игра актеров, замечательная работа операторов, главным из которых был Петр Тодоровский, ставший впоследствии известным режиссером, создавшим такой шедевр, как «Военно-полевой роман». Он же исполнил соло на гитаре к песне «Когда весна придет, не знаю», написанной Борисом Мокроусовым на стихи Алексея Фатьянова. Примечательно, что и песня эта, такая же душевная, как весь фильм, стала одной из самых любимых нашим народом, потому что у каждого из нас есть «улица родная», которая «и в непогоду дорога».

Свой почерк

Особый кинематографический почерк, родившийся во время работы над картиной «Весна на Заречной улице», проявился и в последующих фильмах Хуциева. В ленте «Два Федора», вышедшей в 1958 году, он возвращает зрителей более чем на десять лет назад. Война окончилась, и бывшие фронтовики ищут свое место в мирной жизни. Один из них, Федор, встречает на улице беспризорника с таким же именем. Он берет его под свою опеку, они живут вместе дружно, пока не появляется Наташа, ставшая женой Федора-большого. В простых житейских отношениях проявляются разные черты характеров трех разных людей, но суть в том, что каждому приходится что-то менять в себе, чтобы сберечь то, что стало для них общим – их семейный союз. Открытием в фильме стали оба Федора: большого играл еще мало известный студент ВГИКа Василий Шукшин, а малого – Коля Чурсин, обыкновенный мальчик из Харькова.

По сравнению с другими режиссерами у Хуциева совсем немного фильмов. Это потому, что он не торопил события, работал над каждой картиной добротно, вникая во всякие мелочи. Создание третьей ленты, которая сначала называлась «Застава Ильича», а в окончательном варианте вышла под названием «Мне двадцать лет», растянулось на годы. Здесь в центре внимания поиски своего места в жизни, когда тебе 20 лет. Начавшаяся в стране «оттепель» вроде бы дает много шансов, но жизнь в столичной коммуналке близ площади Застава Ильича не убеждает в этом ни главного героя – уволенного в запас солдата Сергея Журавлева, ни его друзей – Николая и Славу. Ни в одну картину Хуциева цензура не вмешивалась так жестко, как в эту, обвиняя создателя в неясности замысла, в затянувшихся поисках цели жизни его героями. Начатый в 1959-м, фильм вышел в 1965 году. Знаменитый итальянский режиссер Федерико Феллини приезжал в Москву на фестиваль и пожелал лично познакомиться с Хуциевым, он высоко ценил его талант. Картину «Мне двадцать лет» с интересом смотрели и за рубежом, а на фестивале в Венеции исполнитель роли Сергея Валентин Попов был удостоен специального приза.

Последовавшие затем фильмы «Был месяц май», «Июльский дождь», «Послесловие» интересны каждый по-своему, но везде на первый план выходит то, что всегда является главным в картинах Хуциева – внимание к личности, к его духовным ценностям. И кажется, что его герои все те же, только от фильма к фильму взрослеют.

Вклад в мировое кино

Каждый персонаж у Хуциева был просто советским человеком со всеми присущими ему качествами, но прежде всего — честным и великодушным. Коллеги говорят, что в нем самом было многое от его героев – та же искренность, преданность делу, верность близким и друзьям. Он со студенчества был женат на Ирине Семеновне Соловьевой, работавшей затем вместе с ним на студии им. Горького в составе сценарной редколлегии, и сохранил эту привязанность до конца. Когда стало ясно, что он нуждается в госпитализации, Марлен Мартынович заявил, что ляжет в больницу только с женой. Ему пошли навстречу, но, к сожалению, последние его дни прошли без нее – она скончалась раньше, 5 января, он – 19 марта, на 94-м году жизни. Осталась незаконченной его картина, посвященная Чехову и Толстому, «Невечерняя». Режиссер работал над ней вместе с сыном Игорем, который пошел по стопам отца, и, возможно, картина все-таки будет закончена его усилиями.

В дни прощания с народным артистом СССР, лауреатом Государственной премии РФ, обладателем еще множества званий и наград Марленом Хуциевым невольно как бы подводили итог его творчеству, и очень примечательно в этом плане высказывание народного артиста РФ Владимира Хотиненко: «Когда мы начинаем говорить про вклад того или иного человека, это все достаточно дежурно, но в данном случае все фильмы, которые снял Марлен Хуциев, — это картины, которые являются вкладом не только в наше, но и в мировое кино. Это художник с индивидуальным мироощущением».

Идиллия ДЕДУСЕНКО

Фото tvkultura.ru

КСТАТИ

В двух фильмах Хуциева принимали участие непрофессиональные исполнители – Нина Иванова и Николай Чурсин. Как же сложилась их судьба после съемок?

Нина Иванова, родившаяся в Москве в 1934 году в многодетной семье, получив свидетельство о неполном среднем образовании (7 классов), пошла работать на завод, чтобы помогать родителям. То, что она ребенком снялась в кино, давно забылось. Но однажды один из ее друзей, студент ВГИКа, попросил сыграть маленькую роль в его дипломной короткометражке, в которой и увидел ее Хуциев на просмотре. На съемках между Ниной и оператором Радомиром Василевским завязался роман, они поженились, и девушка осталась с мужем в Одессе. В 60-е они разошлись, и Нина вернулась в столицу. Пойти в таком возрасте в школу, чтобы получить аттестат, Нина постеснялась, а без него не могла поступить в вуз, поэтому, окончив режиссерские курсы, стала работать ассистентом режиссера на московской киностудии. Чтобы подработать к зарплате, время от времени снималась в эпизодах, иногда и без слов, но об Ивановой быстро забывали. Она снялась еще в нескольких фильмах для «Ералаша», пыталась писать для этого журнала сценарии, но, видимо, не хватало специальных знаний. В 90-е многие известные артисты остались без работы, и она тоже. Тогда Нина Георгиевна пошла санитаркой в больницу, где ее вскоре перевели в медсестры. Замуж больше не выходила, детей нет, поэтому живет сейчас пенсионерка Иванова вместе с сестрой в небольшой квартирке в столице. Давать интервью и участвовать в шоу не желает.

У Коли Чурсина более короткая история. Он никогда не стремился стать артистом, даже после шумного успеха в фильме «Два Федора». Правда, приглашение сняться еще раз он принял, это был фильм «Мальчики», который успеха не имел. Николай с детства мечтал стать гидрометеорологом, поэтому после школы поступил в техникум. Но прежде позвонил Шукшину, посоветовался, артист его выбор одобрил. С Хуциевым увиделся в 2005 году в Ялте, куда режиссер пригласил Чурсина на свой юбилей. А в 2008 году Николай Кузьмич скончался, не дожив до 60 лет.

Наверх