№ 47 (3573) 02.12.2015

ДИАЛОГ — ЛУЧШЕЕ РЕШЕНИЕ ПРОБЛЕМЫ

Дальнобойщики снова протестуют против поборов

Последний день ноября мог бы стать поистине «черным понедельником» для столицы России.  Предполагалось, что к ней устремятся тысячи тяжеловесных фур, которые   перекроют все подходы на дорогах. Такой массовой общероссийской акцией уже второй раз за месяц дальнобойщики были намерены выразить свое несогласие  с решением Минтранса РФ об увеличении сборов за проезд по федеральным трассам общего назначения и повышении штрафов за несвоевременную оплату.

Забастовки несколько меньшего масштаба проходили также 19 ноября в 80 городах и 24 ноября в некоторых регионах. В последней  забастовке (28-30 ноября) приняли участие не все дальнобойщики,  и только поэтому она не стала кошмаром для столицы. Однако волнения среди водителей большегрузных фур продолжаются.

Почувствуйте разницу

После общероссийского демарша владельцев большегрузных фур, предпринятого 11  ноября, правительство пошло на кое-какие уступки, которые, впрочем, проблемы не решают. Однако, возможно, именно этот всероссийский протест заставил чиновников Минтранса РФ устыдиться и попытаться поправить положение — так велики были первоначальные суммы сборов и штрафов. Сумма 3,73 рубля за километр означала, что водитель, дорога которого составляет несколько тысяч километров, должен (и будет с марта 2016 года) заплатить за один проезд несколько тысяч рублей, а в год счет пойдет уже на миллионы.

Отслеживает прохождение по дорогам электронная система «Платон», совладельцем которой является компания «РТ-Инвест Транспортные системы». Ну, а если к государственной системе примыкает крупная частная структура, то изначально ставка делается на большие суммы. За первое же нарушение правил оплаты предлагалось взимать штраф в сумме 450 тысяч рублей, за повторное – 1 миллион.

Первый протест дальнобойщиков заставил чиновников хорошенько подумать о последствиях и пересчитать суммы сбора и штрафов. Оказалось, что сборы можно пока оставить на уровне полутора рублей за километр, а штрафы снизить… до 50 тысяч рублей за первую провинность и до ста тысяч за вторую. Дотошный человек сразу бы спросил: «Разницу чувствуете?». Это как с ценой на продукты, товары и услуги – мы никогда не знаем, какова их настоящая стоимость, и платим столько, сколько запрашивают.

«Платон», ты не прав!

Совершенно ясно, что сомнительная система сбора средств за проезд дальнобойщиков по трассам и взимания штрафов нуждается в корректировке. В качестве «бонуса» водителям до принятия поправок решено пока воздержаться от штрафов, но полностью от них все равно не откажутся.

Дело еще в том, что дальнобойщикам не нравится сама система «Платон». Она так хитро устроена, что направляет фуры по более длинным дорогам, а значит, и платить приходится больше. С расчетами тоже не все ладно. Сбой идет не в пользу водителя, а бывает, что за один и тот же пробег могут снять сумму дважды. Потом попробуй  разберись, что и как.

Водители – люди заинтересованные, а вот примечательно, что систему «Платон» осудил такой крупный финансист, как глава Сбербанка России Герман Греф. Он заявил, что ввод  системы по сбору платы с дальнобойщиков «Платон» был ошибкой, которая дополнительно разгонит инфляцию в стране. По его мнению, ошибки при вводе системы были допущены «с самого первого шага», «то, как это сделано, просто недопустимо». Подчеркнув, что «Платон» обойдется стране как минимум в дополнительные полтора процента к годовой инфляции, он сказал на заседании «Опоры России»: «Мы видим сегодня серьезное влияние и вообще в целом на логистику в стране, и на настроение. И в конечном итоге мы увидим это  в ассортименте наших товаров, особенно накануне Нового года, и в ценах. Уже сегодня, не знаю, насколько можно доверять, говорят о вкладе в инфляцию в следующем году примерно в полтора процентных пункта».

Опасения известного банкира относительно ситуации с товарами вполне обоснованы, кое-где случаются сбои. Например, жители Санкт-Петербурга обеспокоены уже имеющимся дефицитом некоторых продуктов и товаров первой необходимости, образовавшимся в результате забастовок дальнобойщиков 11 и 19 ноября. Новые акции могут еще ухудшить положение.

Как говорится, и к гадалке не ходи, и без того ясно: все дорожает и будет дорожать, а некоторые продукты и товары и вовсе могут исчезнуть с прилавков магазинов или так подорожают, что станут недоступными.  Удар по дальнобойщикам обязательно отзовется на социальном положении всего населения. Временные поблажки ничего не изменят.

Поздновато спохватились

Настроение дальнобойщиков не везде одинаковое. Там, где их хоть кто-то выслушал, удалось предотвратить массовые протесты. Например, в Дагестане водителям фур пообещали, что снизят сумму штрафа чуть ли не до пяти тысяч рублей. И они решили не поддерживать марш на Москву.

Совсем другая ситуация в Санкт-Петербурге.  Дело в том, что делегатов Координационного совета петербургских дальнобойщиков не пустили на встречу с главой Минтранса Максимом Соколовым, которая проходила в северной столице. По словам активистов дальнобойщиков, на встречу попали не те, кого избрали протестующие своими представителями, а подставные водители, которых вообще никто не знает. Более того, встреча была организована так, что острые вопросы по системе «Платон» министру не задавались. А сам министр заявил, что  решение о работе системы «Платон» пересматриваться не будет.

В минувшую субботу на выезде из Краснодара стояло не менее 15 большегрузных автомашин с плакатами: «На Москву». Водители по мобильной связи согласовывали свои действия с дальнобойщиками из других регионов, которые тоже решили двигаться на столицу.

Все это можно было предотвратить гораздо раньше, если бы представители федеральной и местных властей своевременно пошли на диалог с дальнобойщиками. Но уже только после их решительных действий президентский совет по правам человека спохватился и назначил на среду, 2-е декабря, заседание рабочей группы с участием дальнобойщиков и представителей ведомств. По словам главы СПЧ Михаила Федотова, рабочая группа под руководством Игоря Юргенса в прошлом уже занималась проблемами, связанными с дорожным движением – парковками, эвакуацией автотранспорта и другими вопросами. Удастся ли там о чем-то договориться, если поступают и встречные предложения об ужесточении требований к дальнобойщикам?  Например, губернатор Калужской области Анатолий Артамонов предлагает распространить действие системы «Платон» и на региональные дороги. Он считает, что нагрузка на них увеличится из-за того, что транспортные компании  перенаправят на них часть большегрузов. «Наши (региональные) дороги изначально были спроектированы на меньшие нагрузки и могут быть очень быстро разрушены, если мы не будем этот процесс контролировать, — пояснил  он. – В весенний период, когда грунты еще слабые, а грузовики перевозят по 40-60 тонн инертных материалов по нашим дорогам, это разве нормально?»

Все «за» и «против», разумеется, взвесят на заседании рабочей группы СПЧ, и хотелось бы, чтобы были учтены интересы обеих сторон. При правильном руководстве  всеми процессами, происходящими в стране, можно жить без потрясений.

Идиллия ДЕДУСЕНКО

Наверх