МЯГКОЕ СЕРЕБРО
Братья-станичники успешно разводят элитных нутрий
С братьями Токмаковыми меня познакомил фермер Иван Митрофанов. В прошлом он сам успешно разводил нутрий и даже шил из их меха шапки, которые пользовались в Советском Союзе большой популярностью. Я тоже помню те времена, когда кроличьи шапки сменили нутриевые. У нас в военном городке все мои сверстники гонялись за такими. Иметь нутриевую шапку было престижно. О норке, пыжике мы и не мечтали. Как говорит Митрофанов, норковую шапку по статусу мог раньше носить разве что первый секретарь райкома. Его могли и в лицо не знать, а по шапке узнавали. А нутрия была признаком среднего достатка.
Официальная легкая промышленность тогда не поспевала за спросом, и нутриевый бизнес осваивали предприимчивые граждане, зарабатывавшие тогда хорошие деньги, которые почему-то назывались нетрудовыми доходами.
Но сменились времена, и вместо шапок-ушанок народ стал носить вязаные шапочки, которые можно в карман засунуть. И нутриевый бизнес захирел. Токмаковы сегодня – одни из немногих, кто продолжает водить нутрий в массовом количестве.
Шубы вместо шапок
Теперь мех идёт не на шапки, а на шубы. Опять же, нутриевые шубы – это признак среднего достатка. Кто не может позволить себе норковую, довольствуется нутриевой. И таких людей много. Поэтому имеет смысл вновь заниматься разведением этих зверьков.
Владимир встречает меня у входа на своё подворье. Сегодня его очередь нести вахту. Они с Сергеем так договорились: двое суток дежурит один, двое – другой. Подворье принадлежит их дедушке, он пустил внуков на постой. Владимир живёт в Расшеватке неподалёку, а Сергей – в Новоалександровске. Владимир по образованию зоотехник, Сергей – ветеринарный врач. Оба оставили госслужбу, так как она не шибко кормила. Своё дело надёжней, хоть и хлопотней.
Поначалу закупали нутрий у населения. Шкурки возили на ночной рынок в Лабинск. Несколько лет, можно сказать, вели ночной образ жизни.
– Нас эта работа вымотала, стали уже засыпать за рулём, – говорит Владимир, – решили, что пора завязывать, пока до беды не дошло. Стали сами нутрий водить.
Все заработанные на торговле деньги вложили в строительство клеток и сенников. По словам Владимира, где-то в пределах миллиона им эта ферма обошлась. Окупилась или нет, он точно сказать не может. Считать некогда за работой.
Зверьки у братьев одной породы – серебристой. Это самая подходящая разновидность для шуб. Она считается элитой среди собратьев.
Держать стандарт
Серебристые нутрии очень красивы. Я таких и не видел. Токмаковы закупали племенных зверьков в основном в Волгоградской области. На Ставрополье их мало кто разводит. Владимир вытаскивает из клетки здорового самца. Шерсть у него серебристая с голубизной, на спине тёмная полоска, на брюшке очень нежная и густая короткая шёрстка. Это стандарт породы. Такие шкурки наиболее ценятся меховщиками в Лабинске и Мостовском, куда братья возят сырые шкуры. Там, так исторически сложилось, много специалистов по выделке шкурок. Потом готовый товар везут в Пятигорск на меховой рынок, где его покупают производители шуб. Вот такая цепочка.
– Чтобы не потерять стандарт породы, нужно постоянно вливать в поголовье свежую кровь. Вести селекцию, чтобы закреплять у потомства лучшие признаки родителей, – говорит Владимир. – Это сложный процесс, требующий и знаний, и терпения.
Нутрия, хоть и водоплавающее животное, сырости в своих домиках не переносит и ещё боится сквозняков. Поэтому у Токмаковых с западной и восточной сторон клетки закрыты брезентовыми пологами, чтоб уменьшить сквозняки. Каждая клетка разделена на два отсека. Один – для кормления и выгула, другой – для жилья и получения потомства. Это и есть домик нутрии, в котором должно быть тепло и сухо. Чтоб обеспечить такой комфорт, лучший материал – шифер, на который стелется солома. Он не промокает так, как дерево, и его зверьки не грызут. Но сейчас этот материал дорог, поэтому каждая клетка стоит приличных денег.
Нутрий необходимо хотя бы два раза в жизни прокалывать антибиотиками и периодически давать им витамины. На такой большой ферме кормить зверьков овощами нецелесообразно. Братья потчуют нутрий исключительно запаренным комбикормом и сеном из люцерны и суданки. Летом косят свежую траву.
Пока держимся
Владимир признаётся, что нутриевый бизнес с каждым годом хиреет. Первая волна успеха были те самые шапки. Братья успели попасть во вторую волну – шубы. А третьей, наверное, уже и не будет. С каждым годом реализовывать мягкое серебро своих нутрий братьям всё сложнее. Натуральный мех вытесняет синтетика или же дешёвые китайские шубы. У них даже норка стоит дешевле, чем у нас нутрия. Но норкой она лишь называется, так как носится года два — три. Хорошая нутриевая шуба будет прекрасно выглядеть и через десять лет.
Сейчас выручает возросшая популярность мяса нутрии. Если раньше братья мясо даже выбрасывали, так как за него давали гроши, то сейчас раз в неделю продают по 20 – 30 тушек. Сами на рынок не возят, покупатели приобретают мясо у них на дому.
Но доходы от мяса не идут ни в какое сравнение с тем, что приносит мех.
Раньше значительная часть шкурок и шуб уходила на Украину. Ставропольские и кубанские меховщики даже имели вместе с украинцами совместные магазины в незалежной. Но после известных событий это сотрудничество пришлось свернуть.
– Тем не менее, пока держать нутрий выгоднее, чем свиней, – считает Владимир, – например, с одной свиньи можно получить 12 тысяч рублей прибыли. А с 50 нутрий, что можно рассматривать как эквивалент свиньи, – 20 – 25 тысяч. Выходит, рентабельность нутриевого производства в два раза выше. Но нутрии требуют больше знаний и хлопот, и, главное, больше вложений на начальном этапе. Этим и объясняется невысокая популярность этого бизнеса. Свиньи крестьянам привычней, и хлопот с ними меньше. А то, что воняют не в пример нутриям, так то вопрос философский. Но африканская чума не дремлет. Так что свиньи сегодня – рискованное дело.
– Ну, а как же все-таки с шубами? Не постигнет ли их судьба шапок?
– Думаю, что пока ещё несколько лет продержимся, хотя тенденция снижения рентабельности налицо. Если раньше с трёх шкурок получалось по две шапки, которые приносили 280 рублей. Это при ценах на бензин рубль за литр. То сейчас с одной нутрии имеем 650 рублей дохода, то есть 1300 за две. Но литр бензина стоит 33 рубля. Получается, тогда рентабельность была выше в семь раз. Но это, как сказка из детства. Надо жить реальностями. А они таковы: 25–30 тысяч дохода в месяц на каждого из нас. В селе больше трудно заработать. Ещё и резервы есть, голов 300 – 500 можно добавить на нашей ферме. Россия – северная страна. Пока в Сибири и на Крайнем Севере альтернативы меху не найдено, значит, будем жить.
Сергей ИВАЩЕНКО
Фото автора
Между тем