№ 39 (3616) 05.10.2016  

НОВЫЙ ПОДХОД К ОТХОДАМ

На Ставрополье грядёт «мусорная» реформа

zabelin

Заместитель министра ЖКХ СК Богдан Забелин

Краевые власти рапортуют, что регион в числе первых в стране утвердил очень важный документ — территориальную схему обращения с отходами. Она была согласована с экспертами Росприроднадзора и министерства природных ресурсов и охраны окружающей среды края. Комментируя новость, чиновники заявляют: с принятием схемы упорядочится деятельность участников «мусорного» рынка, будет задан законный вектор развитию бизнеса в этой сфере. Но обывателя может интересовать и другое. Например, уменьшится ли количество стихийных свалок? Или — не увеличится ли плата за вывоз мусора? На вопросы «СГВ» отвечает заместитель министра жилищно-коммунального хозяйства Ставропольского края Богдан Забелин.

Деление на север и юг

— Богдан Владимирович, в соответствии с территориальной схемой край делится на южную и северную части. Каждая часть будет иметь полный цикл обращения с отходами и своего регионального оператора. Почему принято такое деление, а не иное? Почему край поделен на две части, а не, к примеру, на четыре или шесть?

— Каждый регион самостоятельно принимает решение о количестве региональных операторов в зависимости от инфраструктуры, которая сложилась у них. Где-то региональный оператор может быть один, где-то – два, как у нас, а где-то их может быть и восемь, или даже сорок.

Компания — разработчик нашей территориальной схемы предложила разделить край на две части или две зоны. Чем это объясняется? Работать с отходами выгодно там, где большая плотность населения. У нас в крае большая плотность населения имеется в районе Ставрополя и на КМВ. Поэтому, исходя из этих двух крупных агломераций, которые у нас есть, край был разделён на две части. Другой фактор, который определил такой подход – распределение по территории края мощностей по обработке отходов. Со следующего года Правительство РФ запретило захоронение определённых видов отходов без их предварительной обработки. А у нас сегодня не на всех территориях имеется возможность обработки отходов. Есть размещение, но нет обработки. На эти объекты нельзя будет просто привести определённые виды отходов. Поэтому регион разделили ещё и с учётом размещения мощностей переработки.

— Схемой предусмотрены мусороперегрузочные станции и межмуниципальные зональные центры? Как они будут работать?

— Межмуниципальные зональные центры – это крупные объекты по приему и обработке отходов мощностью 100 тысяч тонн и более. Их в крае будет 13, в том числе пять новых — в Новоалександровском, Труновском, Благодарненском, Будённовском и Советском районах.

В этих межмуниципальных зональных центрах должны быть мощности по обработке отходов. И мощности для захоронения «хвостов» — того, что осталось. Обработка — это комплекс процессов, связанных с вовлечением части отходов в хозяйственный оборот — сортировка, промывка и т. д. В мусоре содержится немало полезных компонентов, которые могут быть пригодны для дальнейшего использования.

А мусороперегрузочные станции – всего их 15 — промежуточное звено между контейнерными площадками или собственниками отходов и межмуниципальными зональными центрами. На мусороперегрузочных станциях будет оборудование по первичной обработке отходов и дальнейшему перемещению их в межмуниципальные зональные центры. Дело в том, что из определённых отходов, после того, как произошло их сжатие в мусоровозах, извлечь что-то полезное очень сложно. Поэтому на мусороперегрузочных станциях и нужны мощности по первичной обработке отходов.

В некоторых районах мы не предусматриваем строительство мусороперегрузочных станций, поскольку рядом будут межмуниципальные зональные центры.

— Существующая «мусорная» инфраструктура в крае будет встроена в новую схему?

— Да, требованиями, на основании которых разрабатывалась наша схема, предусматривалось, что должны быть включены все существующие легальные объекты в крае. Их у нас не очень много – всего восемь объектов имеют лицензию и включены в Государственный реестр объектов размещения отходов. Из восьми объектов на пяти имеется оборудование различной мощности для обработки отходов.

Еще по теме ТБО: борьба с мусором

Некоторые передовые предприятия обладают достаточно современным оборудованием, обеспечивают, по словам их руководителей, переработку до 70 процентов от поступающего объема отходов.

Остальная наша инфраструктура — так называемые санкционированные свалки. Это — земельные участки, выделенные администрацией для складирования отходов. Чтобы хотя бы свозили мусор в одно место. Это уже не вполне легальные объекты. По закону их надо закрыть, но вы понимаете, что, если это сделать сегодня, завтра вместо одной санкционированной свалки появится десять несанкционированных.

Расчёт с человека

— Каковы функции регионального оператора?

— Задача перед региональными операторами стоит очень масштабная: заключить договоры на оказание услуги по обращению с твердыми бытовыми отходами (ТБО) с половиной населения края, обеспечить своевременный сбор отходов в соответствии с санитарными нормами, их транспортировку, дальнейшее размещение, обработку и утилизацию.

На определенной территории может работать только один региональный оператор. Тариф на вывоз ТБО, который будет установлен, должен быть един для всей его территории.

— У нас есть организации, которые смогут выступить в роли операторов?

— Организаций с такими амбициями у нас достаточно, по разным оценкам, от пяти до десяти. А может быть, и больше.

Исходя из критериев допуска, многие организации в крае имеют формальное основание, чтобы поучаствовать в конкурсе. Хотя наверняка не все обладают достаточным экономическим и организационным потенциалом.

— Этот вопрос — очень болезненный… Не будет ли резкого повышения платы за вывоз мусора? Ведь схема охватит не только города, но и сельские поселения. Горожане привыкли платить за вывоз мусора, а для многих селян это будет в новинку. Наверняка найдётся немало недовольных «мусорной» реформой…

— Услуга сбора и обращения твёрдых бытовых отходов сейчас — жилищная, а станет коммунальной. В платёжке пройдёт под другой строкой. Расчёт будет производиться не с квадратного метра, а с человека.

Конечно, сейчас нельзя сказать, каков будет тариф. Но резкого повышения платы быть не должно. Для кого-то она может подняться, а для кого-то, напротив, снизится. Понятно, если люди раньше избавлялись от мусора совершенно бесплатно, никому ничего не платили, а сейчас их обяжут заключить договор и потребуют плату, кому-то это может не понравиться.

Но местные власти должны донести до людей все нюансы нововведения. Это их задача. Система, которая вводится, она глобальная. Это, можно сказать, революция в отрасли. Она давно назрела. Если мы стремимся к какому-то цивилизованному подходу в этом деле, то должны понимать, что сбор отходов, вывоз, обработка, утилизация не могут быть бесплатными. Участники этого рынка не могут работать, не имея хотя бы минимальной прибыли.

Зато в результате реформы будет больше чистоты в наших городах и селах, улучшится экологическая ситуация.

Придётся платить

— Можно ли отказаться от заключения договора?

— Нет, закон устанавливает обязанность регионального оператора заключить на своей территории договора со всеми. Если кто-то отказывается, включается механизм принудительного заключения договора в судебном порядке.

Для людей станет бессмысленным выбрасывать мусор в несанкционированных местах, ведь все равно за услугу по обращению с отходами придется заплатить регоператору.

— Краевые власти планируют привлечение инвесторов к созданию инфраструктуры схемы по обращению с отходами. Инвесторам это будет интересно?

— Я думаю, инвесторы должны проявить активность. Тем более что сейчас в этой сфере будет наводиться порядок. Раньше инвесторы строили, вкладывали средства, но у них не было гарантий финансовых потоков.

Для примера, есть краевая программа «Отходы производства и потребления в Ставропольском крае на 2012 — 2016 годы». Она вовсе не предусматривала бюджетного финансирования. Планы были амбициозные — привлечь более 4 млрд рублей инвестиций. На такую сумму не вышли, тем не менее в отрасль было вложено более 2 млрд рублей.

— Какие нужны средства для создания необходимой инфраструктуры территориальной схемы по обращению с отходами?

— По самым скромным подсчётам — 2,5 млрд рублей. Это если исходить из того, что строительство и оборудование мусороперерабатывающей станции стоит 75 — 80 млн рублей, а создание межмуниципального зонального центра требует вложений как минимум 350 млн рублей.

— И когда на Ставрополье заработает эта система?

— Нужно понимать, что система не заработает сразу, она будет строиться. Следующие шаги, которые должны быть сделаны — отбор по конкурсу региональных операторов и определение нормативов образования твёрдых коммунальных отходов. Но на данный момент не все документы приняты на федеральном уровне. С двумя основополагающими – задержка. По этой причине мы не можем пока даже выбрать региональных операторов. Хотя по закону с начала следующего года отобранные региональные операторы уже должны заключать договоры с населением.

Беседовал Владислав ФУШ

Фото msktambov.ru

КСТАТИ

По данным министерства жилищно-коммунального хозяйства СК, санкционированных мест размещения отходов в регионе около 100, а несанкционированных – около 160.

СПРАВКА

До 26 сентября 2016 года все регионы РФ должны были утвердить свои территориальные схемы по обращению с отходами. Правительство Ставропольского края утвердило документ в числе первых — 22 сентября. Многие регионы еще даже не согласовали свои схемы с Росприроднадзором. А в некоторых субъектах РФ даже не приступали к этой работе.

Наверх