№ 51 (3577) 30.12.2015

СУБКУЛЬТУРА ПОД ЗАПРЕТОМ

К ЧЕМУ ПРИВОДИТ ФАНАТИЗМ

«В Новосибирске, где в клубе Rock City долж­ны пройти концерты ме­талл-группы Cradle of Filth, православные активисты выступили за их отме­ну, а в клуб неожиданно пришли с обыском бойцы Наркоконтроля. Фанаты в ярости: активисты РПЦ срывают концерты из­вестных групп, музыканты польской металл-группы Behemoth дожидаются за­ключения суда в екатерин­бургском изоляторе»…

Весной этого года новости и видеоролики на подобные темы буквально взорвали Интернет и всколыхнули неформальное сообщество нашей страны.

ЧТО ТВОРИТСЯ?

Лучше всех обществен­ную мысль выразила ре­дактор сибирского Интер­нет-журнала Siburbia Елена Макеенко. Она написала на своей страничке в Фейсбу­ке: «Пожалуй, это одно из моих самых сильных впе­чатлений на фоне всего ада этого года. … Людей просто не пустили на концерт, не пустили музыкантов на их собственное выступление и вынудили клуб отменить концерт. И никто ничего с этим не сделал… На первый взгляд, конечно, «на фоне ада этого года» это мелочь, но вот же оно: какие-то люди решили, что таких музыкальных групп быть не должно, и другие люди не должны их слушать. Решили и сделали так, чтобы было «правильно» Не акции устраивали, не пи­кеты, не письма с угрозами и жалобами писали. Про­сто пришли и загородили двери. А полиция приехала, посмотрела и уехала. А мы тут живем. Это центр го­рода, кстати, большой клуб и известные гастролеры»

Так как современное рок- искусство часто эксплуати­рует антиклерикальные на­строения, его противостоя­ние с церковью предопреде­лено. И особенно остро оно проявляется именно в России, где церковь вы­ступает с консервативных позиций.

Нача лось это с акции ныне всем известной панк-группы Pussy Riot в Хра­ме Христа Спасителя, за­кончившейся тюремным сроком для некоторых ее участниц. Впрочем, несмо­тря на то, что сама акция явно была провокационной, Высший церковный со­вет Русской Православной Церкви пытался добиться смягчения приговора.

– Да, мы не просили именно отменить приговор, потому что это должно было послужить уроком. Ведь за все свои поступ­ки человек у приходится держать ответ, – поясняет ситуацию настоятель храма, проректор по воспитатель­ной работе Ставропольской духовной семинарии, про­тоиерей Владимир Вол­ков. – К тому же церковь не имеет права вмешиваться в полити ку государства и требовать чего-либо. Это было бы прямым наруше­нием государственной дис­циплины. А дисциплина, как говорится, мать успеха.

Но механизм у же бы л запущен, и теперь неко­торые приверженцы РПЦ регулярно выступают про­тив концертов зарубежных музыкальных исполнителей в России, причем нередко достигают успеха. В ос­новном это касается рок-исполнителей. Так, в Рос­сии уже были сорваны выступления групп Slayer, Cannibal Corpse, Behemoth, а также Мэрлина Мэнсона.

Православные активисты требовали отмены музы­кальных шоу, мотивируя это тем, что песни групп агрессивные, и их не сто­ит слушать. Во многих городах даже писались за­явления в местные проку­ратуры. Однако когда по­сле долгих разбирательств работники внутренних ор­ганов решили, что ничего экстремистского в текстах нет, и выступления рокеров отменять не стоит, акти­висты прибегли к другим мерам. Но своего добились.

– Вы поймите, у нас нет противостояния с искус­ством, мы просто называ­ем вещи своими именами. Согласен, у каждого свое понятие красоты, – продол­жает отец Владимир, – но ведь даже поклонники этих групп не станут отрицать, что в текстах частенько го­ворится об ужасных вещах. И то, что это не нравится большинству, совершенно естественно. Может, та­ким образом активисты пытались предотвратить возможные последствия, выбирая меньшее из зол. Ни д ля кого не секрет, что подобная музыка вызывает не самые добрые и пози­тивные эмоции.

ДЕМОКРАТИЯ ИЛИ КАК?

В свою очередь поклон­ники тяжелой музыки воз­мущены.

– Я живу в современном демократическом обществе и какие ув лечения вы­бирать – мое право. Ведь главное, чтобы они не про­тиворечили Конституции. Сейчас модно выражение «оскорбление чувств верую­щих» Но если у нас свобода вероисповедания, а также волеизъявления, то свои­ми действиями религиоз­ные фанатики оскорбляют мои чувства, мой выбор! И это называется демо­кратией? Как бы такими темпами не загорелись по всей стране костры святой инквизиции, – говорит Ев­гений. Он обычный парень. Живет в Ставрополе, трудит­ся здесь же инженером – работа серьезная и ответ­ственная. Черных кошек по ночам не режет. Наоборот, скорее готов забрать к себе жить полприюта, но в силу ограниченного пространства квартиры пока взял отту­да только одного котенка. Всегда готов помочь тому, кто действительно нужда­ется в помощи, даже мимо попрошайки редко пройдет, не притормозив. Библии не сжигает, кровь девствен­ниц не пьет.… К сорванному концерту в Краснодаре го­товился заранее, ждал его не один месяц, ведь группы мирового масштаба к нам в провинцию заглядывают редко, а в избалованную вниманием Москву часто не наездишься. Дорого. К сло­ву, съездить в соседний Краснодар посмотреть на кумиров тоже недешево, но оно того стоит. Для кого-то ценность составляют вещи материальные, а для кого- то дороже получить эмоции и оставить воспоминания об увиденном. Но, к большому сожалению, Евгения и мно­гих фанатов, приезжавших на выступления любимых групп по всей России, кон­церт увидеть так и не до­велось.

ЧАСТЬ ПРАВОВОГО ОБЩЕСТВА

rock2Да, многие терпеть не могут различных басковых- сердючек, и порой бессмыс­ленной российской попсе предпочитают бешеный «за­пил» гитары и замогильную барабанную дробь. Но от этого они не становятся хуже или лучше остальных. Им нравится это созвучие, эта эстетика, нравится, что с помощью такой музыки они могут выплеснуть не только положительные, но и отрицательные эмоции, присущие всем нормальным людям. Недаром говорят, что искусство – это тера­пия души. А ведь к каждой душе, как и к организму, подход должен быть инди­видуальный.

Что самое неприятное, подобную рознь между культурой и церковью раз­жигают, как правило, фана­тики – и с одной, и с дру­гой стороны. Музыканты многих групп, считающие свое т ворчест во именно искусством, являются глу­боко верующими людьми и даже отказываются от выступлений в религиозные праздники. Даже если это выбивает их из гастрольно­го ритма, что для человека шоу-бизнеса довольно на­кладно и несет в себе ряд проблем.

В свою очередь многие служители церкви не счи­тают песни андеграундных групп сатанинским призы­вом. А то, что специфика у них такая, так фильмы ужасов и мистические трил­леры тоже не о ромашках повествуют. Что же теперь реформировать кинемато­граф? Более того, некото­рые относятся к тяжелой музыке настолько лояльно, что в металле появились новые стили, такие, как бе­лый металл и христианский блэк-металл.

– Ко всему в жизни дол­жен быть разумный под­ход. Церковь тоже старает­ся бороться с фанатизмом, потому у нас есть учеб­ные заведения, где чело­веку пытаются объяснить, где свет, а где – не со­всем, – подытоживает отец Владимир. – Что касается концертов, так их ведь не церковь отменяла, а такие же полноправные ч лены гражданского общества. Просто их большинство. А что такое демократия, как не правление большинства меньшинством?

Конечно, хорошо, если у человека есть хобби или он во что-то верит. Но пла­чевно, когда не отличают вымысел от реальности или когда преданы своему делу до фанатизма. Крайности до добра никого не доводили.

Андрей АКУЛИЧ

Наверх