№ 07 (3635) 22.02.2017  

ЗЕМЛЕДЕЛИЮ НУЖНА СТРАТЕГИЯ РАЗВИТИЯ

Пришла пора строить систему землепользования будущего, основанную на новых представлениях о физиологии растений и почвенных процессах, считает председатель агрокомитета Национальной технологической палаты, генеральный директор ГК «БИОЦЕНТР» Александр Харченко. При этом нужно не играть в органическое ретро-земледелие, а создавать модели с очень высокой рентабельностью, где растения перестают болеть и дают фантастические урожаи только за счет возврата к силам природы.

Вкладываем больше, чем получаем

— В стране и в крае хватает научных агроисследований, но они не готовы к внедрению, существуют раздельно и сами по себе. Их нужно объединить, нужна стратегия развития сельского хозяйства, — говорит Харченко. — Существующие модели уже не могут работать: из-за непомерного роста цен на удобрения и средства химзащиты вкладывать приходится больше, чем удается получать. В этом году некоторые агрохолдинги при урожайности 60 центнеров с гектара еле вышли на нулевую рентабельность, не заработали, потому что много вложили.

Приходится считаться с экономическими реалиями и создавать новую модель, свободную от избытка химии. Технологии, основанные на химизации, достигли предела. Кроме того, специалисты прогнозируют, что через 20 — 30 лет поливной воды будет остро не хватать. Сильную засуху обещают уже в текущем году. Значит, нужно научиться сохранять влагу в почве. Это экономичнее, чем бездумный полив, пояснил Александр Харченко.

По словам Александра Генриховича, ряд умных агротехнологий разрабатывался ещё при Сталине, когда поиск нового был привычной практикой. Так, например, минимальную обработку почвы предложил селекционер и новатор сельского хозяйства Терентий Семёнович Мальцев. Институт Бараева подвёл под неё теоретическую базу, и она внедрялась повсеместно, оказалась очень эффективной и кормила огромное число людей!

Гениально просто

Харченко рассказал, что существует шесть систем альтернативного земледелия, содержащих много полезных идей, которые нужно изучать и адаптировать к своим условиям. А не держаться за когда-то передовую, но ставшую тормозом систему интенсивного землепользования.

— Все меняется, мир текуч. Мы наткнулись на микробные системы, которые, сосуществуя вместе, запускают в почве нужные процессы, например, фиксируют азот из воздуха — под каждым растением бесплатно образуется нужное удобрение. Это гениально просто. Наше ноу-хау. Пошли не через молекулярную технологию, не через биохимию, а через цинозы микроорганизмов. И за пару лет в условиях Ставрополья легко добиваемся роста естественной урожайности в два — три раза. И потолок еще не достигнут.

Кроме того, как говорит наш собеседник, научились лечить растения от сахарного диабета. Из-за селитры в здоровых с виду листьях и стеблях образуются «сладкие пробки», которые блокируют отток в корни сахаров, вырабатываемых в процессе фотосинтеза. Растение требует больше влаги, чтобы их разжижать. Но как только полезные микробы нейтрализовали нитратные формы азота, посевы показали фантастическую засухоустойчивость.

Есть люди, которые методом тыка нащупали верный путь. Надо, чтобы ученые ехали к ним, изучали опыт и распространяли новые знания. Так поступают и в Австралии, и в Аргентине, где кризис сельского хозяйства разразился гораздо раньше. Наука там идет от успешной практики передовых земледельцев, под которую затем подводится теоретическая база.

Фермер Василий Кулагин сеет вообще без минеральных удобрений, но точно укладывается в дни созревания почвы и получает хорошие урожаи, забыв о химии. Раньше готовность матушки-земли принять зерно определял старый дед при помощи голой задницы. Нужно поймать эти природные факторы и описать научно. Это еще не биодинамическое земледелие, но почти.

Новые подходы к растениеводству аграрии юга России обсудят в начале марта на масштабном агрофоруме в Ростове-на-Дону. Будет там и внушительная делегация ставропольских аграриев. В частности, наш собеседник Александр Харченко – в числе ключевых докладчиков.

Марина ЧЕРНЫШЕВА

Наверх