НЕ МЕСТО ДЛЯ ПАРКОВКИ
В гаражах Ставрополя ремонтируют автомобили, собирают мебель и продают фейерверки
Гараж в России не просто место для парковки автомобиля. Мужики, под предлогом необходимости отремонтировать машину, порой отдыхают здесь от семейных проблем с соседями по гаражу или приятелями. Конечно, не в шахматы играют и не кроссворды отгадывают. Но для многих гараж сегодня еще и место работы.
Чем занимаются?
В основном люди приходят к гаражному бизнесу не от хорошей жизни. Если бы они могли себя занять как-то по-другому, наверное, не сидели бы в гаражах. Но другой, «достойной», на их взгляд, работы нет. Зато есть руки, голова на плечах и гараж — маленькое помещение, которое при небольших затратах можно превратить в производственное.
Чем занимаются в гаражах Ставрополя? Зайдите в любой гаражный кооператив краевого центра и найдете там авторемонтные мастерские, где предлагают кузовные, сварочные, покрасочные работы, шиномонтаж. В гаражах, которые выходят на красную линию улиц, открывают магазины. Если на красную линию выходят задние стены гаражей, пробивают еще один вход. Конечно, больше всего в гаражах магазинов по продаже автомобильных товаров – запчастей, автожидкостей. Но есть и строительные, продуктовые магазины. Есть даже магазин по продаже фейерверков.
В гаражном кооперативе «Кавказ», по словам его председателя Юрия Бороденко, сегодня только ремонтируют ходовую часть автомобилей и красят машины. Но раньше была попытка организовать мебельное производство, кто-то начинал заниматься выращиванием грибов. Однако эти бизнесы просуществовали недолго, закрылись. Дело в том, что в условиях гаражей не всегда можно выдержать определенный технологический режим. Для грибов, например, нужен постоянный свет, а в гаражах, случается, электроэнергию отключают надолго.
Гаражные предприниматели скрытные, как разведчики. И общаются неохотно, и имена свои отказываются называть. Даже те, кто работает легально.
Владелец одного из боксов гаражного кооператива в юго-западном районе Ставрополя, в котором оказывают услуги шиномонтажа и мелкого авторемонта, категорически отказался называть не то что фамилию, а даже свое имя, хотя он индивидуальный предприниматель «в законе». Когда-то жил в Грозном, но оттуда пришлось уехать в силу известных обстоятельств. Когда переехал в Ставрополь, возраст был уже предпенсионный. На работу можно было устроиться только сторожем или охранником. Этот выбор его не устроил. В итоге открыл автомастерскую в гараже.
— Вначале было проще, — рассказывает шиномонтажник. — Когда я начинал, кроме меня, была всего одна «точка», а сейчас на одной линии со мной восемь автомастерских. Поэтому, как ни крутись, а больше «тридцатки» в месяц в самый сезон не набегает.
Хотя для Ставрополя 30 тысяч рублей — неплохой доход. Многие трудятся за 15-20 тысяч — и тому рады.
— Я старый коммунист, — шутит шиномонтажник, — поэтому все требования выполняю. Сказали: изменить назначение земельного участка под гаражом — изменил, сказали: свет провести от городской линии — провел, заплатил 150 тысяч рублей.
Владелец шиномонтажа работает на упрощенной системе налогообложения, каждый квартал платит налоги. Но сейчас обеспокоен необходимостью применения онлайн-касс — его это должно коснуться. За онлайн-технику надо выложить немалую сумму, и тогда, возможно, придется приостановить деятельность.
— Ощущение такое, что всю «мелочь», вроде нас, хотят закрыть, – делится своими наблюдениями владелец шиномонтажа. — Вот возле моего дома стояли два ларечка, в одном хлеб вкусный продавали. Теперь нет этих ларьков. А зачем их убрали, кому они мешали?
Предпринимателей просят «уйти»
Не все такие законопослушные, как наш герой-шиномонтажник. Некоторые собеседники – также легальные индивидуальные предприниматели — жаловались, что конкуренты работают неофициально. В одном из гаражных кооперативов долю нелегалов оценили аж в 60%.
Факты незаконного предпринимательства в гаражных кооперативах Ставрополя, очевидно, есть, но председатели гаражных кооперативов по рекомендации местных властей информируют о них налоговые и правоохранительные органы.
— Да, налоговая служба нас периодически просит (присылает уведомления) предоставить сведения о тех лицах, которые занимаются предпринимательской деятельностью, чтобы проверить, стоят ли они на учете, платят ли налоги, — признает председатель одного из гаражных кооперативов по имени Дмитрий (председатели гаражных кооперативов тоже не очень хотят «светиться»). — И мы такие сведения даем.
Бывает, что нелегалы пытаются договориться с председателями кооперативов, чтобы те закрыли глаза на их деятельность, не направляли информацию налоговикам и правоохранителям.
Но, как уверяют председатели, они отказываются от такого «сотрудничества». Мол, зачем нам неприятности? Ведь придут, проверят.
Тем более что рост предпринимательской активности в гаражах замечают и те члены кооперативов, для которых гараж — лишь место для парковки автомобиля. Нагрузка гаражного бизнеса на сети в некоторых кооперативах, похоже, становится критичной.
По словам зампредседателя гаражного кооператива «Рубеж» Александра Богомолова, предпринимателей в кооперативе становится все больше, поэтому существующая инфраструктура уже не справляется с нагрузкой. Были, например, возгорания на электроподстанции, установленной давно и не рассчитанной на такую мощность. В итоге те члены кооператива, которые используют гараж исключительно для парковки автомобиля, поднимают вопрос — почему они должны платить за ремонт или замену оборудования и сетей, поврежденных в результате чьей-то активной предпринимательской деятельности?
— Некоторые предприниматели прислушались к просьбе администрации кооператива, уже «ушли», подключились к городским сетям, — говорит Александр Евгеньевич. — Но есть те, кто хочет остаться на наших сетях. Это понятно: тариф для них увеличится в два раза. Тем не менее состоявшееся недавно собрание членов кооператива попросило всех, кто ведет предпринимательскую деятельность, в течение трех месяцев самостоятельно решить проблему электропитания, дабы не причинять неудобство другим.
Не хватает полномочий
В некоторых российских городах ранее проводились исследования явления гаражной экономики. В проекте из крупных городов принимали участие Саратов, Ульяновск, Казань, Тюмень, Набережные Челны, Тольятти, Пермь, Анапа и Нижний Новгород. В Анапе, например, насчитали 3407 гаражей и 1735 производств в них. В Казани — 13393 гаража и 180 производств, в Ульяновске — 36320 гаражей и 11700 производств.
Эксперты называют гаражные кооперативы стихийными технопарками. Но в гаражах можно встретить не только производства. Известны факты открытия там шашлычных, кондитерских и даже гостиниц.
Авторы исследования заметили: чем богаче регион, тем реже встречаются «гаражники». Например, в Тюмени их очень мало. А вот в Ульяновске в гаражах работает 15% трудоспособных горожан. И их вполне устраивает тот доход, который они имеют.
В Ставрополе подобное исследование проводилось неофициально. По словам руководителя комитета экономического развития администрации Ставрополя Натальи Меценатовой, в целом экономика сферы услуг города на 35 процентов находится в нелегальном секторе. В особенности это касается таких видов деятельности, когда для предпринимателей отсутствует необходимость в стационарном помещении. Это многочисленные услуги репетиторов, массажистов, парикмахеров, мастеров ногтевого сервиса и прочее. В этой ситуации страдают в первую очередь легальные предприниматели, ведь проблема теневого бизнеса не только в отсутствии поступления налогов в различные уровни бюджетной системы, но и в формировании неконкурентных условий для субъектов предпринимательства.
Вместе с тем, в соответствии с федеральным законодательством, у органов местного самоуправления отсутствуют полномочия проведения контрольных и рейдовых мероприятий по легализации теневого бизнеса. Уличать в незаконной предпринимательской деятельности имеют право налоговая инспекция, полиция, прокуратура, антимонопольные органы, органы надзора за потребительским рынком, но и они не в состоянии в полной мере справиться с этой задачей.
Наталья Меценатова считает, что вывести борьбу с теневым бизнесом на новый уровень позволило бы расширение полномочий муниципального контроля за самовольным осуществлением деятельности в сфере предоставления услуг, а также введение патента для самозанятых граждан, однако соответствующие решения на федеральном уровне пока не приняты.
Влад БОЧАРОВ
Фото Виктора Нестеренко