ОЛЬГА ВОЛКОВА: ПОВОРОТЫ СУДЬБЫ
Летом прошлого года жители Ставрополя встречались с народной артисткой РФ Ольгой Волковой, которая всем хорошо известна по многочисленным ролям в кино. Это было на редкость увлекательное событие, ибо актриса не только интересно рассказывала о себе, но и сумела зарядить слушателей своим неистребимым оптимизмом и юмором. А позавчера родные и коллеги поздравили Ольгу Владимировну с 80-летием, и мы тоже не можем остаться в стороне от ее юбилея.
В рамках ТЮЗа
Поначалу школьница Оля Политова, родившаяся в Ленинграде 15 апреля 1939 года, и не мечтала о сцене, ее увлекали тайны археологических раскопок. Но советы родителей и многочисленных родственников, которые посвятили себя актерской профессии, участие в художественной самодеятельности все-таки свернули ее с тропы, ведущей к древностям, и привели в театральную студию при Ленинградском ТЮЗе. Окончив ее в 1960 году, Ольга осталась работать в этом театре, которому и отдала десять лет.
Еще во время учебы начала сниматься в кино, но в таких незначительных эпизодах, что зрители не успевали ее запомнить. Все силы тогда молодая актриса отдавала сцене. Театр юных зрителей для многих будущих звезд стал хорошей школой, где каждый ищет и оттачивает свои приемы, совершенствует мастерство.
Работу в Ленинградском ТЮЗе Ольга Владимировна вспоминает как счастливое время. Упрочилась ее театральная карьера, она становилась все заметнее и в кино, снявшись в фильмах «Город зажигает огни», «Захудалое королевство», «Учитель пения» и других. Произошли перемены и в личной жизни. Актриса познакомилась с оператором Леонидом Волковым и сменила фамилию, став отныне Волковой. У них родилась дочь Катя. Но, как оказалось, поспешили создать семейный союз, не разобравшись в чувствах, привычках, и вскоре разошлись. Однако не в характере Ольги было предаваться унынию, ее поглощала работа. Для нее, уже тридцатилетней, рамки ТЮЗа стали узкими, и она охотно приняла приглашение Театра комедии, где прослужила с 1970-го по 1976-й год.
Семейные традиции
Следующие 20 лет были отданы знаменитому Большому драматическому театру, куда ее пригласили и где работать мечтают многие артисты. Это было признание ее особых способностей: Волкова стала ведущей актрисой знаменитого театра. Перемены в творчестве помогли справиться со второй личной драмой. Когда Ольга Владимировна ушла в БДТ, у нее уже был двухлетний сын Иван, родившийся от известного актера Николая Волкова, с которым семья тоже не сложилась. Мы же Николая Николаевича знаем по многим фильмам, и прежде всего по военным: «Это было в разведке», «Битва за Москву», «Война на западном направлении»… Известен он и как помощник Штирлица Эрвин Кин в эпохальной ленте «Семнадцать мгновений весны». Как Ольга Владимировна, так и Николай Николаевич были продолжателями известных актерских семей (его отец сыграл в кино знаменитого Хоттабыча). Дети Волковой продолжили эту линию. Катя стала актрисой и замуж вышла за артиста Аркадия Ковалева. Иван – талантливый актер и музыкант, состоял в браке с Чулпан Хаматовой, не только прекрасной актрисой, но известной и тем, что организовала помощь больным детям.
Третий брак Ольги Владимировны оказался прочным. С художником Большого театра кукол в Ленинграде Владимиром Ховралевым она была давно знакома, но тогда оба были не свободны. Пожениться удалось лишь через десять лет, когда они снова встретились и их творческое знакомство переросло в более близкие отношения.
Прослужив в БДТ много лет, Ольга Владимировна начала испытывать разочарование от того, что годами приходилось играть одни и те же роли, а хотелось чего-то нового. В конце 90-х она решилась переехать в столицу, где была возможность выступать на сценах разных театров в качестве приглашенной актрисы. В Москве Волкова с успехом выступает в самых разных спектаклях, а в 2013 году вела программу «Между нами, девочками» на Первом телеканале. Все складывалось удачно, но недавно на ее долю выпало тяжелое испытание — умер муж, с которым она счастливо прожила 30 лет. Ольга Владимировна хранит воспоминания об этом «человеке необычайного воспитания, интеллигентности и тонкой душевной организации», как она сама его характеризует.
Продолжение следует
Как бы ни складывалась театральная карьера, какие бы перемены ни происходили в личной жизни, Ольга Владимировна продолжала сниматься в кино. Первая настоящая известность в кино пришла к ней в фильме Эльдара Рязанова «Вокзал для двоих», где она сыграла официантку Виолетту. Знаменитый режиссер приметил актрису еще тогда, когда она работала в Театре комедии. Ольга Владимировна играла мымру Калугину в «Сослуживцах», и Рязанов, неожиданно попавший на спектакль, был восхищен игрой актрисы. Он сказал, что непременно снимет ее в одном из своих фильмов. Однако после этого исчез на десять лет. Роль, которую наконец предложил Рязанов Ольге Владимировне, была крошечная, но актриса сумела сделать ее заметной. Она поехала на Витебский вокзал и стала подсматривать в буфете, как ведет себя официантка. Ей объяснили, что «вот эта» хотела стать артисткой, но не сумела поступить в театральный вуз. Вот такую, которая как бы несла саму себя на блюде, и представила талантливо Ольга Владимировна в фильме «Вокзал для двоих», после чего ее просто засыпали предложениями. Со временем ей доставались и главные роли, но она не отказывалась даже от самой маленькой, тем более у Рязанова. Так она стала модисткой в драме «Жестокий романс». И снова поиски образа, который бы не просто мелькнул на экране, а запомнился зрителям. Актриса нашла в Ленинграде настоящую француженку и ездила к ней несколько дней, пока та наговаривала французские фразы на ленточный магнитофон, затем сама их заучивала. Таким образом, в фильме неприметная русская модистка превратилась в экзальтированную француженку, с чем режиссеру пришлось согласиться.
С особенным удовольствием актриса исполнила роль чиновницы Суровой в фильме «Забытая мелодия для флейты», наделив ее самыми неприятными чертами характера. «Это моя месть «высокосидящим» начальникам», — говорит она. И совершенно необычной получилась Катя Иванова, оказавшаяся на свалке жизни, куда в силу обстоятельств попали многие достойные люди, в фантасмагории Рязанова «Небеса обетованные». Волкова снялась в шести картинах этого режиссера, но охотно принимала и другие приглашения, поэтому в ее списке более 150 фильмов!
«Повороты судьбы», «Под каблуком», «Медсестра», «Жизнь после жизни» — вот лишь некоторые фильмы последних лет с участием актрисы. Даже в последнее время Ольга Владимировна снимается за год в шести – семи картинах у разных режиссеров. В прошлом году у нее была роль в фильме «О чем говорят мужчины. Продолжение». Надо думать, что и ее фильмография получит продолжение, и мы еще не раз встретимся на экране с этой талантливой актрисой.
Идиллия ДЕДУСЕНКО
ПРИ ПОДДЕРЖКЕ НЕБЕС
Картина Эльдара Рязанова «Небеса обетованные» была названа читателями журнала «Советский экран» лучшим фильмом 1991 года, а Лия Ахеджакова, исполнившая одну из главных ролей – нищенку Фиму, получила за нее «Нику».
Участникам необычной ленты пришлось сниматься на настоящих свалках, в рубищах, замерзая от холода, перекусывая бутербродами с чаем. Естественно, что на такой «съемочной площадке» не было никаких удобств, и артистам, как их персонажам, негде было помыться. Рязанов всегда добивался предельной достоверности, а здесь она была особенно важна, так как речь шла о ломке привычных обстоятельств, в которых прежде жили люди, родившиеся и выросшие в Советском Союзе. Переход к демократии для многих, а лучше сказать для большинства населения, оказался тяжелым испытанием. Благополучно жившие люди, представители самых разных профессий, в том числе и интеллигенты, оказались в буквальном смысле на улице и за неимением жилья поселились на свалке. Но и ее у них захотели отнять новые хозяева то ли под отель, то ли под завод. Нищим ничего не оставалось, как защищать свою территорию в стычках с будущими владельцами, с администрацией города, с милицией… Они, как могли, приспосабливались к новой жизни. Талантливая художница Анфимья, а ныне просто Фима, научилась попрошайничать и теперь обучает этому новенькую, которую выгнали из дома сыновья. Женщина забыла имя и фамилию, поэтому Фима называет ее Катей Ивановой, роль которой блестяще исполняет Ольга Волкова. На свалке находят себе место полковник в отставке Бакурин (Броневой), брат Фимы пианист Федор (Басилашвили), его возлюбленная пэтэушница Жанна (Щукина) и многие другие. Отчаяться при новой жизни им не дает бывший житель города Дмитрий Логинов, ставший просто Митей, по кличке «Президент» (Гафт). Он объявляет, что имел контакт с инопланетянами и договорился с ними о хорошем месте «на небесах» для каждого обывателя свалки. История действительно кончается тем, что все это общество на списанном паровозе «улетает в небеса обетованные», где, возможно, их ждет лучшая участь.
Чтобы снять эти сцены, загнали на один из запасных путей старый паровоз, рядом поместили остовы негодных троллейбусов и автомобилей, ржавые милицейские будки, накидали поломанную мебель, всякую рухлядь. И среди этого хламья приходилось снимать в основном по вечерам. По сценарию подниматься на небеса должны были в день, когда выпадет первый снег, и он должен быть голубым, а на самом деле почти все время лил осенний дождь. Подготовили искусственный снег, мелко нарезав целлулоид, приготовили ветродуйные машины, чтобы снег летал, поставили синие фильтры, чтобы он был голубым. Рязанов дал команду «Мотор!» — и тут свершилось «чудо»: повалил настоящий снег! Когда съемка кадра заканчивалась, снег прекращался. Был готов следующий кадр – снова шел снег. Так и отсняли все, что нужно, при совершенно необъяснимой поддержке природы. «Как будто кто-то наверху следил за нами, открывал снежные заслонки, давая нам понять, что мы делаем хорошее, доброе дело», — вспоминал потом Рязанов. Важно, что он был одним из первых, кто кинематографическим языком осудил тот хаос, которым сопровождался переход к новому укладу общественной жизни.
Идиллия ДЕДУСЕНКО