СУБКУЛЬТУРА ПОД ЗАПРЕТОМ
К ЧЕМУ ПРИВОДИТ ФАНАТИЗМ
«В Новосибирске, где в клубе Rock City должны пройти концерты металл-группы Cradle of Filth, православные активисты выступили за их отмену, а в клуб неожиданно пришли с обыском бойцы Наркоконтроля. Фанаты в ярости: активисты РПЦ срывают концерты известных групп, музыканты польской металл-группы Behemoth дожидаются заключения суда в екатеринбургском изоляторе»…
Весной этого года новости и видеоролики на подобные темы буквально взорвали Интернет и всколыхнули неформальное сообщество нашей страны.
ЧТО ТВОРИТСЯ?
Лучше всех общественную мысль выразила редактор сибирского Интернет-журнала Siburbia Елена Макеенко. Она написала на своей страничке в Фейсбуке: «Пожалуй, это одно из моих самых сильных впечатлений на фоне всего ада этого года. … Людей просто не пустили на концерт, не пустили музыкантов на их собственное выступление и вынудили клуб отменить концерт. И никто ничего с этим не сделал… На первый взгляд, конечно, «на фоне ада этого года» это мелочь, но вот же оно: какие-то люди решили, что таких музыкальных групп быть не должно, и другие люди не должны их слушать. Решили и сделали так, чтобы было «правильно» Не акции устраивали, не пикеты, не письма с угрозами и жалобами писали. Просто пришли и загородили двери. А полиция приехала, посмотрела и уехала. А мы тут живем. Это центр города, кстати, большой клуб и известные гастролеры»
Так как современное рок- искусство часто эксплуатирует антиклерикальные настроения, его противостояние с церковью предопределено. И особенно остро оно проявляется именно в России, где церковь выступает с консервативных позиций.
Нача лось это с акции ныне всем известной панк-группы Pussy Riot в Храме Христа Спасителя, закончившейся тюремным сроком для некоторых ее участниц. Впрочем, несмотря на то, что сама акция явно была провокационной, Высший церковный совет Русской Православной Церкви пытался добиться смягчения приговора.
– Да, мы не просили именно отменить приговор, потому что это должно было послужить уроком. Ведь за все свои поступки человек у приходится держать ответ, – поясняет ситуацию настоятель храма, проректор по воспитательной работе Ставропольской духовной семинарии, протоиерей Владимир Волков. – К тому же церковь не имеет права вмешиваться в полити ку государства и требовать чего-либо. Это было бы прямым нарушением государственной дисциплины. А дисциплина, как говорится, мать успеха.
Но механизм у же бы л запущен, и теперь некоторые приверженцы РПЦ регулярно выступают против концертов зарубежных музыкальных исполнителей в России, причем нередко достигают успеха. В основном это касается рок-исполнителей. Так, в России уже были сорваны выступления групп Slayer, Cannibal Corpse, Behemoth, а также Мэрлина Мэнсона.
Православные активисты требовали отмены музыкальных шоу, мотивируя это тем, что песни групп агрессивные, и их не стоит слушать. Во многих городах даже писались заявления в местные прокуратуры. Однако когда после долгих разбирательств работники внутренних органов решили, что ничего экстремистского в текстах нет, и выступления рокеров отменять не стоит, активисты прибегли к другим мерам. Но своего добились.
– Вы поймите, у нас нет противостояния с искусством, мы просто называем вещи своими именами. Согласен, у каждого свое понятие красоты, – продолжает отец Владимир, – но ведь даже поклонники этих групп не станут отрицать, что в текстах частенько говорится об ужасных вещах. И то, что это не нравится большинству, совершенно естественно. Может, таким образом активисты пытались предотвратить возможные последствия, выбирая меньшее из зол. Ни д ля кого не секрет, что подобная музыка вызывает не самые добрые и позитивные эмоции.
ДЕМОКРАТИЯ ИЛИ КАК?
В свою очередь поклонники тяжелой музыки возмущены.
– Я живу в современном демократическом обществе и какие ув лечения выбирать – мое право. Ведь главное, чтобы они не противоречили Конституции. Сейчас модно выражение «оскорбление чувств верующих» Но если у нас свобода вероисповедания, а также волеизъявления, то своими действиями религиозные фанатики оскорбляют мои чувства, мой выбор! И это называется демократией? Как бы такими темпами не загорелись по всей стране костры святой инквизиции, – говорит Евгений. Он обычный парень. Живет в Ставрополе, трудится здесь же инженером – работа серьезная и ответственная. Черных кошек по ночам не режет. Наоборот, скорее готов забрать к себе жить полприюта, но в силу ограниченного пространства квартиры пока взял оттуда только одного котенка. Всегда готов помочь тому, кто действительно нуждается в помощи, даже мимо попрошайки редко пройдет, не притормозив. Библии не сжигает, кровь девственниц не пьет.… К сорванному концерту в Краснодаре готовился заранее, ждал его не один месяц, ведь группы мирового масштаба к нам в провинцию заглядывают редко, а в избалованную вниманием Москву часто не наездишься. Дорого. К слову, съездить в соседний Краснодар посмотреть на кумиров тоже недешево, но оно того стоит. Для кого-то ценность составляют вещи материальные, а для кого- то дороже получить эмоции и оставить воспоминания об увиденном. Но, к большому сожалению, Евгения и многих фанатов, приезжавших на выступления любимых групп по всей России, концерт увидеть так и не довелось.
ЧАСТЬ ПРАВОВОГО ОБЩЕСТВА
Да, многие терпеть не могут различных басковых- сердючек, и порой бессмысленной российской попсе предпочитают бешеный «запил» гитары и замогильную барабанную дробь. Но от этого они не становятся хуже или лучше остальных. Им нравится это созвучие, эта эстетика, нравится, что с помощью такой музыки они могут выплеснуть не только положительные, но и отрицательные эмоции, присущие всем нормальным людям. Недаром говорят, что искусство – это терапия души. А ведь к каждой душе, как и к организму, подход должен быть индивидуальный.
Что самое неприятное, подобную рознь между культурой и церковью разжигают, как правило, фанатики – и с одной, и с другой стороны. Музыканты многих групп, считающие свое т ворчест во именно искусством, являются глубоко верующими людьми и даже отказываются от выступлений в религиозные праздники. Даже если это выбивает их из гастрольного ритма, что для человека шоу-бизнеса довольно накладно и несет в себе ряд проблем.
В свою очередь многие служители церкви не считают песни андеграундных групп сатанинским призывом. А то, что специфика у них такая, так фильмы ужасов и мистические триллеры тоже не о ромашках повествуют. Что же теперь реформировать кинематограф? Более того, некоторые относятся к тяжелой музыке настолько лояльно, что в металле появились новые стили, такие, как белый металл и христианский блэк-металл.
– Ко всему в жизни должен быть разумный подход. Церковь тоже старается бороться с фанатизмом, потому у нас есть учебные заведения, где человеку пытаются объяснить, где свет, а где – не совсем, – подытоживает отец Владимир. – Что касается концертов, так их ведь не церковь отменяла, а такие же полноправные ч лены гражданского общества. Просто их большинство. А что такое демократия, как не правление большинства меньшинством?
Конечно, хорошо, если у человека есть хобби или он во что-то верит. Но плачевно, когда не отличают вымысел от реальности или когда преданы своему делу до фанатизма. Крайности до добра никого не доводили.
Андрей АКУЛИЧ