ЖИВЁШЬ НА КУРОРТЕ – ЗАЧЕМ ТЕБЕ ЗЕМЛЯ?
Кто не успел до 2011 года зарегистрировать право собственности на участок под домом, тот опоздал
Ситуация, когда владельцы домов, гаражей, дачных участков и строений не могут зарегистрировать право собственности на землю, на которой все это построено, длится на Кавминводах давно.
Многолетняя неразбериха
Как минимум, с 2011 года, когда в ответ на предостережение краевой прокуратуры в кадастре было закреплено зонирование территории курортного региона. При этом не регистрируют право как на первоначально предоставляемые местными властями в собственность земельные участки, так и на купленные у прежних хозяев или полученные в наследство либо в дар от бабушек-дедушек с жилыми домами, которыми родственники обладали на праве пожизненного наследуемого владения или праве пользования. Даже по состоявшимся сделкам, обязательства сторон по которым исполнены, договоры оформлены гражданами в органах местного самоуправления и деньги по ним выплачены. По этому поводу — масса обращений и жалоб во все инстанции.
Депутат краевой Думы от КМВ Александр Сысоев вновь поднял этот вопрос на заседании комитета по промышленности, энергетике, строительству и ЖКХ.
— Такая ситуация сложилась, прежде всего, в городах-курортах. Вопрос имеет многолетнюю неоднозначную и меняющуюся историю правоприменения. Причем как со стороны органов местной власти, располагающих полномочиями по распоряжению земельными участками, так и с позиции судебной практики, у которой прямо противоположные подходы с момента принятия новой редакции Земельного кодекса РФ в 2001 году — начиная от отказа признания права, затем массового признания права, а после принятия изменений в ФЗ №406, связанных со статусом курортных регионов, людям вновь отказывают, — рассказал депутат. — Это малообъяснимо, на мой взгляд. Ведь Конституция РФ четко устанавливает право частной собственности, в том числе на земельные участки. Таких проблем нет ни в Краснодарском крае, в тех же Сочи, Анапе, ни на Алтае в Белокурихе. Люди там без ограничений получают землю под индивидуальное жилищное строительство (ИЖС), и это не мешает курортам действовать.
По словам Сысоева, непонятно, почему в городе Ессентуки землю в собственность не дают, а через речку – в станице Ессентукской, которая тоже входит в особо охраняемый район КМВ, участки предоставляют, как и в других поселениях края. Но ведь у жителей Ставрополья должны быть равные права.
По утверждению Сысоева, правового понятия «город-курорт» в законе нет. Город – это поселение, а курорт — географический объект, имеющий самостоятельное правовое значение, и их границы далеко не всегда совпадают. Кроме того, курорты в стране перестали быть особо охраняемыми природными территориями. Не подлежащие приватизации природные объекты должны иметь особое научное, природоохранное, историко-культурное, эстетическое, оздоровительное или рекреационное значение. Там, где этого нет, нормы закона об ограничении в обороте не применимы и запрещать приватизацию нельзя, считает Александр Михайлович. На Ставрополье есть и памятники природы, и краевые особо охраняемые территории, но они не покрывают всю территорию Кавминвод. Поэтому нужно смотреть каждую территорию отдельно.
Свериться в сомнениях
Александр Сысоев убежден, что суть проблемы кроется в неверном, по его мнению, толковании пункта 3 статьи 10 ФЗ №406, утверждающего, что особо охраняемые природные территории в установленных ранее границах остаются неизменными. Прокуратура края рассматривает это положение как запрет на приватизацию всей территории КМВ. Другие специалисты считают, что эта норма статьи 10 распространяется на те особо охраняемые природные территории, которые таковыми остались по законам.
– Речь идет о режиме использования курортных земель. Ограничения законные могут быть в ряде случаев, но мы увязли в толковании норм права и правоприменения. Ни разу не получил ответа – чем аренда земли лучше, чем право собственности, как она, например, препятствует незаконной застройке? А законы природоохранного характера направлены, прежде всего, на защиту сохранности территории. В России нормы Земельного кодекса выше, чем Жилищного, значит, под ИЖС мы должны давать участки, как это делают в других курортных местностях. Ведь многоквартирные дома на той же территории автоматически ставятся на кадастровый учет и переходят в собственность граждан, – уточнил свою позицию Александр Сысоев.
Он подчеркнул, что вынесение этого вопроса на очередное рассмотрение связано с необходимостью свериться в сомнениях, которые на сегодня существуют, и нужно продолжить работу по нормализации ситуации.
Министр имущественных отношений Ставропольского края Алексей Газаров возразил, что города-курорты Кавминвод продолжают являться курортами и лечебно-оздоровительными местностями, земли которых не подлежат приватизации, что в федеральном законе четко сформулирована позиция государства и изъятий не предусмотрено. Ну, а кто не согласен, может свой вопрос разрешать в судебном порядке. На это Александр Сысоев озвучил стоимость обращения в суд. Она начинается от ста тысяч рублей. У простых людей таких денег нет, резюмировал депутат.
Представитель Управления Росреестра по Ставропольскому краю не смогла ответить, почему строить во второй охранной зоне в курортных местностях разрешается, а землю регистрировать – нет. По ее мнению, этот вопрос должен быть отрегулирован федеральным законодательством. Об этом же сказал и представитель администрации Ессентуков.
Мнение краевой прокуратуры за время заседания не изменилось.
– Пока нет законодательных изменений, у нас остается прежняя позиция, а по многоквартирным домам разберемся, — отметил представитель надзорного ведомства.
По итогам совещания решено проработать варианты обращения в Госдуму РФ по этому вопросу.
Марина ЧЕРНЫШЕВА