№ 16 (3593) 27.04.2016

ОХОТНИК ЗА МГНОВЕНИЕМ

Фотохудожник Арсен Алабердов создает «живые» картины

Арсен Алабердов, фотохудожник

Почему люди летают? Этот вопрос стоило бы задать фотохудожнику из Черкесска Арсену Алабердову, он знает ответ и даже фиксирует на камеру полеты «во сне и наяву». Сказать, что Алабердов хорошо снимает, значит, не сказать ничего. В фотоделе он поэт и живописец, который создает «живые» картины.

В детстве в ауле Эркен-Юрт, где родился, Арсен любил гонять с мальчишками мяч, мечтая быть сильным, «как папа» – он был тренером местной футбольной команды, и рисовать, «как мама», – она работала учительницей. Воплощать свою мечту в жизнь он начал, когда отец подарил фотоаппарат, и появилась возможность снимать все необычное, что видел вокруг. Спортивная подготовка пригодилась в дальних путешествиях, а безукоризненное чувство композиции – находить, выстраивать кадр и мастерски ловить момент, когда надо нажать на кнопку. Позже за любовь к путешествиям и «острый глаз» его приняли в члены географического общества России. В объектив Арсена уже попали люди и события из десятков городов России и зарубежья (Чехия, Казахстан, Эстония, Украина, Норвегия, Швеция, Италия, Чехия).

Впечатления о местах, где побывал и выводы о том, как ведет себя та или иная техника в экстремальных условиях, выливаются в увлекательные рассказы, которые Алабердов выкладывает на сайт. Эти его редкие для фотомастеров способности были замечены специалистами, производителями фототехники – японской компанией PENTAX, они предложили Арсену сотрудничать. И вот уже в течение многих лет Алабердов выступает в качестве эксперта новейшей продукции компании; снимает, а потом подробно рассказывает, как и где проходило тестирование, доказал ли фотоаппарат свои преимущества в экстремальных обстоятельствах. И на сегодня А. Алабердов является единственным амбассадором (постоянным представителем), тестирующим камеру PentaxK3 в России.

На открытии выставки в Ставропольском краевом музее изоискусств и молодые люди, и те, что постарше, словно прикованные, останавливались у фотографии «Звездоворот». На фоне ночной синевы – абрис Зеленчукской обсерватории, а рядом концентрические круги, которые разрезают небо. То и дело озадаченные посетители подходили к Арсену с одним вопросом: «Как это?» Догадалась только моя коллега, журналист Ирина Панаско. «Здорово, – согласилась она, – Но ничего загадочного. Просто длинная выдержка». И тут же деловито осведомилась: «На полчаса ставил фотоаппарат или на час?» Действительно, ночью, направив объектив на Полярную звезду, Арсен оставил фотоаппарат включенным на час. Так получились «круги» – на самом деле, не что иное, как следы движения звезд. Выходит, чтобы создать «фантастический кадр», мало иметь желание, требуется воображение, хороший вкус и безукоризненное знание возможностей техники, умение добиваться успеха, когда идет охота за мгновением. Например, если хочешь…

… поймать солнце

Почти неземным выглядит пейзаж А. Алабердова «Поймать солнце». Алый шар на фоне пыльно-сиреневого неба, как бы соединенного с морем, и паутина сетей на берегу. Этот кадр фотохудожник выслеживал несколько часов. По пути к Туапсе заметил пустынный берег. Заранее договорился с друзьями и на следующее утро приехал «на натуру». Было еще темно, погода не заладилась, надвигалась гроза. Изрядно продрогнув, коллеги уже начали складывать аппаратуру, как вдруг тучи рассеялись, а на горизонте обозначился пылающий солнечный шар. Вот он, долгожданный миг между прошлым и будущим. «Фотоохотник» не замешкался, и со снайперской точностью нажал на спуск. Впоследствии за кадр, который Арсен назвал «Поймать солнце», на Международном фестивале художественных фотографий он был удостоен Диплома первой степени.

А его «Шапочка для великана» была снята утром после долгого горного подъема. На фото – могучая вершина, украшенная воздушным беретом. Облако почти совершенной эллипсовидной формы. Сведущий в географии Алабердов пояснил, что «головным убором» для «Великана» стало лентикулярное облако – редкое природное явление. Лентикулярные или линзовидные облака, похожие на летающую тарелку, образуются на гребнях воздушных волн или между двумя слоями воздуха. Характерной особенностью является то, что они практически не двигаются. Арсен Алабердов, конечно, «охотник», но… охотник за красотой природы, которую он понимает и любит; а еще, он её…

… Поэт, защитник, публицист в фотографии

«Золотая черепаха» – так называется конкурс арт-дизайна, изобразительного искусства и фотографии – единственный из российских – признанный в Европе. В нем принимают участие фотографы из 35 стран, работы присылают десятки тысяч соискателей. В 2012 году финалистом стала и фотография Арсена Алабердова «Человек и природа». История её такова. За Черкесском есть цементный завод, изрядно портящий атмосферу. Свой, мягко говоря, «антипейзаж» Арсен придумал давно. Чтобы воплотить замысел в жизнь, снимал его любимым «рыбьим глазом». Кстати сказать, этот объектив в отличие от обычных, короткофокусных, за счёт специфического способа отображения пространства способен прямые линии превращать в дугообразные. Получилось полукружье земли – как бы вид из космоса. На фотографии из земного куска, упираясь в небо, грубо торчат две трубы, исторгающие клубы ядовитого дыма. Похоже на плакат, взывающий к человеческой бдительности. Но без всякой подрисовки. (Фотографии, изготовленные с помощью фотошопа, не принимаются для участия в конкурсах).

«Зеленые», увидев лаконичную, но очень выразительную фотографию, восхитились, пообещали её выкупить, да так и не собрались. К слову сказать, профессия фотографа, которая на первый взгляд, кажется легкой и заманчивой – свобода, путешествия – вовсе не так проста и доходна. Туристические агентства заходят на сайты с выставленными фотографиями и запросто присваивают понравившиеся виды, украшают ими свои офисы. Никого не волнует вопрос авторских прав, поскольку у нас в стране до сих пор не выработан механизм ответственности за использование чужой работы. И все это на фоне постоянно растущей в цене техники, транспортных расходов, высоких требований к качеству фотографии.

Взять природу. Её снимают все. Однако, как утверждает Алабердов, чтобы на конкурсе твою фотографию отметили, надо в полном смысле слова найти «то, незнамо – что» Арсен рассказал, что его друг, любитель «дикой природы», специально устроился егерем в лесничество на острове Врангеля. Полгода провел в отдаленной на сотни километров от жилья избушке. По следам на снегу лихой мастер фотографии определил наиболее посещаемые зверьем места. Практически ежедневно видеоролики о лесной жизни с короткими комментариями фотограф выставлял на свой сайт, демонстрируя сложные межвидовые отношения типа тех, что сложились между тигром Тимуром и козлом Амуром. Заходов и лайков «лесник»-фотоохотник получил тысячи! Был там Хитрый лис, который растаскивал и умело прятал обувь отдыхающих в палатке туристов. Был Увалень медведь, которого Хитрый лис террризировал. И была уникальная фотография, снятая в тот момент, когда Хитрый лис с почти человеческим любопытством заглядывал в окошко заснеженной избушки. Обо всем этом Арсен рассказывал мне с большим юмором. Я смеялась, а потом спросила: «Но ведь и жизнь, и путешествия по лесу зимой в одиночку – это вовсе не смешно, а большой риск. Арсен только пожал плечами…

… Риск – издержки профессии

У Алабердова есть разные фотографии. Но в основном это пейзажи, архитектура и спортивные снимки. По его словам, только знание предмета «изнутри» и опыт дают профессионалу уверенность в себе и отсутствие страха в трудных ситуациях; а еще – спокойствие и трезвый расчет. Эти качества не может заменить самая наисовременная техника. На Кубке Кремля Алабердову довелось снимать соревнования по большому теннису. Вооружился ультра-«скорострельной» камерой, делающей восемь с половиной кадров в секунду. «Хотел поймать момент, когда теннисный мяч входит в сетку в момент удара, – рассказывал Арсен, – Сделал несколько заходов и понял: трачу время зря. Стал думать, как выйти из положения, и тут до меня дошло: просто ты мысленно как бы «замораживаешь» тот момент, который ни глаз, ни камера запечатлеть не могут. Сосредоточился и с третьей попытки момент был пойман; сетка даже прогнулась от мощного удара».

По убеждению профессионала спортивных съемок, в джентельменский набор необходимых навыков риск входит в число первых. Когда А. Алабердов в Финляндии снимал ралли «Тысяча озер», выбирая для съемок удачную точку, нечаянно перешел на запрещенную сторону трассы. Хотел поймать миг, когда машина делает крутой поворот. Лесная дорога с выбоинами и впадинами оказалась в опасной близости. Звук приближающегося авто нарастал с космической скоростью. Помнит только, как опалило жаром – машина пронеслась буквально в нескольких сантиметрах от него. Но на спуск нажал вовремя. Был и другой случай:

– Тренировались наши легкоатлеты. Мне захотелось снять момент, когда спортсмен берет высоту, достигая высшей точки полета. Такой ракурс можно зафиксировать только снизу. Когда я лег под барьер, чемпион обеспокоился: мало ли что может случиться, на нем ведь шипованые кроссовки – вдруг заденет, да и планка может свалиться прямо на фотографа. От опасения нанести мне травму парень ушел вверх сантиметров на десять. Мечта Арсена Алабердова сделать целый фотоцикл о спортсменах, которые «летают»: фристайл, автогонки, зимние виды спорта…

Уверена, он сможет. И хочется думать, первыми зрителями новой экспозиции будем мы, ставропольцы.

Тамара ДРУЖИНИНА

Фото автора

Кстати

В Ставропольском краевом музее изобразительных искусств действует двухлетняя программа по популяризации фотоискусства среди жителей края.   Именно благодаря этому проекту любители качественной фотографии получили возможность познакомиться с экспозицией работ фотохудожника из Черкесска Арсена Алабердова. Он победитель конкурсов по фотографии природы  в России  и за рубежом.   Признан лучшим фотографом 2015 года в категории «Городская съемка» по версии украинского журнала «DPhotographe». Стал финалистом конкурса «EHSON», победителем международного конкурса ФОТУМАРТ в категории «Пейзаж».

Наверх