НЕБЕСНЫЙ НОКТЮРН КОСТАСА АСИМИСА
Жизнь и быт монастырей Афона — через фотообъектив мастера
«Ноктюрн. Хроника одного дня афонского фотографа» — так называется выставка работ греческого фотохудожника Костаса Асимиса в Ставропольском краевом музее изоискусств. Эта экспозиция — главная часть масштабного проекта музея, посвященная Году Греции в России. В Ставрополь автор приехал сразу после открытия его фотовыставки «Под покровом Пресвятой Богородицы: жизнь и быт монастырей Афона» в Храме Христа Спасителя в Москве. По словам Святейшего Патриарха Кирилла, именно ею в столице открылся ряд мероприятий празднования тысячелетнего присутствия русского монашества на Святой горе и юбилея Русского Афона в России и Греции. «Думаю, что эти фотографии будут действительно составлять золотой фонд материалов, связанных с Афоном», — сказал Патриарх.
Летописцы святых мест
Свою фотолетопись Костас Асимис создавал более тридцати лет. В фотографиях нашла отражение почти двухвековая история русского Свято-Пантелеимонова монастыря; быт и служение русских монахов; афонские святыни, моменты праздничных богослужений и будней. Увидев все это, нельзя не задаться вопросами, почему люди уходят от мира и от себя — чтобы понять некую сокрытую истину? Обрести мир внутри себя? Уйти, чтобы к себе же и вернуться? Как могут монахи-отшельники жить в пещерах-скитах — практически в нечеловеческих условиях — и при этом обретать мудрость, высоту духа и даже дар прозревать будущее?
Получить бы ответы от самого автора… Но если такой возможности нет — можно попробовать отыскать ответы самостоятельно. В интернете я нашел фильм об Афоне, узнал о драматической истории русского монастыря Святого Пантелеймона, который долгое время пребывал в бедственном состоянии. И не без радости для себя выяснил, что возрождение русского православного храма связано, в том числе, с именем Костаса Асимиса.
Не зря, видно, говорят, пути Господни неисповедимы. Трудно представить, что мальчик из семьи греческих политэмигрантов, атеист, проживший в Советском Союзе вплоть до его распада, вернется в Грецию для того, чтобы навсегда связать свою судьбу с Афоном. Ведь именно Святая гора дала смысл его жизни и помогла проявить недюжинный талант. История удивительная. Выпускник Белгородского университета, филолог по профессии и страстный любитель-фотографии, он приехал в греческий город Салоники, открыл там свою фотостудию, но основная работа ждала его не здесь..
На Святую гору Костас попал в 1984 году. «Не могу сказать, что произошло это случайно», — рассказывал он в одном из интервью, — в жизни случайностей не бывает, меня привез на Афон мой друг: «Тебе как фотографу будет интересна эта экзотика». Конечно, афонская природа и старина имеют свою красоту. Но кроме того, мне показали разруху и нищету в Свято-Пантелеймоновом русском монастыре. В здании, где раньше располагались почти две тысячи человек, осталось только шесть монахов. Фотолаборатория, созданная в 1870 году, тоже была разрушена». Судя по тексту статьи, именно тогда, когда Костас увидел хрупкие стеклянные пластины с негативами столетней давности, мелькнула мысль, что он вполне мог бы попробовать их восстановить. И всё.
Через несколько месяцев работы над старыми снимками монахи по древнему обычаю окунули его в морские воды и провели обряд крещения. С того времени он занимается восстановлением и реставрацией фотоархива второй половины XIX, первой половины XX века русского Свято-Пантелеймонова монастыря, съёмкой храмов Афона и святогорской природы, и конечно же, создает современную фотолетопись Афона. К слову сказать, мне удалось выяснить, что первым фотолетописцем на Святой горе еще в 1852 году стал русский археолог Севастьянов. Организовав первую фотолабораторию, он проводил жанровую съемку. Дело русского первопроходца продолжил русский грек Костас Асимис, который с 1993 года является представителем русского Свято-Пантелеймонова монастыря на Афоне и членом регионального отделения общественной организации «Русское афонское общество».
Благодаря проведению духовно-просветительского проекта «Наш Афон», который работает под патронажем Русской Православной церкви и при поддержке общественной организации «Русское афонское общество» в городах России, Украины, Казахстана с 2009 года, творчество фотохудожника получило широкую известность. К марту 2016 года им было организовано 70 персональных выставок в десятках городов в этих республиках. Показать жителям края творчество Костаса Асимиса было запланировано в рамках V Международного Славянского форума искусств «Золотой витязь».
Реализацией выставочного проекта занялась лично директор Ставропольского краевого музея изоискусств, заслуженный работник культуры Зоя Белая. Кстати, запланированной и ожидаемой экспозиции могло вовсе не быть… До Ставрополя выставка Асимиса демонстрировалась на Украине. Когда он поехал ее забирать, украинские пограничники решили, что он русский фоторепортер и арестовали его. Выручил счастливый случай: автора узнал один из пограничников, видевший выставку Асимиса. Костаса освободили, а вот 360 выставочных работ остались на Украине (вызволить их удалось совсем недавно). Автору пришлось заново печатать 140 фотографий, были изготовлены подрамники, и специалисты музея в предельно сжатые сроки к открытию Международного Славянского форума подготовили замечательную выставку, одним из посетителей которой был и ваш верный слуга.
У этого вернисажа есть своя мелодия. В средневековье ноктюрном называлась часть религиозной католической службы, исполняемой между полночью и рассветом. Вечерняя тишина, ночной покой для фотографа – не время мечтаний, а те минуты и часы, когда квинтэссенция найденного и обретенного получает свое художественное выражение. Впрочем, только ли для него одного?
Доподлинно знаю, что в отличие от фиксаторов фотособытий, фотохудожники, не любят дневного света, который превращает живой мир неба и земли в декорации. Костас Асимис любит ночь и умеет её снимать; обожает богатое полутонами время, когда свет только зарождается, а тьма еще не ушла. Не здесь ли ищет он истоки великой силы преображения всего сущего («Да будет свет!…»). На Афоне нет электричества. Там ночная природа как бы очищена от мертвенно пронзительного неона больших городов. Оживляет её естественный свет звезд и луны. И происходит таинство: морская вода обретает плотность живой материи – по такой глади действительно можно ходить «по морю, яко посуху». На другой фотографии темноту прорезает лунная дорожка, в причудливых очертаниях которой угадывается сияющая человеческая фигура. Чуть дальше та же лунная дорожка, но в виде креста. А вот миг борения Света и Тьмы. Вверху над суровыми морскими водами угрожающе распластала огромные крылья «птица-туча», внизу – как объект нападения темной силы – каменный мол в виде креста.
Особо хочу сказать о серии «картин» с крестами и куполами храмов на фоне пылающих пожаров. В Книге отзывов, которую полистал перед уходом, прочитал запись о впечатлениях одной из посетительниц выставки. «… Лирические этюды Костаса Асимиса, как, впрочем, и все его работы, имеют философский подтекст, заставляют задуматься над сущностью нашего бытия и предназначением человека в нем. Так, огненно-черные сполохи зловещего пожара на фоне монастырей, падающий обугленный православный крест — не просто бедствие, запечатленное в фотолетописи, это и пламя, бушующее в душе человека в период горьких потерь и испытаний».
Я бы продолжил эту мысль, но не вглубь, а вширь. Сполохи пожаров на фоне храмов и крестов – не отблеск ли это угроз, перед которыми сегодня предстал христианский мир?! На Западе многие церкви попросту закрываются, иные превращаются в места скопления народа, где происходят оргии. На Украине фашисты уничтожают православные храмы. Подвергаются варварскому разграблению православные святыни в Сирии. Кто встанет на защиту? Только те, для кого слова ВЕРА, НАДЕЖДА, ЛЮБОВЬ — не пустой звук. На одной из фотографий выставки я увидел монаха, сидящего на камне: с высокой горы он смотрит в море. Мощная фигура почти срослась с неприступной скалой, стала его продолжением. Это ли не символ надежности, крепости православия?!
Наверное, каждый увидит мир Афона по-своему. И кто-то, глядя на простые, из дикого камня и досок постройки монашеских жилищ, осознает, что, может быть, действительно только благодаря молитвам обитателей святых мест длится существование шумного и яростного внешнего мира, уже очевидно больного многими смертельными недугами. И ещё одна простая и пугающая своей очевидностью мысль – мир Потребления давно исчез бы, скатился в хаос и небытие, не будь на Земле таких островков Уподобления и Служения. Разумеется, кто–то, рассматривая фотографии, увидит много того, чего не заметил я. Идите и смотрите. Я это сделал накануне Светлого Христова Воскресенья: «Пасха нетления, мира спасение». И – стало на душе светлее.
Али САФАРОВ, писатель
Фото Костаса Асимиса
КСТАТИ
Покидая Ставрополье, в благодарность за помощь и поддержку К. Асимис все фотокартины передал в дар музею (что позволяет все это время демонстрировать их в селах и городах края). Кроме того, мастер позволил музею пользоваться его фотоархивом для создания новых экспозиций. Благодаря этому очередная выставка в Ставрополе «Ноктюрн. Хроника одного дня афонского фотографа» стала для Костаса Асимиса таким же сюрпризом, как и для нас, посетителей вернисажа.