ЗАВЕТНАЯ МЕЧТА ПРОФЕССОРА ПОЖАРСКОГО
Наладить выпуск спасительных для малышей воротничков мешают административные барьеры
Незрелыми могут быть не только яблоки, но и младенцы. Не успевает в уютном мамином животике малыш сформировать все как нужно, как приходит время появляться на свет. Дети с незрелыми соединительными тканями, как называют, в частности, все наши косточки, хрящики и связки, которые легко травмируются во время родов, появляются на свет у мам, чья беременность протекала с осложнениями. Родовые травмы нередко ведут к страшным последствиям, сказываясь на развитии центральной нервной системы (ЦНС) ребенка.
«Голодный компьютер»
Здоровых естественных родов в последнее время все меньше, различные патологии отмечаются у 93,8 % женщин в положении, рассказал «СГВ» доктор медицинских наук, профессор кафедры детской хирургии Ставропольского медицинского университета Владимир Пожарский.
Ортопед с сорокалетним стажем и «позвоночных дел» мастер, имеющий изобретения в области хирургического лечения сколиоза, оперируя и наблюдая многочисленных пациентов с последствиями родовых травм, пришел к выводу, что причина всех бед кроется в пропускной способности позвоночных артерий, их еще называют вертебральными.
Они питают заднюю черепную ямку, где находится гипоталамус – «командный пункт», управляющий в нашем организме вегетативными процессами, не требующими контроля со стороны разума: работой сердца, легких, пищеварительной и других систем. Гипоталамус, как компьютер системы жизнеобеспечения, постоянно в работе и требует в разы больше кислорода и элементов питания, чем другие ткани мозга.
Но если приносящий их кровоток уменьшается, оставляя «компьютер» на голодном пайке, страдают все системы организма. Отзываются болью шея и позвоночник, сердце и голова. Новорожденный сигналит об этом непрерывным плачем. Из-за дефицита питания мозга в той или иной мере поражается центральная нервная система. В худшем варианте это оборачивается параличами, ДЦП, эпилепсией, задержкой умственного развития малыша. В лучшем случае обходится вегетососудистой дистонией. Только на Ставрополье от ее проявлений лечатся ежегодно более 140 тысяч детей, или треть детского населения края. Коварство ее кроется в отложенных проявлениях. То есть, пока ребенок маленький и нагрузки на организм и гипоталамус невелики, все вроде бы в порядке. Ну, капризы или списываемая на них периодическая слабость и головокружение. В этих случаях мы быстро ставим диагноз: набегался, перегрелся, перевозбудился… А когда приходит беда, ни с того, как кажется, ни с сего развивается аутизм, ребенок перестает развиваться и деградирует, а такие истории краевой медицине известны, требуется серьезное дорогостоящее лечение с негарантированным результатом. Словом, родители, внимательно относитесь к отклонениям в здоровье ребенка.
Но вернемся к вертебральным артериям. Природа распорядилась так, что они проходят сквозь шейные позвонки. Малейшие деформации шеи при родах ведут к тому, что артерии сдавливаются и перестают пропускать нужный гипоталамусу объем крови. Достаточно даже растяжения связок в шейном или в поясничном отделе младенца, не говоря уже о вывихах или подвывихах, которые случаются при родах гораздо чаще, а диагностируются куда реже, чем принято считать. Ведь ткани со временем восстанавливаются с образованием рубцов, которые сдавливают артерии, снижая кровоснабжение мозга.
Шесть потерянных лет
«Вдумался в истоки проблем, вызванных родовыми травмами, и понял, что нужно устранить причину, обеспечить хрупким позвонкам и связкам новорожденного условия, исключающие образование рубцов при заживлении, или свести их к минимуму. Тысячи лет известен принцип медицины: ткани восстанавливаются без рубцов в покое, значит, нужно обездвижить ненадолго шею или позвоночник малыша», — рассказал Владимир Пожарский.
Профессор шесть лет назад изобрел и запатентовал ортопедическую конструкцию – шейный воротничок. В отличие от представленных на рынке он не дает ребенку двигать головой. Следом Пожарский разработал и получил патенты на бандаж для поясничного отдела, напоминающий спинку от кресла, а также цилиндрические манжеты для лечения дисплазии тазобедренных и иных суставов. Все изобретения позволяют мягко, но надежно зафиксировать новорожденного в нужном положении, чтобы дать связкам возможность заживления без последствий. Восстановительные процессы у малышей идут очень быстро, и двух недель небольших неудобств вполне хватает, чтобы избавить детей и родителей от большой беды.
Профессор считает, что такие воротнички в профилактических целях нужно надевать всем новорожденным, ведь акушеры не могут распознать растяжения связок при родах. Собственно, это его заветная мечта.
Вузовские умельцы научились стерилизовать опытные образцы воротничков и упаковывать поштучно, как одноразовые шприцы. При Ставропольском медицинском университете для внедрения данных научных достижений создано малое инновационное предприятие (МИП), арендовано помещение под цех. Нужно сказать, что выпуск медицинских изделий — дело весьма прибыльное. Развернуть его можно на очень небольшой площади. Выиграли бы и вуз, и бюджет Ставропольского края. О сохраненном здоровье детей в масштабах страны вообще не говорю, хотя и этот показатель может быть просчитан экономически.
Чиновники как препятствие
Но наладить массовое производство и применять медицинские изделия нельзя без государственной регистрации, а на пути к ее получению непреодолимым препятствием вырос Росздравнадзор. Чтобы дать «зеленый свет» воротничкам Пожарского, нужно провести ряд испытаний. По существующему порядку сначала исследуют материалы на предмет аллергических и прочих реакций, а затем Росздравнадзор должен направить образцы изделий в клиники страны для получения внешних отзывов об их эффективности. Это называется клинические испытания. Но дело застопорилось на первой стадии.
«Помилуйте, — говорит Владимир Петрович. – Мы применили те же самые материалы, из которых делают другие воротнички, представленные на рынке. Они давно исследованы, на них есть гигиенические сертификаты».
Но Росздравнадзор этим не пронять.
Государственный орган не устроили также результаты экспертизы от лицензированного Центра гигиены в Ставрополе, проведенной за 20 тысяч рублей. Чиновники потребовали провести исследования только в той лаборатории, что включена в их реестр. А в Москве только за анализы надо отдать уже более четверти миллиона. В сумме с другими платежами набегает далеко за полмиллиона.
Зарегистрировать изделие за 600 тысяч рублей берутся некие консалтинговые фирмы-посредники, которые роями вьются над «легкими» деньгами. Но профессор – не олигарх, в его карманах таких денег отродясь не водилось, а гранты на неофициально-сомнительное содействие посредников не предусмотрены. Попробовали помочь ученому ставропольские чиновники. В краевом минэкономразвития восемь месяцев занимались этим вопросом и отступились, так и не разрешив ситуацию. Билось за воротнички Пожарского и вузовское руководство. Но зарегистрировать лечебное изделие своими силами краевым помощникам профессора не удалось.
«Крупным компаниям не интересно перестраивать свое уже налаженное производство, а малым инновационным предприятиям, которые образуются при вузах для внедрения научных достижений, негде взять средства на услуги знающих ходы-выходы консалтинговых фирм. Вуз также не вправе помогать своим МИПам, юридически они являются частными. Медицинская общественность регулярно возмущается чрезмерно усложненной процедурой регистрации в Росздравнадзоре, но ситуация много лет не меняется», — рассказал директор Научно-инновационного объединения Ставропольского государственного медицинского университета, профессор Владимир Батурин.
В октябре в Ставрополе прошла «Неделя инноваций — 2016». На стендах вновь красовалась кукла в изобретенных Владимиром Пожарским спасительных воротничках и манжетах. «Сдерут идею и начнут производить где-нибудь за рубежом. Никакой патент не защитит», — опасается изобретатель.
Марина ЧЕРНЫШЕВА
Фото Виктора Нестеренко
ВАЖНО
ЧТО ДОЛЖНО НАСТОРОЖИТЬ
Отклонения в развитии нервной системы сегодня занимают первое место среди всех патологий младенцев. Запись, которую можно прочитать в медицинской карточке 80% детей до года: ГИПЦНС (гипоксически-ишемическое поражение центральной нервной системы). Этот диагноз включает все повреждения головного мозга малыша, вызванные кислородным голоданием во время беременности или в течение родов. Аукаются и несбалансированное питание, и пищевые добавки вкупе с плохой экологией, и мамины стрессы.
• Дома внимательно осмотрите новорожденного. Если малыш в норме, у него ритмичное дыхание, симметричные и нескованные движения конечностей, он их делает автоматически. Малейшие ограничения движения в руках или ногах, тугоподвижность должны насторожить — нет ли нарушений в этой сфере? Ребенок может быть, напротив, вял, малоподвижен, иногда буквально распластан. Это обращает на себя внимание при пеленании. Очень важно не пропустить при осмотре даже небольших судорожных подергиваний.
• Тревожный симптом — тремор подбородка и конечностей в сочетании с повышенной возбудимостью.
• Не хорошо, если малыш часто и обильно срыгивает, плохо или слишком долго спит, реагирует на смену погоды, если ручки и ножки младенца постоянно влажные и холодные, если кожа имеет «мраморный» вид.
• Не должен здоровый ребенок резко и пронзительно кричать.
• Обратите внимание и на голову дитя. Родовая опухоль, деформации головы, кровоподтеки на лице, шее, туловище говорят о травматичных родах — в этих случаях чаще обнаруживаются и неврологические симптомы.
• Грозными симптомами являются напряжение, выбухание родничков или нарушение размеров головы, и следить за этим нужно регулярно, однократного осмотра мало.
• Если присутствует хотя бы один из признаков — ребенка должен осмотреть перинатальный невролог и лечить, чем раньше, тем эффективнее.
• Ребенка еще в роддоме обязан обследовать ортопед. Начать лечение любой патологии костно-мышечной системы нужно как можно раньше.