ВСЯ ПРЕЛЕСТЬ ДЕРЕВЕНСКОЙ ЖИЗНИ
Село Труновское глазами ставропольчанки
Труновское находится всего в 67 км от Ставрополя — самого благоустроенного города России. Это не более двух часов езды. Село крохотное в сравнении с краевой столицей. Дом культуры, три школы, два детсада, музыкальная школа, библиотека, пара магазинчиков, почта и три храма – вот и вся сельская инфраструктура. Работа — в поле. Однообразие улиц как бы говорит: здесь только спят после тяжелого дня. Население чуть больше шести тысяч – это в 66 раз меньше, чем в Ставрополе. В общем, маленькое село. Должно быть поэтому, по представлению властей, и живут в нем маленькие люди — скромные трудяги, привыкшие дорожить тем, что имеют. А таким, как мы знаем из гоголевско-чеховского творчества, для жизни и малого хватит.
Почувствуй разницу!
В Труновском я оказалась впервые. Лукавить не буду, многого не ожидала. Так уж заведено, что от российских сел не приходится многого ожидать. Кем заведено, когда? Наверное, так всегда было. Отмечу сразу — для существования там есть все. То немногое, что я искала, не сводится к трубам водоснабжения и столбам электропередач. Знаю, живут в условиях и хуже: без газа, школ и дорог. Не хочу этого слышать. Или же теперь надо думать: горит старенькая конфорка, свет есть, вода есть – выходит, вот оно — счастье?
Я — студентка. За день до поездки в Труновское меня пригласила заведующая кафедрой и предложила съездить в одно из ставропольских сел.
— Будет встреча по Международному дню сельской женщины. Поезжай с журналистами, на храмы посмотришь, — сказала она.
Уже в девять утра следующего дня мы покинули город. Всю дорогу вид за окном наводил тоску. Оттого ли, что нас сопровождал туман, или же от горького вида хозяйств, кто знает?
По приезде в Труновское перемен в настроении не произошло. Погода так и осталась скверной, а картина сельской жизни – грустной. Улочки пустовали. Только куры у дороги изредка оживляли пейзаж.
— Мы будто в прошлом. Взгляни на школу или то здание культуры. Это же самый настоящий привет из СССР, — метко описала село моя спутница.
Так и есть. Уверена, эти строения старше нас раза в четыре. В ту минуту мы действительно были далеки от настоящего. Отпечаток прошлого лежал на всем, что попадалось на глаза. Казалось бы, в двух часах езды самый благоустроенный город страны, а здесь живут постройками советских лет? Подумалось: нужно сказать спасибо советскому режиму за строительство на совесть. Правда, это освобождает нашу власть от необходимости благоустройства села.
— Как думаешь, что здесь делают в свободное время? – вопрос подруги заставил задуматься.
До этого, кроме школы и старенького здания, похожего на Дом творчества, мелькали только поваленные заборы и низенькие домики.
— Думаю, работа на земле и уход за хозяйством лишают такой роскоши, как досуг. Ну, а если и есть свободная минутка, наверное, пьют, так я полагаю.
От такой реальности стало совсем грустно. За время дороги по селу мы не увидели ни одной оборудованной спортивной площадки, аллеи, сквера – ничего. Разве что только детскую горку, качели и турник на территории школы. Похоже, все твердо убеждены: раз людям в селе некогда отдыхать, то незачем и думать о строительстве кинозала, театра или парка. Не для кого. В селе ведь сразу большенькими рождаются. Как родился — так сразу за работу. И раз за работой, значит, все — веселиться некогда. А взрослым в селе вообще не положено расслабляться.
Другое дело – городские. Наглаженные костюмы чванливо «фанфаронят»: мы установили более 300 тренажеров во дворах Ставрополя! Ну, а где ж еще? Не в селе же! Надо творить добро на глазах у толпы — иначе не похвалят. В городе тренажеры нужнее. Хотя на ставропольских баскетбольных площадках и стадионах — скукота. А фитнес-центры, тренажерные залы и спортивные секции набили горожанам оскомину.
Торжественная встреча в Труновском проходила в Доме культуры. На вид ему не больше пяти лет: светлый фасад, современная планировка. Ступени, ведущие в здание, смотрят на «японский садик» с декоративным прудом. Красота…
Не буду говорить о сияющих лицах приезжих чиновников и дорогих авто у входа. От контраста резало глаза. Здесь, перед объективами камер, все казалось фальшивым. Настоящее Труновское осталось там — в тумане за шлагбаумом.
Вопреки революции, войне и безразличию
За время обзорной экскурсии по селу мы посетили три храма: Покрова Пресвятой Богородицы, Живоначальной Троицы и Преподобного Серафима Саровского. Если кто не знает, эти творения пережили Октябрьскую революцию, отстояли в Великой Отечественной и стали свидетелями распада могущественной державы. Сама я — человек неверующий. Мое отношение к религии — культурологическое. В моих глазах русский храм – это искусство. Должно быть, поэтому мне было так больно от вида труновских святилищ. Думаю, любой не лишенный чувства прекрасного впал бы в уныние. Они – наследие царской России, живая история великой империи, и о них некому позаботиться. Следы остановленных реставрационных работ — и внутри, и снаружи. Очевидно, это старания селян. Это их безуспешные попытки вдохнуть жизнь в священные камни. Краевому центру до храмов нет никакого дела. Глядя на голые стены, пустые рамы и дырявый пол легенд русской культуры, отчего-то вспоминаю проект «20 церквей в Ставрополе к 2020 году». Удивляюсь, какой Ставрополь большой. Возвести церковь — это не сад разбить. Спрашиваю себя: неужели в краевой столице так много прихожан, что их не вмещают те 23 храма, что уже есть?!
Кусаем руку, которая кормит
Ставрополь и Труновское… Одна страна и один край, один народ, один закон, одна культура и общая история. Только уклад жизни не один, потому, наверное, нет у города и села общего благополучия и достатка. А ведь село без города проживет, а вот город без села – нет. Село определяет жизнь города.
Но тогда теперешняя арифметика: 9/10 всех благ – городу и лишь десятая часть – селу, противоречит логике? Выходит, в списке важных вопросов сельские должны опережать городские? Выходит, по справедливости город обязан заботиться о селе больше, чем о себе? Односложный ответ так и рвется наружу. Хочется троекратно прокричать: «Да!» Но не ждите перемен. Твердое убеждение обеих сторон, и села, и города, что в России нынешний уклад жизни был всегда, превосходит и логику, и справедливость. Все ясно понимаем: село город кормит. Но отчего-то вместо благодарности продолжаем высокомерно скалить зубы, указывая на превосходство города над селом.
В селе – производят, в городе – потребляют. В городе – живут, в селе – выживают. К сожалению, столь очевидное противоречие никого уже не удивляет…
Евгения СОКОРЕВА, студентка ФЖ СКФУ
Фото автора