№ 40 (3617) 12.10.2016  

КРЕДИТНО-КРИМИНАЛЬНАЯ ИСТОРИЯ

Главное следственное управление ГУ МВД России по Ставропольскому краю направило в суд уголовные дела против троих обвиняемых в мошенничестве, совершенном организованной группой в крупном либо в особо крупном размере (часть 4 статья 159 УК РФ). Однако это только фрагмент титанической работы, проделанной полицейскими следователями. Всего фигурантов эпопеи, как ее успели окрестить в СМИ, «банковских мошенников» было 15, а эпизодов, по которым работали правоохранители, – 90! Сегодня трое осуждены, еще трое подозреваемых находятся в федеральном розыске.

Не покладая рук

Сразу понять, как действовали преступники, довольно сложно. Заместитель начальника отдела следственной части ГСУ ГУ МВД России по СК Александр Андриенко рисует на листке бумаги мудреную схему с именами в прямоугольничках, стрелками, направленными в разные стороны, и очерчивает ряды фамилий. Ну мошенники и «насочиняли» ущерба – на 139,5 миллиона рублей!

Изначально в 2012 году уголовные дела были возбуждены в отношении трех человек, но в ходе предварительного следствия установлены еще 12 подельников. Это жители Кавказских Минеральных Вод: индивидуальные предприниматели и сотрудники финансовых кредитных учреждений, «мобилизованные» в организованные группы для совершения хищений. Всего групп было две, численность членов в каждой — примерно одинаковая. Забегая вперед, скажу, что организатор одной из них, бизнесвумен Елена Куксова, получила шесть с половиной лет лишения свободы и сейчас отбывает наказание в женской исправительной колонии общего режима №7 в Зеленокумске. Именно эта дама, по словам Александра Андриенко, и придумала схему преступлений, распределила роли, а также вовлекла других участников. Супруг организаторши Роман Куксов активно сотрудничал с женой и получил от правосудия аналогичный срок, который отсчитывает в другой ИК. Эта группа специализировалась на хищениях денег в пяти разных банках, входящих в топ кредитных учреждений страны.

Вторая группа из восьми человек целенаправленно «обносила» один банк. Потому как основатель криминальной компашки трудилась именно в данной «копилке». А связывало обе ОПГ то, что лидер второй состояла и в первой. Ее пока не осудили, уголовное дело находится в суде на окончательной стадии, посему фамилию называть нельзя, но для ясности повествования будем величать женщину Ольгой. К слову, супруги Куксовы, кроме своих непосредственных «обязанностей» в первой группе, успевали по совместительству «поработать» еще и во второй.

Схема «мельницы»

Теперь о каждой ОПГ отдельно. Первая была создана в 2009 году Куксовой и четыре года оформляла кредиты на своих членов и на обманутых ими людей. Как это происходило?

При оформлении кредитов мошенники предоставляли подложные финансовые документы, отражающие права собственности человека на недвижимое имущество либо извещавшие о большой зарплате. Подготовкой таких поддельных бумаг занимались два брата -одноклассника Куксовой. А еще один член ОПГ, будучи директором типографии, изготавливал всевозможные печати: банков, федеральных служб и администрации Кисловодска. Вовлеченных и обманутых жителей КМВ на настоящий момент около пятидесяти. Куксова им обещала, что деньги в банке стоит лишь взять, то есть чисто формально, а выплачивать за них, конечно, будет она. И когда очередные жертвы брали заем, то из этих сумм ОПГ частично погашала ранее оформленные кредиты.

Здесь, пожалуй, нужно сказать, что Куксовы еще раньше создали себе имидж успешных предпринимателей, потому так легко цепляли на свою мошенническую удочку многочисленных знакомых, друзей и просто жителей курортного региона. Им искренне верили. На слово. Они доверительно сообщали: дескать, вот мы строим сейчас гостиницу, нужны средства, возьми на себя 500 (100, 300 или 600) тысяч рублей, а мы не только их выплатим, но и потом пригласим тебя на выгодную работу. У тебя маленькая зарплата? Не беда! Не переживай, все устроим.

— Подобную «технологию» Роман Куксов образно называл «мельницей», — рассказывает Александр Андриенко. — С поверившим и согласившимся знакомым объезжали за день пять — шесть банков, куда «закидывали» заявки на заем. Через несколько дней заявителю давали согласие, например, четыре учреждения, с которыми и заключались кредитные договора. Куксовы год — полтора вносили минимальные платежи, а потом признавались финансовым организациям, что платить не могут и взять с них нечего. Примечательно, что, если участник этой ОПГ привлекал со стороны очередную жертву, то с суммы ее кредита получал долю в десять процентов.

Кроме того, первая группа пополнилась двумя сотрудниками служб безопасности известных банков, имевшими доступ к бюро кредитных историй. Они по компьютеру проверяли потенциального заемщика на предмет негативной информации, допустим, неоплаченных штрафов или долгов по коммуналке. Чтоб, значит, зря не таскать его по «мельнице». А в дальнейшем «безопасники» отслеживали прохождение заявки на разных стадиях и информировали шефа ОПГ. Куксова же в прошлом являлась агентом нескольких банков – трудилась риэлтором и одновременно привлекала людей для ипотечного кредитования. Отсюда полезные знакомства с работниками финансовых учреждений и знание процедуры оформления документов.

Куксова также не гнушалась хищением квартир, имея поддельную печать Управления федеральной регистрационной службы. Супружеская чета легализовала «грязные» деньги, построив трехэтажную гостиницу в центре Кисловодска. ОПГ брала сама и раскручивала доверчивых граждан на всевозможные кредиты: потребительские на физических лиц, на развитие бизнеса для индивидуальных предпринимателей, ипотечные. В конце преступной «карьеры» ежемесячные долги семейной пары по всем видам займа составляли пять – шесть миллионов рублей. Кстати, в результате такой бурной деятельности многие жертвы остались без жилья, в том числе и родная сестра Куксовой. В общем, ничего личного – просто бизнес.

Глупая программа

Что касается второй группы, здесь придерживались иной схемы совершения преступлений. Создательница криминальной «бригады» Ольга П. была сотрудником некоего московского банка и занималась компьютерной программой, предназначенной для обслуживания VIP-клиентов. Ежедневно на рабочий стол ее монитора приходили сведения о 15 благонадежных и добросовестных заемщиках. Каждому из них полагались особые условия, то есть предодобренный кредит: человеку достаточно было прийти с паспортом в любое отделение финансового учреждения и получить определенную сумму денег.

Как-то раз Ольга П. попробовала изменить данные какого-то «випа» — забила в анкету ФИО, паспортную и другую необходимую информацию просто от балды взятого клиента. И программа не заметила подвоха, пропустив фальшивку. «Банкирша» аккуратно известила друзей и знакомых о неожиданно открывшейся возможности. И к ней потянулся народ.

Полицейские следователи ГСУ доказали 28 эпизодов мошенничества на 60 миллионов рублей. Все было просто. Желающему взять заем от 900 тысяч до трех с половиной миллионов рублей, причем без всяких проблем, собирания справок и ожидания, предлагалось сделать это с откатом. Ольга П. забирала с каждой суммы 30 процентов. Ей помогали, в частности, два пятигорских предпринимателя, воодушевивших молодых работников своих фирм на кредиты для развития предприятий.

Было бы наивно полагать, что такой изобретательный ум ограничится какой-то там компьютерной программой. Ольга П. похитила принадлежавшие родному банку еще 280 тысяч рублей. Процедура была до обидного примитивна: клиенты клали на карточки деньги, а она подделывала заявления от их имени на перевод незначительных средств (чтоб никто не кинулся разбираться) на свою карточку. Неплохая прибавка… к будущему сроку.

Еще момент: одна из участниц второй ОПГ, жительница Кисловодска Рита Мелкумова, была осуждена на два с половиной года лишения свободы и скоро уже должна выйти из колонии. Ну а других «деятелей» посадки еще только ждут.

Игорь ИЛЬИНОВ

Коллаж niasam.ru

Наверх