№ 02 (3630) 18.01.2017  

ЛЮДИ С КООРДИНАТАМИ ИКС

Фото 14109.vk.me

Как действовать и чего делать категорически нельзя, если пропал близкий человек?

Слова «без вести пропавший» я слышал в детстве, но тогда не понимал их значения. Чувствовал только, что это очень плохо, потому что мама, когда их произносила, тяжело вздыхала и даже иногда плакала. Позже я узнал, что она всю жизнь искала своего отца, моего деда-политрука, канувшего в вечность в начале Великой Отечественной войны. Из юности помню: бесследно исчез сосед по подъезду, с которым мы дружили с ранних лет – Валька, Валентин. Последний раз его видели на автовокзале, он брал каких-то пассажиров в свой жигуленок. С тех пор минуло четверть века – о нем ни звука. 14 июня 1995-го, когда Буденновск, где я тогда жил, захватила банда террористов Басаева, страшные слова «без вести» снова появились в моей судьбе. Мы с отцом почти сутки не знали, где наша мама, которую прямо с работы забрали вооруженные бандиты.

Не дай бог!

В народе говорят: неизвестность хуже дурной вести. Не знаю, хуже ли, но это так больно! Поэтому, когда в редакцию «Ставропольских губернских ведомостей» обратился Николай Стяжкин — дедушка потерявшегося 10 сентября 2016 года Владика Манукова – мы сразу откликнулись, дабы разделить с ним эту боль (см. № 48 «СГВ» от 7 декабря 2016 г. — «Вернись, Владик, вернись!»). К сожалению, пока о парне ничего не известно. А ведь сколько людей пропадает в крае! И не все родственники-друзья в первый момент после оглушающего осознания изменившейся вдруг реальности понимают, что же делать. Как себя вести, куда звонить или бежать за помощью? Вот мы и решили, что обстоятельно поговорим с теми, кто занимается розыском без вести пропавших, и подскажем, какие действия предпринимать. Не дай бог, конечно.

Безвестное исчезновение

Владимир Рвачев: «Много безвесно исчезунвших находим по горячим следам»

В 2016 году в полицию Ставрополья поступило более 300 заявлений о безвестном исчезновении несовершеннолетних. Из них 15 были объявлены в федеральный розыск. Почему? Остальные что – быстро нашлись? Да, поскольку уходить из дома вошло у них в привычку, и они сбегают не впервой. Обычно это девчонки и мальчишки из неполных и социально неблагополучных семей, не получающие должного внимания со стороны родителей. Главный интерес у них – улица. Можно также смело назвать случаев 20 — 25, когда молодых особ некоей национальности похищают будущие женихи. Интересно, что зачастую родственники потенциальной невесты прекрасно осведомлены, где пребывает их дочь-сестра-племянница, но по каким-то причинам не сошлись с предполагаемыми сватами в цене выкупа. Тогда – прямиком в дежурную часть РОВД писать заявление о пропаже. А на отработку в полном объеме таких сигналов уходит немало сил, ресурсов и времени, которые можно было бы направить на отыскание других исчезнувших. Причем специалистов-то по розыску в крае не так много – всего 80, иными словами, по одному или несколько офицеров в каждом территориальном подразделении полиции.

Конечно, пропадают и благополучные отпрыски, но значительно реже, и их быстро обнаруживают у знакомых и друзей. Собственно, все подростки в этом плане сложные: у них формируется личность, они пытаются что-то кому-то доказать, конфликтуют со старшими. И… бегут.

К примеру, в один из холодных дней декабря 2016-го в Новоселицком районе школьника удалось найти в… туалете на местном кладбище. Более подходящего укрытия он, видимо, не придумал. Но и это его устраивало, потому как ни за что не хотел возвращаться домой. Здесь пацаненку несказанно повезло. Правоохранители, выполняя первоначальные поисковые мероприятия, по сути, спасли ему жизнь: не только установили местонахождение, но и сразу же отправили в больницу.

Ну а те детишки, что объявлены в федеральный розыск, – это уже по-настоящему серьезно. Допустим, 13-летняя жительница села, отправившаяся в Ставрополь «на заработки». Стражи закона обнаружили ее в городской гостинице, где она за скромную плату оказывала сексуальные услуги постояльцам. Полицейские вернули девочку восвояси.

Однако не всегда исчезновения заканчиваются хеппи-эндом. В том же Новоселицком районе летом прошлого года пятилетний карапуз самостоятельно отлучился со двора, пока родители занимались своими делами. Потом были слезы и растерянность взрослых, заявление в полицию, поиски. Мальчугана нашли в озере. Его смерть не являлась криминальной, он утонул. По словам начальника 2-го отдела управления уголовного розыска ГУ МВД России по СК подполковника полиции Владимира Рвачева, всего в 2016-м было найдено три детских трупа. Кроме новоселицкого малыша, еще мальчик и девочка в Шпаковском районе в начале минувшего года оказались в реке.

Надо заметить, что каждый случай безвестного исчезновения несовершеннолетних автоматически ставится на контроль в МВД России. Это свидетельствует о важности отношения к подобной проблеме. Впрочем, такое же внимание у всех правоохранительных структур страны.

Без видимых причин

Что касается общей картины с без вести пропавшими за прошлый год на Ставрополье (включаем сюда и взрослых), то «смертельную» статистику добавляют еще пятеро граждан. Итого – восемь. Всего же в 2016-м в краевую полицию поступило свыше 1400 сообщений о безвестном исчезновении людей. Из них 80 были объявлены в розыск (в том числе и 15 детей).

С детьми вроде разобрались, а почему уходят или пропадают великовозрастные? Тут причин, пожалуй, даже больше, чем у подрастающего поколения. Владимир Рвачев удивляет таким сообщением: еженедельно в полицию поступают два — три заявления о том, что из психоневрологических диспансеров, интернатов для престарелых или квартир-домов пропадают без вести люди с нарушениями памяти. Бывает, их обнаруживают в больницах. Как недавно женщину, покинувшую одно из учреждений для пожилых. На улице она почувствовала себя плохо, прохожие вызвали скорую, и машина доставила бабушку в медучреждение. Докторам пациентка не смогла назвать ни имя, ни фамилию, ни то, откуда появилась. Но существует нормативный акт, регламентирующий взаимодействие с полицией, и медики позвонили правоохранителям. У тех же на руках – заявление о безвестном исчезновении именно этой старушки! Так что нашлась «потеряшка». И подобная история далеко не единственная.

А вот в Пятигорске дедуля решил сходить по грибы. И в лесу умер. Его искали долго, ведь никому не сказал, куда направился. И хотя «лесная» версия рассматривалась в числе прочих, поскольку пожилой мужчина являлся грибником, в «зеленке» его и след простыл. Причем прочесывали не единожды! Привлекались для этого дела военнослужащие, волонтеры и кинологи с собаками. К слову, четвероногие помощники были специально обучены на обнаружение трупов. Увы, без успеха. Почему так происходит, Владимир Рвачев не знает, но говорит, что и так бывает. Прошло месяца три, и грибника все же разыскали, когда пошли цепью в очередной раз. Собачка и нашла.

Этот случай, понятно, не уголовный, однако в четырех остальных из прошлогодней «смертельной» статистики взрослых произошло убийство. Там сразу возбуждались уголовные дела по статье 105 УК РФ. Ведь вот как трактуется безвестное исчезновение: лицо пропало внезапно, без видимых тому причин, без вещей, денег и документов, удостоверяющих личность. Так все и было, обстоятельства даже на первый взгляд имели криминальную подоплеку.

Без самодеятельности

Скандалы в семье, романы, адюльтеры. Кто-то из супругов уходит, дабы отомстить, напугать. Оставшаяся половинка обращается в полицию за содействием в поисках.

— Очень много безвестно исчезнувших устанавливается по горячим следам, — подчеркивает начальник 2-го отдела управления уголовного розыска края. – Это, утверждаю без похвальбы, демонстрирует профессионализм наших сотрудников. Действительно, работа огромная делается, вот, смотрите, что значит комплекс первоначальных розыскных мероприятий. Это, прежде всего, проверка по оперативно-справочным учетам и учетам медицинских учреждений, ориентирование районов Ставрополья и соседних субъектов. Кроме того, постановка на сторожевой контроль, то есть, если разыскиваемый приобретает билет на какой-либо вид транспорта и конкретный рейс, мы будем в курсе. Это и привлечение волонтерских организаций. В общем, не надо заниматься самопоиском, а нужно сразу обращаться с заявлением в полицию…

Кстати, насчет сразу обращаться. Запомните, не существует никаких пресловутых трех суток, через которые якобы у человека примут в дежурной части заявление. Это бред! Не понимаю, почему он упорно тиражируется?! Даже в художественных фильмах, телепередачах, публикациях в СМИ. Может, просто авторы фейк-информации недобросовестно делают свою работу, не трудясь узнать элементарные вещи и заглянуть в Федеральный закон «О полиции»? Ну а если вам об этом скажут в самой дежурной части, то смело требуйте начальство! Не сомневайтесь – ленивого горе-полицейского заставят серьезно отвечать за свой проступок.

Владимир Рвачев вспомнил печальный пример, когда в одном из сел родители пропавшего со двора пятилетнего мальчика два дня искали его самостоятельно. И лишь потом, не добившись результата, попросили содействия правоохранительных органов. Или, допустим, недавно в Георгиевском районе 77-летнего дедушку родственники пытались обнаружить четыре дня. Тщетно. Теперь этим занимаются профессионалы, но бесценное время уже упущено. И да, при подобных обстоятельствах придется возбуждать уголовное дело по ч. 1 ст. 105 УК РФ – убийство.

Без следа

А вот возбуждают уголовное дело не полицейские, а следователи. Это значит, что оперативно-розыскные мероприятия органов дознания не позволили найти человека или его труп. Свидетельствует это также и о том, что имеются признаки, указывающие на насильственную смерть. Безусловно, подобный поворот дела пугает людей – как же, статья-то какая страшная! Однако здесь требуется пояснение. Пока никаких фактов, говорящих об убийстве, к счастью, нет, но всегда в подобных случаях следователи возбуждают дело именно по 105-й. Это нужно для того, чтобы проводить комплекс следственных действий, которые невозможно осуществить в рамках предварительной проверки. Такова процедура. Кстати, заявление родственники запропастившегося гражданина могут написать как в полицию, так и в следственное управление. Ну а всего в следственном управлении СКР по СК в 2016 году было возбуждено 12 уголовных дел, касающихся безвестно исчезнувших.

Со старшим следователем-криминалистом отдела криминалистики подполковником юстиции Вячеславом Ломовым мы общались при соответствующих теме беседы «декорациях». В комнате хранения криминалистической и специальной техники. Чего здесь только нет! На стеллажах от пола до потолка – мудреное оборудование, ноутбуки и кейсы. К слову, каждый вид происшествий требует специального чемодана: для работы на месте взрыва или пожара, по обнаружению и изъятию следов биологического происхождения. На стеллаже есть и электро-бензиновый инструмент, помогающий взять пробы либо образцы каких-то объектов (выпилить из дерева, вырезать из металла).

Но, бывает, жизнь подбрасывает самые невероятные сюрпризы, неподвластные ни всезнающей технике, ни усилиям экспертов. Все решает случай. Несколько лет назад из больницы пропал пациент. Причем вещи остались в палате, а дома он не появлялся. Растворился, как лекарство в крови. Правоохранительные органы, что называется, вывернули медучреждение наизнанку. И не один раз! Проверили территорию и абсолютно все закоулки, подвалы, колодцы, ливневую канализацию и то, куда она выходит. Задействовались большие силы и средства. Ноль. Через полтора года в больничном корпусе прорвало отопление и нужно было сделать ремонт. И вот на чердаке… обнаружили повешенный, уже мумифицированный труп того самого пациента. Как он там оказался?! Чердак был закрыт металлическими решетками с навесным замком. Никаких повреждений и следов взлома! Потом эксперты предположили, что самоубийца вначале отогнул решетки и таким образом проник под крышу, а затем загнул обратно. Почему же никто не слышал запаха разлагающегося тела? Наверху оказалась отличная вентиляция: чердачные оконца сыграли роль некоей вытяжки.

— На таких историях мы учимся и стараемся отрабатывать все возможные и невозможные варианты, — объясняет старший следователь-криминалист.

Без разницы

Из разряда невозможного еще такой случай. На стройке многоквартирного дома в Ленинском районе Ставрополя как сквозь землю провалился рабочий. Он жил в селе, поэтому предпочел не мотаться туда-сюда каждый день, а ночевать на объекте. Но как-то взял и сгинул. Хотя скарб и автомобиль никуда не делись: тут вот, в наличии. Первоначальные поисковые мероприятия не увенчались успехом. Даром что скрупулезно был обследован участок местности в десять квадратных километров, то есть не только стройка, но и прилегающая территория. Однако не было даже намека, в каком направлении продолжать розыск. И тут под подозрение попал сторож, тоже «испарившийся», как только полиция и следователи стали заниматься этим делом. К тому же выяснилось, что именно он мог последним видеть рабочего. «Караульный» так спешил, что даже зарплату не получил. Торопился домой. Жена сказала сыщикам, что супруг признался ей в убийстве, собрал кое-какие пожитки и отправился в лес. И пока сотрудники уголовного розыска устанавливали его местонахождение, на стройке возобновились поисковые мероприятия, но с учетом уже известных обстоятельств.

Вячеслав Ломов с «криминалистическим светом»

— Мы сопоставили антропометрические данные двух пропавших и поняли, что сторож не мог унести труп куда-то далеко, а перевозку жертвы на автомобиле исключили, поскольку не было соответствующих следов, — рассказывает Вячеслав Ломов. – С помощью специализированной техники «прозвонили» подвалы, стены, перекрытия. И вот обратили внимание на поддон кирпича, который недавно поставил рядом с будущей многоэтажкой манипулятор. Попросили кирпич убрать, лишь копнули землю, где он стоял, а под ней — бетон. Прораб немало удивился, поскольку бетона в этом месте быть не должно. Снова «прозвонили» и обнаружили в застывшем растворе полость с локальными предметами. Иными словами, найденное нами являло собой некий саркофаг…

Поначалу следователи подумали, что внутри находится строительный мусор. Но георадар показал, что электропроводимость захороненных локальных объектов совершенно иная. Любопытно, что ведь именно здесь во время первоначальных поисковых мероприятий работала служебная собака, обученная находить трупы. Не среагировала, потому что толщина «пузыря» застывшего раствора оказалась около 60 сантиметров. «Саркофаг» вскрыли и извлекли оттуда убитого рабочего. Это было днем, а вечером оперативники взяли подозреваемого в преступлении. Причину сторож назвал без утайки: вместе пили водочку, поссорились, и, как это часто бывает во время попойки, внезапно возникли неприязненные отношения. Так что итальянская мафия, легендарно закатывающая недругов в бетон, здесь ни при чем. Впрочем, такой версии и не возникало.

Вячеслав Ломов привел еще несколько фактов, когда техника помогла раскрыть убийства. Однажды он, применив «криминалистический свет», обнаружил в подвале «подозрительного» дома большое пятно крови, тщательно перед этим замытое химическим средством. Но специализированному фонарю без разницы, что от него прячут — мощный световой поток позволяет найти невидимые глазу биологические материалы. А что уж говорить об иммунохроматографических экспресс-тестах, входящих в комплектацию экспертного чемоданчика! Они покажут следы крови хоть вековой давности. Так что, учитывая уровень современных приборов и профессионализма следователей, можно полагать, что принцип неотвратимости наказания преступников действительно работает.

Без зарплаты

Немаловажно, что оба представителя официальных структур – Владимир Рвачев и Вячеслав Ломов – с большим уважением отзываются о весомой роли волонтеров в розыске без вести пропавших. И действительно, на счету добровольческого общественного движения «Поиск-26» немало добрых дел. Руководитель этой организации Виктория Кафнер вспоминает, что все началось с желания помочь в обнаружении исчезнувшей жительницы Ставрополя Татьяны 2 февраля 2013 года. О случившемся с этой девушкой она узнала из соцсетей и через интернет собрала человек двадцать. Сегодня в этом движении – сотни неравнодушных людей: отряды в Ставрополе, Михайловске, Изобильненском районе и всех городах региона Кавминвод.

Волонтеры прочесывают местность

Так, в поисках маленькой школьницы из Пятигорска, которую в октябре 2016-го увел из учебного заведения пьяный педофил, участвовали около одной тысячи горожан. Что делают волонтеры? Расклеивают листовки с призывом разыскать конкретного человека и его приметами, вместе с правоохранителями прочесывают местность, будоражат Всемирную паутину. Кстати, та школьница и спаслась-то, наверное, благодаря интернету и волонтерам. Случилось так, что в компьютер заглянул родной брат похитителя и увидел, что весь Пятигорск «стоит на ушах», отыскивая ученицу. Он вначале немало удивился: значит, вот кто такая эта незнакомка, которую привел в дом старший неблагополучный братец, сидевший за убийство! Парнишка, недолго думая, схватил несмышленую и перепуганную семилетку, отвез ее на автобусную остановку и там оставил. А сам позвонил стражам порядка.

Четыре года назад Виктория Кафнер вместе со своей сестрой-двойняшкой и одновременно заместителем Виолеттой пытались найти старушку, ушедшую ночью из дома. У начинающих волонтеров тогда не было даже бумаги для листовок, и они обратились в администрацию одного из районов Ставрополя. Но чиновники отказали в двадцати листочках формата А4, дескать, самим мало. Добровольцев не удалось собрать в том числе и поэтому – не получилось широкого освещения события. А между тем бабуля, находившаяся под воздействием лекарств, забрела в лес и упала в яр, разбившись насмерть. Сестры Кафнер поныне не могут забыть ту трагедию. И чтобы ничего похожего больше не происходило, они сейчас собрали достаточно средств (в том числе и понимающих добротворителей) для приобретения квадрокоптера. Этот беспилотный летающий аппарат способен увидеть с воздуха то, что незаметно с земли.

Виктория Кафнер «Вот нашли человека, и я счастлива!»

— Хочу дать несколько советов тем, кто попал в беду. Вы должны знать, что нет трех суток, навязываемых вам недобросовестными полицейскими, при подаче заявления о безвестном исчезновении, — напоминает Виктория Кафнер. – Особенно этим грешат участковые уполномоченные. И еще, имейте в виду, что обратиться в правоохранительные органы в подобной ситуации имеет право любой заинтересованный человек, необязательно родственник. Ну а мы включаемся в поиск только после того, как нуждающиеся в нашей помощи предъявят талон-уведомление о подаче заявления в полицию. Все по-серьезному, без самодеятельности. Связаться с нами можно по телефону: 8(905) 444-49-02, мы также есть в социальных сетях: Твиттере, Фейсбуке, Инстаграме и ВКонтаке. «Народная тропа» к нам за четыре года существования уже проложена, достаточно сказать, что в 2016 году участвовали в розыске 120 человек…

Необходимо добавить, что, если в структурах МВД при каких-то конкретных обстоятельствах посчитают нужным привлечение волонтеров, то там дадут заявителям координаты «Поиска-26». И, кроме того, информация об этом общественном движении есть на сайте Главного управления МВД России по Ставропольскому краю вместе с подробными рекомендациями, как найти пропавших без вести (https://26.xn--b1aew.xn--p1ai/grajdanam/Bjuro_registracii_neschastnih_sluchaev/Rekomendacii_dlja_grazhdan_po_poisku_lic).

— Мне нравится, чем я занимаюсь, — признается Виктория Кафнер. – Вот нашли человека, и я счастлива. Так же, как и остальные волонтеры. Это удивительные люди, готовые пожертвовать собственными интересами, временем и силами для того, чтобы принести пользу совершенно незнакомым, но, получается, не чужим согражданам. Может, это даже своего рода благотворительность. Мы просто знаем, что нужны в этом мире.

Игорь ИЛЬИНОВ

Фото автора и из архива Виктории Кафнер

Наверх