ИСТОРИЯ ОДНОЙ ЛЮБВИ
Народному артисту России Игорю Костолевскому 10 сентября исполнилось 70 лет. Но при упоминании его имени мы не представляем этого большого мастера сцены и кино в солидном возрасте, ибо в памяти сразу возникает образ юного кавалергарда из кинофильма выдающегося режиссера Владимира Мотыля «Звезда пленительного счастья».
Повороты судьбы
Участие в романтической драме о декабристах было первым серьезным опытом съемок для молодого Костолевского, позднее он сыграл еще немало интересных ролей, но герой удивительной любви – русский офицер и аристократ Анненков навсегда останется одним из самых обаятельных образов в кино. А ведь этого могло и не случиться…
Повороты судьбы частенько бывают непредсказуемы, и человек не сразу находит свое истинное место в жизни. Вот и московский школьник Игорь Костолевский об актерской профессии не помышлял, в самодеятельности не участвовал. Он рос в очень обеспеченной семье – его отец Матвей Матвеевич был начальником «Экспортлеса». Мальчик был непослушным, своевольным, считал, что ему все можно. В пятилетнем возрасте он испортил чертеж старшего брата Валерия, который долго работал над этим проектом, рассчитывая получить высокую оценку. Игорь ее и «поставил», изобразив цифру «5». В школе Игоря нередко выгоняли из класса за плохое поведение, и только высокое положение отца оберегало его от исключения. И в то же время это был развитой и интеллигентный мальчик.
С профессией для младшего сына в семье долго не морочились, а сразу поставили условие: он должен получить серьезную специальность, как у отца и старшего брата. Чтобы заработать трудовой стаж для поступления в Московский инженерно-строительный институт, Игорь два года проработал испытателем в НИИ кварцевой промышленности. Студентом технического вуза он стал, но учился неохотно и кое-как перевалил на третий курс.
Как-то одна из его подруг, в которую он был тогда влюблен, сказала Игорю, что он красив, как Есенин, и вполне мог бы сыграть роль поэта в кино. Она посоветовала ему бросить нелюбимый институт и поступить в театральный. Втайне от родителей Игорь забрал документы из
МИСИ и отдал в Школу-студию МХАТ. На экзамены пришел неподготовленным, выучил всего один небольшой текст и так волновался, что начал снимать с себя одежду. Его остановили, заметив, что он, видимо, перепутал институт с баней. В общем, экзамены Игорь провалил, но понял, наконец, что хочет стать артистом. Родители были в ужасе от его очередной «проделки», но исправить уже ничего не могли. Игорь стал готовиться и в следующем году поступил в ГИТИС.
Мечту воплотил в кино
Костолевский был в числе пяти лучших выпускников ГИТИСа и мог выбрать любой театр из тех, куда его приглашали. Андрей Гончаров преподавал у них на курсе, и, возможно, Игорь рассчитывал на его покровительство, выбирая Театр им. Маяковского, где тот был главным режиссером. Но Гончаров не привык никого опекать, наоборот, бывал грубоват с актерами, покрикивал на них, а молодых долго держал в массовках или на малозначительных ролях. В такие условия попал и Костолевский. Не привыкший к подобному обращению, он терялся, «зажимался», чувствовал себя на сцене подавленным и потому играл поначалу не лучшим образом. Как-то пожаловался старшему коллеге Борису Тенину, что ему мало дают ролей, на что тот ответил, что раз он мало играет сейчас молодых, то потом будет много играть стариков. Шутка Игоря, конечно, не утешила, но из этого театра он уходить не хотел и решил терпеливо сносить «придирки» худрука. Впоследствии признавался, что даже благодарен ему за такую жесткую школу, которая помогла оттачивать мастерство. А старик, по воле Гончарова, достался ему еще в выпускном спектакле «Дикарка», которого Игорь сыграл не только блестяще, но и с удовольствием. Однако, обладая внешностью романтического героя, молодой артист ждал, когда ему достанется соответствующий персонаж, но получал в лучшем случае небольшие комедийные роли.
Воплотить мечту помогло кино, куда стали приглашать молодого артиста с яркой внешностью. Правда, сначала он совсем ненадолго появился на экране в крошечной роли студента Миши – молодого человека Сони Гуревич, одной из девушек-добровольцев, которые отправляются на перехват немецких диверсантов, в драматической ленте Станислава Ростоцкого «А зори здесь тихие». Но вслед за этим в фильме «Звезда пленительного счастья» (1975 г.) Костолевский получает главную роль давно желанного романтического красавца – декабриста Ивана Анненкова, возлюбленная которого француженка Полина Гебль готова последовать за ним куда угодно, даже на каторгу. Артист и предположить не мог, насколько символичным окажется этот факт в его личной жизни через несколько лет.
На съемках он неожиданно столкнулся с трудностями – ему мешала та самая зажатость, которая преследовала и на театральной сцене. Долго не получались любовные сцены с Полиной, которую играла польская актриса Эва Шикульска, и Мотыль проводил с ним длительные беседы, пытаясь направить артиста в нужное русло. В общем, роль далась нелегко, зато сделала Костолевского настоящей звездой. От зрителей приходили письма, штук по 300 в день, а от режиссеров – новые предложения, причем на главные роли. Это рядовой Полухин в «Весеннем призыве» (1976), Евгений Столетов в фильме «И это все о нем» (1977), за которого актер получил премию Ленинского комсомола, учитель астрономии в «Безымянной звезде» (1978) — один из наиболее лиричных образов, и тут же следом в «Гараже» (1979) – саркастичный юноша, сын высокопоставленного папаши, с его остроумными фразочками: «Раз пошла такая спячка, может, мы свет погасим?», «У вас замечательная профессия! Вы занимаетесь тем, чего нет». В ленте «Тегеран-43» (1980) он советский разведчик Андрей Бородин, а в фильме «И с вами снова я» (1981) – красавец Дантес.
Брак длиною в 20 лет
На съемки фильма «Отпуск за свой счет» (1981), где у него была главная роль инженера – испытателя автобусов Юры, Костолевский явился уже вполне сформировавшимся и очень популярным у зрителей киноартистом. Но такая широкая известность, по его словам, даже немного пугала: «Я почувствовал себя человеком, который взял большую ссуду в банке и не в состоянии ее отдать». Однако и с новой ролью он прекрасно справился. Но фильм этот примечателен еще и тем, что здесь Костолевский встретился с Еленой Романовой, выпускницей Щукинского училища, которая к тому же имела диплом переводчицы. 23-летняя красавица кружила головы ухажерам, среди которых были американский книгоиздатель Майкл, сын русских эмигрантов, готовый ради Елены оставить жену, а также начинающий артист из Молдовы Анатолий Доровских, ставший затем известным автором и исполнителем патриотических песен. 33-летний Игорь тоже воспылал к ней страстью, три летних месяца съемок их очень сблизили, он так трогательно заботился о возлюбленной, что она согласилась стать его женой, хотя когда-то клятвенно обещала маме (переводчице) не выходить замуж за артиста.
В положенное время у супругов родился сын Алеша, у которого в три года проявилось тяжелое заболевание – астматический бронхит. Хотя Игорь был замечательным отцом, сидеть с ребенком приходилось в основном Елене. Бросая спектакли и съемки, она каждое лето уезжала с сыном на юг. На то, чтобы улучшить состояние Алеши, ушло пять лет с постоянными материальными трудностями и душевными переживаниями то у постели сына, то в больницах. Наконец Алеша поправился, и Елена вернулась на сцену, причем перевелась в Театр им. Маяковского, чтобы быть поближе к мужу, которого донимали фанатичные поклонницы. Однако это не избавило образцовую семью от постоянных звонков домой: какие-то женщины сообщали Елене о своих якобы близких отношениях с ее мужем или о беременности. А некоторые даже приходили к подъезду дома или театра выяснять отношения с законной женой обожаемого артиста, после чего выяснять отношения начинали уже и супруги. Костолевского угнетала ревность жены, к тому же он устал видеть ее постоянно и дома, и в театре, где им нередко приходилось играть в одном спектакле. Брак длиною почти в 20 лет дал трещину. Не желая выслушивать упреки жены, Игорь садился в машину и гонял ночью по Москве.
Он, так мечтавший когда-то о ролях героев-любовников, теперь был разочарован тем, что только их ему и предлагают, и переживал из-за того, что его отождествляют с экранными персонажами. В одном из интервью он говорил: «Знаете, что мне всегда мешало? Неправильное зрительское восприятие соответствия (или несоответствия) моих внешних и внутренних данных… Не знают, какой я чертовски богатый внутри… Наверное, моя беда в том, что я слишком умный для артиста». Он продолжал сниматься в главных ролях иногда в нескольких фильмах сразу, и они выходили год за годом: «Сказка, рассказанная ночью», «Никто не заменит тебя», «Компаньоны», «Законный брак», «Вход в лабиринт», «Вечный муж»…
Последовала за «декабристом»
От работы в театре Игорь Матвеевич такого удовлетворения не получал, ему хотелось сыграть драматическую роль с глубокими переживаниями, а ее не было. Наступили перестроечные девяностые, и в театре появилось много проблем. И вдруг он получил предложение из Норвегии сыграть роль Вестника, наполненную сильными эмоциями, в культовом спектакле «Орестея» знаменитого режиссера Питера Штайна и, конечно, согласился. Его игру высоко оценили критики. В другой раз он сыграл в том же спектакле прекрасного Аполлона и тоже заслужил высокие похвалы. После этого Театр на Покровке, Театр Российской армии, Московский театр сатиры и другие стали наперебой звать его и предлагать интересные роли, и он иногда принимал участие в спектаклях на чужой сцене.
Однажды в Театре Пушкина он отыграл в спектакле «АРТ», открыл дверь в гримерку и… замер, увидев на стуле незнакомку с огромными голубыми глазами и чудесной улыбкой. А она сначала увидела длинные ноги, когда же подняла глаза, то поняла, что перед ней стоит артист, который только что блистал на сцене. И она сказала: «Спасибо. Постановка лучше на русском, чем на французском». Оказалось, это была французская актриса Консуэло де Авиланд, которую пригласила Елена Наумова посмотреть пьесу, шедшую на русской сцене в ее переводе. Они встретились на банкете и поняли, что с ними что-то происходит. Однако на предложение Игоря встретиться вновь Консуэло ответила, что еще в 12-летнем возрасте прочла книгу Александра Дюма «Учитель фехтования» и теперь ждет своего декабриста. Артист с радостью объяснил ей, что это именно он и есть, и рассказал о фильме «Звезда пленительного счастья». Встречи продолжались, потому что «самоотверженная француженка», как называли Консуэло в театральных кругах, все еще была в Москве, занимаясь Авиньонским фестивалем, и помогала российским театрам принять в нем участие.
Вскоре Игорь заявил Елене о разводе. Расставались они бурно, сложно, но его нельзя было остановить, тем более что сына он уже вырастил (Алексей вскоре закончил МГИМО и работает по специальности). Консуэло отказалась от артистической карьеры на родине и последовала за своим «декабристом» в Россию, где сначала содействовала совместной работе двух стран на железной дороге, являясь представителем «РЖД», а потом стала просто верной и любящей женой, поменяла католичество на православие, получив новое имя Евдокия. Возлюбленные обвенчались 23 февраля 2001 года. «Я наконец-то встретил женщину, которую действительно люблю и с которой мне очень хорошо – везде и всегда. Я благодарен судьбе за эту любовь, которая сделала меня самым счастливым человеком в мире!» — признается Игорь Матвеевич.
В театре народный артист России, обладатель многих званий и наград — один из ведущих исполнителей, и каждое представление с его участием проходит с большим успехом. Продолжаются и съемки в кино. Одна из наиболее интересных его ролей – бывший артист Аркадий Бимов в фильме «Усадьба», в котором рассказывается о последствиях перемен, так неожиданно свершившихся в стране. У его персонажа были все основания заявить: «Я жертва исторического разлома. Инвалид времени, можно сказать». Как и его персонаж, артист пережил вместе со страной трудные времена и теперь, находясь на вершине славы, продолжает радовать публику игрой на сцене родного театра, в котором служит 45 лет.
Идиллия ДЕДУСЕНКО