№ 01 (3578) 13.01.2016

МАРИНА КОРНЕЕВА: К ГЛУХОМУ ЧИНОВНИКУ СТУЧИТЕСЬ ГРОМЧЕ!

Известный журналист о мифах и реалиях масс-медиа

korneevaГазеты – динозавры медиамира, считают некоторые эксперты. И они обречены на поглощение электронными СМИ. А журналистика как таковая сильно сдала свои позиции, и четвертой властью средства массовой информации сегодня можно назвать лишь с натяжкой. Так ли это? Реалии ставропольской прессы мы обсуждаем с человеком, чье имя хорошо известно и уважаемо в региональном медиапространстве. Гость редакции «СГВ» — Марина Корнеева, журналист с огромным опытом, автор монографии и научных работ по истории региональных медиа, в прошлом редактор краевых газет «Молодой ленинец», «Ставропольская правда», ныне зампредседателя Союза журналистов Ставрополья и преподаватель кафедры истории и теории журналистики СКФУ. Наша беседа состоялась накануне 13 января, профессионального праздника журналистской братии.

Интернет или пресса: кто кого?

– Марина Дмитриевна, Интернет – главный враг бумажных СМИ, он  активно вытесняет их, отбирая аудиторию. Ваше мнение – газеты  скоро исчезнут как вид?

– Тема для прессы кажется более чем актуальной. Современные информационные технологии суть революция в общественной жизни. Интернет вошёл в нашу жизнь, необыкновенно расширив возможности информирования. Но в Интернете уже вполне органично прописались газеты, иная периодика. Бумажные версии  печатных СМИ тоже, как понимаете, не умерли. Если посмотреть на рынок газет в развитых странах, то увидим, что, несмотря на крутую (и ранее наступившую, чем у нас) экипировку гражданина электроникой, устройствами цифровых технологий, пресса живёт и в бумаге. Японцев как-то опросили по поводу востребованности печатных изданий – свыше 90 процентов за существование периодики в традиционном, т.е. бумажном, виде.

Параллельно идёт процесс конвергенции в журналистике, информационная продукция редакции транслируется одновременно в бумажной версии издания, на сайте, по радио и ТВ. Особенно наглядно это прослеживается в медиахолдингах. Реализуется этакое перекрёстное рекламирование фирменного издания.

Что касается региональной, местной прессы, здесь, на мой взгляд, век бумажный будет дольше. Если говорить о нашем краевом информпространстве, проблема-то как раз заключается в достойном уровне электронных версий газет в Интернете. Особенно актуально это для районных печатных изданий. Хотя примеры приличных сайтов и здесь есть: газета «Петровские вести», к примеру.

– Сегодня очень востребовано блогерство, которое уже называют новой ветвью журналистики, ее разновидностью. Но гранды классической журналистики со скепсисом воспринимают такие тенденции, считая, что нельзя ставить знак равенства между блогером и журналистом. А каково Ваше отношение к этому?

– Блогерство – не журналистика, не профессия. Именно так совсем недавно высказался президиум Союза журналистов Ставрополья в связи с распространённой в Интернете неточной, неполной, непродуманной информацией о захоронении мертворождённых младенцев в Ставрополе (к сожалению, подхваченной рядом СМИ, в т.ч. федерального уровня).

Независимость в кавычках

– СМИ в регионе очень много. Еще пару десятков лет назад такое обилие трудно было себе представить. Это хорошо или плохо? Для самих СМИ, для потребителей, для власти.

– По данным регионального управления Роскомнадзора по СКФО, в крае зарегистрировано без малого 350 СМИ – печатных и электронных, общественно-политических и специализированных, рекламных.

Уже в самом конце 80-х годов прошлого столетия, когда гласность была провозглашена основной идеологической составляющей горбачёвской политики, появились новые издания с тиражами свыше ста тысяч экземпляров. А в начале 90-х, с принятием первого в стране закона о печати, мы, привыкшие к ограниченному количеству жёстко контролируемых партийных изданий, пережили восхитительный бум развития  издательского дела на Ставрополье.

Свобода слова, революционно-романтический, демократический настрой в среде журналистов обусловили появление необычных, разнообразных газет. Одними из первых стали массовый еженедельник «Курьер», литературно-публицистический ежемесячник «45-я параллель», общественно-политические издания «Гражданский мир», «Ставропольские губернские ведомости», «Забор», деловая газета «5 дней» и т.д., и т.п.

Этот период мне вспоминается с особым чувством: в 90-х коллеги, журналисты «Ставропольской правды», трижды тайным голосованием избирали меня редактором газеты. В условиях конкуренции не потерять статус ведущей газеты было непросто. Но работалось с вдохновением и, полагаю всё-таки, с некоторым успехом.

Главное же в те годы вижу в том, что профессия журналиста была уважаема в обществе, газетное слово действенно и диалогично.

А хорошо или плохо такое обилие источников информации для потребителей и самих СМИ? Думаю, однозначно хорошо. Хорошо должно быть и для власти. Если она умная.

– Как бы Вы сегодня оценили действенность, эффективность современной журналистики? Раньше критическая статья побуждала чиновников шевелиться, исправлять недочеты, решать проблемы. А сейчас, кажется, публикации в лучшем случае игнорируют, в худшем – подают в суд на редакцию…

– Ну, если в суд подают, значит, реагируют. Вопрос непростой. В 90-х годах президент России Б. Ельцин подписал соответствующий указ о реакции на критические выступления СМИ. Мы им иногда пользовались как аргументом, требуя ответа газете. Хотя такие указы не панацея от глухоты чиновника. В истинно демократическом обществе обоснованное критичное слово  для публичной фигуры очень опасно.

Мне кажется, что прессе надо бы действовать более наступательно. Если журналисты уверены в своей правоте, а госслужащий или иная личность, подвергаемая критике, имеет слабый слух, то постучаться к нему надо не раз – и громче.

Всё это, правда, действует при здоровой судебной и правовой системе в целом. А это явная проблема современного российского общества…

– Любая газета, радиостанция, телеканал – чья-то собственность, частная ли, государственная. Значит, СМИ в той или иной степени ангажированы. На Ваш взгляд, их независимость – миф или все-таки реальность при определенных условиях?

– Относительно СМИ определение «независимые» надо непременно кавычить и всегда уточнять, от кого. В новой России долгое время мы называли независимыми те печатные издания, вещателей, которые не финансировались из бюджета госорганов.

У газет есть хозяин, предприниматель или какая-то организация. Влияния на информационную политику редакции практически не избежать. Даже если стороннего учредителя, кроме самих журналистов, нет. Заказные материалы со славословием или критикой потребители информпродукта сегодня учатся  вычислять. Вот поэтому обилие изданий, ТВ- и радиоредакций само по себе хорошо. Вычислив заказ, сравнивай трактовку события разными СМИ!

Вообще, степень ангажированности прессы во многом зависит от уровня развития демократии в обществе. Если СМИ поддерживает общество (налогоплательщики), а не госвласть или учредители-миллиардеры, то надежды на объективность больше.

В чем сила Союза?

– Работа журналиста, вопреки устоявшимся представлениям, не так легка и престижна. Более того, сегодня это одна из групп риска. Кто-то погибает, кого-то прессингуют за острые публикации.  Может ли Союз журналистов, в частности, краевое отделение, например, защитить своего члена от преследования или помочь в трудной жизненной ситуации?

– Наше отделение возглавляет профессиональный журналист и опытный администратор, секретарь Союза журналистов России В. Балдицын. С тех пор, как он оставил высокий пост во власти, активность в союзных делах выросла.

И в творческом направлении. Профессиональные конкурсы, семинары для молодых журналистов с участием международных специалистов в области информационной политики. Второй год под эгидой Союза журналистов Ставрополья, с участием краевого отделения Союза кинематографистов России успешно действует киношкола. Ряд документальных публицистических произведений наших авторов уже отмечен наградами на федеральном уровне. Работы демонстрируются на  канале «26 регион. СТВ». Подключается к прокату и холдинг АТВ.

И в плане сохранения достойных традиций в союзной практике. Чрезвычайно внимательно к просьбам о защите журналистов относился многолетний лидер краевого отделения СЖР, авторитетная творческая личность И. Зубенко. Помню, как в 90-х годах новая «демократическая» власть, проверяя на лояльность редакторов районных газет, пыталась избавиться от некоторых. Кого-то удалось отстоять тогда.

В своё время президиум СЖС выступил в защиту редакции газеты «Открытая…», когда одно из охранных предприятий наглым образом выдавливало журналистов из арендуемого помещения.

Преследование за публикацию в окружной военной газете, которую возглавлял член СЖС Эдуард Рагимов, побудило президиум создать комиссию из учёных-языковедов и доказать правомочность использованных автором языковых средств. Отделение Союза таким образом спасло от административных наказаний и редактора, и автора.

Ни одно обращение в Союз коллег-журналистов не остаётся без внимания. Уже само обнародование заинтересованности профессиональных журналистов в защите коллег при развитии того или иного конфликта умеряет пыл тех, кто идёт на прессинг за острую публикацию.

Союз по мере возможностей помогает тем, кто попадает в тяжёлую жизненную ситуацию. Ежегодно определённую сумму финансовых средств  Союз журналистов России выделяет попавшим в беду со здоровьем. Возможности отделения в финансовом плане ограничены, однако по необходимости президиум ищет пути помощи коллеге.

– Марина Дмитриевна, в числе дисциплин, которые Вы преподаете в СКФУ, предмет «Журналистское мастерство». Какую основную мысль Вы хотите донести до студентов? И… можно ли вообще научить писать? Ведь настоящий журналист – не по диплому, а в душе, в характере.

– Может, я говорю студентам неправильную вещь. Встречаясь с ними в рамках этого практического курса, подчёркиваю, что задача вуза сделать из них профессиональных квалифицированных читателей. А сколько они прибавят по таланту, по душе и характеру, как Вы говорите, – дело исключительно личное.

Курс предполагает практические занятия, где мы не только сами пописываем, но и распознаём мастерство журналиста по конкретным публикациям, исследуя драматургию, язык, авторскую позицию и прочее. Как-то слушательница курса поставила меня в тупик. Разбирали очерк Анатолия Аграновского о космонавте Германе Титове. В конце занятия она удручённо говорит, что завтра пойдёт к декану и напишет заявление об отчислении: после такого уровня мастерства поняла, что журналиста из неё не выйдет. Пришлось жёстко поправить её.

Главную же зачётную работу она сделала – очерковую зарисовку о нашем талантливом коллеге Геннадии Хазанове. В рамках творческой лаборатории по курсу студентами написано свыше пятидесяти подобных зарисовок о ставропольских журналистах. Они опубликованы в издании, реализованном по проекту зав. кафедрой истории и теории журналистики СКФУ, профессора О. Лепилкиной, – научно-публицистическом альманахе «i-формат. Журналистика провинции».

– Были ли у Вас разочарования в журналистской, редакторской практике?

– Наверное, это случается хоть раз с каждым журналистом. До сих пор не могу забыть прокол в «Молодом ленинце» при моём редакторстве. Подающий большие надежды корреспондент привёз красиво выписанный очерк о руководителе комсомольско-молодёжного овцеводческого звена. Герой прямо-таки уникальный. Мало того, что умеет трудиться, добивается прекрасных производственных показателей, так он ещё любит изысканную поэзию. Читает Пастернака и Мандельштама, цитирует их якобы. Это тех поэтов, о которых нам, массе, в школах ни слова не говорили. Какая находка! Подать очерк ярко! Гордимся высоким интеллектуальным уровнем комсомольца-овцевода!

А через  три дня получаю от героя письмо, где он пишет, что после такой публикации ему покоя на селе нет. Земляки уж и клички ему придумали из фамилий поэтов, о творчестве которых он представления не имеет. Вот так корреспондент «приподнял» образ парня. Немедленно выехала по месту его жительства, публично извинилась за художества газеты. Художника хотела выгнать, но после определённых мер воздержалась. И правильно, видимо, сделала. Позже у него состоялась успешная карьера корреспондента одного из центральных СМИ.

– Ваши пожелания журналистскому сообществу Ставрополья?

– Единения профессионалов, большей общественной значимости каждому региональному СМИ! Всем журналистам личного благополучия, удовлетворения от принадлежности к ответственной творческой части социума.

Беседовала Елена ЖИГУЛИНА

СПРАВКА

Марина Корнеева родилась в Крыму.

Выпускница Пятигорского государственного педагогического института иностранных языков.

Работала председателем комитета по печати и информации Ставропольского края, членом краевого правительства, советником губернатора.

Защитила кандидатскую диссертацию «Типологическое развитие ставропольской прессы в 1980-1990 гг.»

Заслуженный работник культуры РФ. Награждена медалями правительства Ставропольского края «За доблестный труд» и «За заслуги перед Ставропольским краем», Почётным знаком Союза журналистов России «Честь. Достоинство. Профессионализм».

Председатель ежегодного профессионального журналистского конкурса СЖС им. Германа Лопатина.

 

Наверх