№ 31 (3710) 08.08.2018

СКРОМНОСТЬ ОСТАВЛЮ НЕУДАЧНИКАМ

Этот актер как-то сказал: «Я играю гениально, даже враги признают. Вы приходите, посмотрите, как надо играть, Нескромно? Скромность оставим неудачникам, а я удачливый».

«Изюминка» для Кирпича

Узнали? Конечно, это эпатажный Станислав Садальский. Не скрывал он откровенного самомнения и перед ставропольскими зрителями, когда приезжал в наш край в этом году и двумя годами раньше на Международный форум творческих союзов «Белая акация». Но когда он так говорит о себе, то трудно понять, в шутку или всерьез. Если судить по его манере изъясняться, а также по абсолютной свободе поведения на сцене во время встреч, то перед зрителями предстает «свой брат» чуть ли не с соседней улицы, немного дурашливый, порой саркастичный, но такой веселый и обаятельный, что никому и в голову не приходит принимать его высокую самооценку как бахвальство.

Все мы знаем, что в кино он действительно замечательно играет непритязательных смешливых простачков и неудачников. Любой создаваемый Садальским образ, даже простой театральный пожарный, который появляется в «12 стульях» на короткое время, нагловатый сибиряк в ленте «Три дня в Москве», бродячий артист Колесов в драме «Без права на провал», циничный администратор поп-звезды Леонид Борисович Озеран в «Презумпции невиновности» и многие другие, непременно наделен хоть какой-то долей юмора.

Поначалу так и казалось, что он никогда не выйдет из амплуа придурковатых неудачников, однако сам артист не переживал по этому поводу и отшучивался: «На мой век дураков хватит». Но со временем ему стали подвластны более весомые острохарактерные комедийные роли. Нелегко выделить какую-либо из них, ведь Садальский снялся почти в ста фильмах, однако особо запомнился его вор-карманник Костя Сапрыкин по прозвищу Кирпич в фильме Станислава Говорухина «Место встречи изменить нельзя». Он немного похож на прежних экранных дурачков Садальского, только внешне более зажатый и хитрый, как любой, кому приходится скрывать свою сущность. Сначала артисту не удавалось найти нужные краски для образа. Чтобы он не стал в один ряд с простачками, нужна была какая-то «изюминка». Помог опытный Владимир Высоцкий, исполнитель главной роли – Глеба Жеглова. На съемках их общего эпизода, заметив, что молодой артист слегка шепелявит, он посоветовал ему посильнее шепелявить и добавить жесткости в выражении лица. И теперь, вспоминая Кирпича, мы непременно тут же повторяем: «Коселёк, коселёк».

Медаль Покрышкина

Все, что долгое время приходилось играть Садальскому в кино, это были роли второго плана, нередко даже и просто в одном — двух эпизодах. Многие режиссеры и коллеги думали, что его облик не подходит для исполнения героев или хотя бы сколько-нибудь серьезных людей. А ему хотелось чего-нибудь более значительного. И такой случай выпал.

Режиссер Семен Аранович решил снять фильм под названием «Торпедоносцы» по мотивам военных рассказов писателя Юрия Германа, который во время Великой Отечественной был корреспондентом ТАСС на Северном флоте. Там и происходит действие фильма. И хотя он снимался через 40 лет после событий, все действие смотрится как свидетельство о той войне. Этому способствовали и документальные кадры хроники, вплетенные в сюжет.

Торпедоносцы – это летчики, полк которых базируется в маленьком гарнизоне на севере страны. Каждый раз, поднимаясь в воздух, они не знают, вернутся ли назад. Сам режиссер называл их советскими камикадзе. А они не говорили, что сражаются с врагом, они просто, по их словам, «работали». В гарнизоне шла обычная жизнь со сложными человеческими отношениями, с любовью, там, как и вообще в жизни, переплеталось драматическое, лирическое и комедийное. Но на этой «работе» гибли люди, разбивались чьи-то судьбы. В этой атмосфере живет и герой (на этот раз без преувеличения) Станислава Садальского Дмитренко. Его партнерами были известные мастера кино Александр Филиппенко, Родион Нахапетов, Вера Глаголева, Алексей Жарков, Всеволод Шиловский и другие. В титрах роль Садальского значится как одна из главных. Фильм вышел в 1983 году и за 35 лет не утратил своей значимости. Он получил высокую оценку, а его создателю – режиссеру Арановичу в 1986 году была присуждена Государственная премия СССР. Получили награды и дипломы и некоторые исполнители. Работа Садальского в этой ленте тоже была оценена по достоинству: он награжден медалью трижды Героя Советского Союза Покрышкина. Но главное, артист доказал, что серьезная роль ему тоже по силам.

Что касается наград и званий, то он ими не обделен. В 1991 году Станислав Юрьевич получил звание заслуженного артиста РСФСР, затем – народного артиста Чувашской Республики, в 2007 году — народного артиста Грузии и орден Чести (тоже в Грузии), тогда же получил звание «Почетный гражданин Грузии», а в 2008-м – Почетного жителя города Канаш в Чувашии. Он также признан одним из выдающихся артистов двадцатого века Международным Кембриджским биографическим центром. Вот к таким весомым результатам привела якобы «несерьезного» актера его талантливая игра.

Заводской комик

О такой славе и не мечтал мальчик, родившийся 8 августа 1951 года в глухом чувашском селе Чкаловское. В раннем детстве он мало что знал о кино. Хотя его родители были учителями, из-за пьянства и постоянных измен отца без скандалов в доме не проходило и дня. Не прекратились они и в 9-метровой комнатке (прямо в школе) в городе Канаш, куда семья переехала в 1953 году. Здесь Стасик пошел в первый класс. В 1958 году родился его младший брат Сергей, и в такой тесноте жить стало совсем невозможно. Тогда Садальские переехали в Воронеж, где им выделили двухкомнатную служебную квартиру. Улучшение бытовых условий не помогло скрепить семью, от пьяного отца частенько доставалось детям и жене. Однажды он так ударил ее по голове, что она заболела и умерла. 12-летний Стасик навсегда вычеркнул отца из своей жизни. Он и пятилетний Сережа оказались в воронежском интернате.

На уроках Стасу было скучно, он гримасничал, всех смешил, и учителя посоветовали ему записаться в драмкружок «Орленок», что он и сделал. Руководила кружком завуч Александра Степановна Шевцова, она доверила мальчику роль злодея Синьора Помидора в спектакле «Чиполлино», которую он прекрасно исполнил. Вот тогда и родилась у него мечта о театре, о чем он и говорил на встрече со зрителями в Ставропольской краевой филармонии, убеждая их не предавать мечту, какой бы она ни была.

Александра Степановна поддерживала Стаса, помогала ему готовиться к вступительным экзаменам в институт. Тут объявился отец, пожелавший, чтобы сын стал военным, но Станислав, не простивший ему смерти матери, не хотел возобновлять с ним отношения и уехал в Москву, где и подал документы в театральное училище им. Щукина. Перед комиссией предстал высокий парнишка с выразительными чертами лица, талантливый, с достаточным опытом, полученным в драмкружке, но его не приняли… из-за неправильного прикуса и легкой шепелявости.

Кто-то посоветовал парню поехать в Ярославль, где можно поступить в местное театральное училище. Там его приняли, но учеба здесь не освобождала от армии, куда Станиславу никак не хотелось. Тогда он устроился на моторостроительный завод в агрегатный цех, где в перерыв смешил товарищей, а вечерами играл в драмкружке при Дворце культуры, и скоро «заводской комик» стал любимцем публики.

Когда через год Садальский объявил об уходе, его уговаривали остаться, предлагали повысить в должности и дать хорошую зарплату, но он снова поехал в столицу и подал документы в ГИТИС. Здесь его тоже не хотели принимать по тем же причинам, что и в Щукинском училище. Помогли «столпы» МХАТа Ольга Николаевна Андровская и Григорий Григорьевич Конский, которые заявили, что парень очень талантлив, а свои недостатки он может превратить в достоинства. В таких случаях говорят: как в воду смотрели. Садальский действительно превратил свои недостатки в достоинства, наделяя ими дурашливых простачков, которых стал играть в кино чуть ли не с первого курса обучения.

Разрыв с театром

С театром такого крепкого союза, как с кинематографом, у Станислава Юрьевича не сложилось. По окончании ГИТИСа талантливый артист получил приглашения от многих режиссеров и выбрал Театр им. Маяковского, но проработал здесь всего два дня! Молодой артист тогда не знал, что с такими новичками маститые режиссеры порой не церемонятся. Привыкший с детства защищаться, он не смог промолчать, когда режиссер, по его мнению, обратился к нему без должного уважения, и заявил: «Почему вы так грубо со мной разговариваете?» Такую «дерзость» ему не простили. Садальский перешел в престижный «Современник», где прослужил 8 лет, но был не удовлетворен второстепенными ролями и заработком, постоянно вступал в споры с режиссером Галиной Волчек и ушел в театр с необычным названием «На Юго-Западе», где тоже продержался недолго, заявив: «Театральные режиссеры унижают актеров. Все время хотят доказать, что ты – никто, ты – ничтожество!» Он решил покинуть сцену и сосредоточиться на кино, где был востребован, снимаясь в течение года сразу в нескольких фильмах, что его вполне устраивало. Кинематографу он отдал более тридцати лет, как говорится, «поймав удачу», но ведь удача – сестра таланта, а у Садальского уникальные способности.

Возможно, его характер и в самом деле можно назвать неуживчивым, что сказалось и в личной жизни. Будучи совсем молодым, он познакомился с подданной Финляндии, которая была на 15 лет старше. Эта разница в возрасте Станислава не остановила, он женился. В 1975 году у супругов родилась дочь Пирио-Лиза, но вскоре после этого жена вместе с ребенком уехала на родину. Больше они не общались, и за 43 года Станислав Юрьевич ни разу не виделся с дочерью. От этого брака у Садальского остался только штамп в паспорте, что не позволяет ему оформить официально отношения ни с одной женщиной, и его это устраивает. Сам он не любит говорить на эту тему, но все-таки не скрывает, что другие женщины в его жизни были. Пожалуй, самый длительный роман (7 лет) был у него с Татьяной Васильевой, которую он высоко ценит и как актрису, и как человека. Даже расставшись, они продолжают по-доброму общаться. Обожает, как партнершу по кино, Ларису Удовиченко, с которой снимался в фильмах «Место встречи изменить нельзя», «На кого Бог пошлет» и в сериале «Даша Васильева: любительница частного сыска».

Король скандалов

Дорога в искусстве ни у кого не бывает гладкой, и у Садальского случались периоды, когда приглашения на съемки были редки. Он не растерялся и… подался в журналистику – вел в «Экспресс-газете» рубрику «Скандальские новости». Не желая рассказывать о своей личной жизни, он, по его выражению, «судил субъективно» о других, предавая гласности некоторые факты из жизни коллег, что их задевало и нередко приводило к скандалам. В результате за ним так и закрепилось звание «Короля скандалов». Работал на радиостанциях, в частности в «Серебряном дожде», создал развлекательную программу «Шоу одинокого шута», которая была признана одной из лучших. Написанные им книги «Король скандала» (три издания) и «Дебил-шоу» получили большую популярность у определенной части читателей. Присущий ему сарказм со многими его рассорил, но он все равно не может воздержаться от публичных высказываний в чей-либо адрес, объясняя это так: «У меня плохая наследственность и характер отвратительный, если кого невзлюблю, так высмею – пух и перья полетят!»

Хотя в журналистике Садальский добился определенных успехов, она ему надоела, и в конце 90-х он вернулся на сцену, к той профессии, которую любил с детства. Играет в разных театрах, в антрепризах. Одним из самых любимых стал для него спектакль по пьесе Елены Кузнецовой «Кто последний за любовью», где он выступает в дуэте с Аллой Довлатовой. По его словам, и от партнерши, и от самого спектакля он получает фантастическое удовольствие, как и вообще от игры на сцене. А что уж говорить о зрителях! Они раскупают все билеты на спектакли, если там играет Садальский. И сегодня, в день рождения, он наверняка порадует их своим талантом.

Идиллия ДЕДУСЕНКО

Наверх