ТОННАЖИ И РУБЕЖИ
Краевые депутаты озаботились сохранностью автотрасс, разбиваемых большегрузами
С большим трудом краевые власти находят деньги на ремонт дорог. Главам сел и городов приходится изыскивать также средства на проектно-сметную документацию, на софинансирование строительства дорог. Тем не менее за последние два года на Ставрополье привели в порядок десятки километров малых и больших магистралей. И по ним тут же пошли перегруженные фуры с прицепами. Дорожное покрытие после тягачей идет волнами, у легковых авто местных жителей на неровностях буквально отваливаются колеса. Люди обоснованно жалуются, глав местных администраций штрафуют на 300 тысяч рублей. Ну, не парадокс? И таких ситуаций все больше. А тут еще Народный фронт со своей картой «убитых дорог» не желает вникать в первопричины.
Контроль на границе
— Дороги наши проектировались 30-40 лет назад и не рассчитаны на многотонные трех- и пятиосные грузовики. Кроме того, с введением системы «Платон» большегрузы нередко стараются обходить федеральные трассы по сельским дорогам, чтобы не платить сбор, а управы на них у местных властей нет, — обозначил проблему депутат Николай Новопашин на заседании комитета краевой Думы по промышленности, энергетике, строительству и жилищно-коммунальному хозяйству.
Обстановка обостряется в период уборочной страды. Однако против сельхозтоваропроизводителей ни один глава не пойдет. Да и кто ж ему позволит уборку срывать? Вносят свою лепту в разбитие межпоселковых дорог и разработчики карьеров инертных стройматериалов. Краевому минтрансу вмешиваться и запрещать не позволяет закон. Полномочия ведомства распространяются только на дороги межмуниципального и регионального значения. А дорогами местного значения распоряжаются лишь органы местного самоуправления. Ситуация патовая: запретить проезд нельзя, разрешить – дороги угробить.
Замминистра дорожного хозяйства края Николай Небесский заявил, что есть только два пути развития событий. Первый из них – установка на местных дорогах муниципальных постов весового контроля и строительство специальных разгрузочных площадок, к которым, кстати, много требований. Второй — введение краевой системы контроля с обустройством на въезде и выезде с территории края 26 весовых рубежей, которые перекроют Ставрополье по периметру и не оставят без взвешивания ни одну машину. «Сложности, юридическую казуистику отработаем, у других регионов уже есть такой опыт. Оборудование можно взять в лизинг», — отметил Небесский.
Дело за малым. На этот проект нужен 1 млрд рублей. При этом Николай Небесский не ответил депутатам, во что обойдется дальнейшее содержание этих площадок и постов, предположив, что на это хватит средств, поступающих от штрафов. Как и на погашение стоимости лизинговых поставок оборудования.
— Штрафы от перегруза должны пойти в муниципалитеты в качестве субсидий. Мы сначала получим их в краевой дорожный фонд, а потом перераспределим в муниципальные образования, — уточнил чиновник. Он отметил, что сейчас около 30% дорожного фонда передается в распоряжение муниципалитетов, но и этого недостаточно.
Наказали и отпустили
Начальник управления ГИБДД по Ставропольскому краю Алексей Сафонов сообщил, что ведомство располагает 8-ю передвижными постами весового контроля. За полгода задокументированы 480 перегрузов, наказаны 79 должностных лиц, 90 юридических лиц оштрафованы на 300 тысяч рублей каждое. Однако после оформления документов все фуры продолжили свой путь по дорогам края, так как не хватает на Ставрополье специализированных стоянок. Из 70 имеющихся штрафстоянок только на 14-ти есть возможность для размещения большегрузов. При этом владельцы площадок не приветствуют габаритный транспорт, опасаясь, что тяжелые машины их разнесут. Например, в Шпаковском районе владельцы не пустили к себе фуры с прицепами на отстой.
Алексей Сафонов поддержал предложение краевого минтранса о создании 26 пунктов весового контроля на границах края. «У нас есть центр фотовидеофиксации, но если тяжелогруженая машина не попадет в зону нашего контроля, ее заметят на пункте. Надо развивать систему объективного контроля и ввести ответственность юрлиц за выпуск перегруза. Решать вопрос в комплексе», — считает главный гаишник края. Он предложил также обратиться к опыту Татарстана, где жестко следят за перегрузом, штрафуют, поэтому водители и хозяева автотранспорта очень боятся нарушить.
Алексей Сафонов также коснулся сезонных ограничений, запрещающих дневное движение тяжелых машин при температуре воздуха 32 градуса и более, когда плавится асфальт. Контроль за соблюдением этого требования возложен на ГИБДД. Знаки запрещающие есть, но для достоверного определения температуры нужны сертифицированные измерительные приборы. При этом штраф в 500 рублей (или 250 — в случае быстрой оплаты) перевозчиков не пугает, а у госавтоинспекторов нет полномочий остановить движение и поместить транспорт на штрафстоянку. Он предложил выйти с соответствующими поправками в Госдуму, а параллельно строить штрафстоянки.
Запретить «Тонары»
Глава администрации Изобильненского района Владимир Козлов поделился опытом строительства площадки весового контроля. Серьезные затраты муниципалитета не окупились. Сельхозники отреагировали, и транспорт пошел в обход. Введение же весовых ограничений в Изобильном в сезон перевозки свеклы привело к остановке сахарного завода. Чтобы «разрулить» ситуацию, предприятию пришлось внести в местную казну 4 млн рублей на ремонт дорог. Однако так и не заработал специальный фонд, созданный в районе для привлечения сельхозпроизводителей к поддержке дорог местного значения в нормативном состоянии.
— У всех мобильники, и никто не едет туда, где стоит весовой контроль. Если и построим площадку, она не действенна будет, уйдут на полевые дороги, объедут. Кроме того, на муниципальных дорогах нет подходящих для этих целей «карманов», – сказала первый заместитель главы администрации Ипатовского района Татьяна Сушко. Она поддержала предложение минтранса по созданию весовых рубежей по периметру края, которые позволят не пускать на Ставрополье перегруженные фуры, а с проехавших – брать штраф за нарушение дорожного покрытия.
Первый заместитель главы администрации Кочубеевского муниципального района Олег Борзов отметил, что основной удар по дорогам наносят перевозчики инертных материалов, а не аграрии, которые перевозят урожай только в сезон уборки. По его мнению, передвижные пункты весового контроля достаточно эффективны.
— Знаю грузоотправителя, которого на 500 тысяч оштрафовали за несколько фактов перегруза. Теперь в весовой у него трое работают, следят за весами, — добавил Олег Борзов.
Представители районов также считают, что надо законодательно запретить 50-тонные «Тонары». С учетом веса самой машины и прицепа выходит до 100 тонн нагрузки на полотно, тогда как наши дороги в большинстве своем рассчитаны на 5 тонн.
Бороться с причиной
Депутат Александр Сысоев предложил бороться не со следствием, а с причиной:
— Лучше пресечь нарушение на корню, чем огород городить. Весовые пункты, 26 пунктов контроля, специализированные разгрузочные и штрафстоянки, за которые надо платить хозяевам, администрирование штрафов — это огромные затраты. Не факт, что штрафы их покроют. Нужно продумать, как остановить выезд перегруженных машин с места погрузки. Чтобы знали: двигаться с перегрузом и разрушать дороги – нельзя, и все. Нарушают ведь, чтобы удешевить расходы по транспорту и отгрузке. Давайте контролировать вес по документообороту, а не строить посты, вводить карающие структуры и затем содержать то и другое.
Александр Сысоев напомнил, что сельхозпроизводители сами жестко контролируют вес груза: зерно до килограмма должно дойти до элеватора или до порта. А если появится двойная и тройная бухгалтерия, нужно будет найти пути достоверного учета.
Кроме того, принудительная разгрузка машин породит проблему складирования и сохранности товара. Грузы нужно будет оградить от смешивания с другими сортами и категориями. К тому же зерно требует особых условий хранения.
Для поиска пути решения проблемы депутаты решили создать рабочую группу.
Надеемся, что подход будет комплексным. Запретить перевозку зерна в хлеборобном крае невозможно. А поскольку дорог капитального типа, которым «Тонары» нипочем, в крае не хватает, придется товаропроизводителям тратиться на дополнительные рейсы малотоннажного транспорта. Либо вносить свою лепту в строительство транспортных магистралей с укрепленным основанием. Либо платить штрафы. И то, и другое ляжет в себестоимость товаров, снизит рентабельность хозяйств. При этом дорогостоящий путь весовых рубежей и штрафов – самый желанный для тех, кто будет взвешивать и штрафовать.
Марина ЧЕРНЫШЕВА
Фото Виктора Нестеренко
СПРАВКА
Федеральные автотрассы на территории Ставропольского края соответствуют нормативным требованиям на 71 процент, региональные — всего на 40%, а муниципальные и того меньше. Из средств регионального дорожного фонда муниципальным образованиям предоставляется три вида субсидий: на строительство и реконструкцию автодорог общего пользования местного значения; на проектирование и строительство подъездных дорог к сельским населенным пунктам; на капитальный ремонт и ремонт автомобильных дорог общего пользования.