№ 38 (3666) 27.09.2017  

УГРОЗА — ВНУТРИ?

Российские школы перестают быть безопасным местом

Сентябрь 2017-го войдёт в историю как месяц телефонного терроризма — в разных уголках страны (и в Ставрополе в частности) в связи с потоком сообщений о ложном минировании эвакуировали сотни людей и обследовали десятки зданий, в том числе учебных заведений. «Ознаменовалось» же начало нового учебного года трагедией в подмосковной Ивантеевке, где старшеклассник с топориком искалечил учительницу. По данным СМИ, подросток использовал также пневматический пистолет и дымовые шашки. Несколько школьников вынуждены были спасаться, выпрыгивая из окон, в результате чего получили травмы. О своих жестоких намерениях совершить нападение и затем покончить с собой злоумышленник прежде сообщал в соцсетях, но должного внимания со стороны взрослых его интернет-откровения не получили. Увы, трагедии в школах, когда ученики проявляют крайнюю агрессию в отношении одноклассников и педагогов, становятся горькой приметой времени. А образовательные учреждения теряют статус безопасных для пребывания детей мест.

Если прежде речь шла об угрозе безопасности школьников извне, то ныне приходится констатировать: источник беды — внутри. Теоретически пронести в класс ученики могут всё что угодно — многие школы на входе оснащены всего лишь присутствием охранника-вахтёра, «вооружённого» кроссвордом. Какой должна быть система безопасности и есть ли возможность предотвратить подобные трагедии — в материале «СГВ».

Кто уязвим?

- Для борьбы с терроризмом используется спецназ и вряд ли в этом случае станет преградой охранник, чаще всего, в возрасте, не готовый к нападению. Тревожной кнопкой оборудованы фактически все учебные заведения, а вот так называемые рамки и металлоискатели есть далеко не везде, — говорит эксперт «СГВ» Станислав Богословский из «Славянского движения». — Рамка даст сигнал — прореагирует на металлические предметы, тот же молоток или топорик. Другое дело, что досматривать человека по закону можно только в присутствии понятых и с составлением протокола. И что это будет за школа, куда проход возможен при таких условиях, какой настрой на учебный процесс? Получается, что школу защищают от самих же школьников. Мы не раз обсуждали с родителями такого рода ситуации, но высказывать своё мнение публично большинство не решается, опасаясь репрессий со стороны школьной администрации. И это также тревожный сигнал — что за обстановка в учебных заведениях, если родители не готовы обсуждать такие острые проблемы открыто?

Содержание систем безопасности и оплата охранников из ЧОПов ложатся на плечи родителей, но сколько средств не собирай, супернадёжную и эффективную систему в регионах не потянут, считает наш собеседник. Причины подросткового беспредела, по мнению Богословского, нужно искать не в финансовой сфере — рамки должны действовать на поведенческом уровне.

- Несколько лет назад в нашей стране было провозглашено, что школа должна только обучать, но не воспитывать. Плоды этой постсоветской установки мы и пожинаем теперь, — считает Богословский. — Часть подростков одержима культом оружия, насилия, который нахраписто продвигается в соцсетях. Силы есть, а вот морально-нравственное развитие несколько отстает. Воспитываются подростки в тех же пресловутых соцсетях. Здесь их выслушают, похвалят, а если не похвалят, можно оторваться в комментариях. Никакой ответственности, никаких нотаций и раздражающих вопросов. Разрыв поколений становится всё шире и болезненно сказывается во всех сферах. Обстановка в подростковой среде нередко крайне неблагоприятная — стычки, разборки. Многие родители покупают детям для защиты электрошокеры и газовые баллончики.

Дефицит доверия

Между тем, отмечает Станислав Борисович, доверительные отношения в семье и школе становятся непозволительной роскошью. Взять ту же трагедию с ивантеевским злоумышленником — из подростковой среды информация о готовящемся преступлении не вышла, должного внимания не получила. «Всё ограничивается функциональными обязанностями, — говорит Богословский, — бюрократия и формализм мешают порой достучаться до детей, а в семьях чаще озабочены только материальной стороной — сыт, одет, обеспечен модным гаджетом, не хуже других. А какие темы у ребёнка в закрытом альбоме на его страничке — попробуй выяснить… Психологи в школах работают чаще по факту, уже после того, как что-то произошло. Тогда появляются директивы, инструкции, рекомендации. Обвинять и искать крайних в таких ситуациях дело неблагодарное, здесь важно делать выводы и работать на опережение, совместными усилиями учиться выстраивать доверительные партнёрские отношения, быть внимательными к каждому слову и поступку ребёнка, реагировать на сигналы, пусть даже не столь явные».

Проблема в том, что неизвестным собеседникам под никами дети доверяют больше, чем родным и близким людям. Как исправить ситуацию? Простых рекомендаций нет — запастись терпением и шаг за шагом бороться за своих детей. Вытягивать из виртуального мира, который для многих подростков становится большей реальностью, чем окружающая действительность. Здесь можно провозгласить себя суперменом, заявляя о предстоящих акциях, с помощью которых можно привлечь внимание к себе. Неконтролируемая агрессия, конфликты со сверстниками, домашние неурядицы — и как итог — искалеченная судьба «школьного стрелка».

Нужен непрерывный диалог

Всё идёт из семьи, убеждена Ольга Филимонова, председатель родительского комитета одной из школ Пятигорска. Чем больше любви, доверия и внимания будет отдано ребёнку, тем больше шансов вырастить, как принято говорить, гармонично развитую личность.

«Важен непрерывный диалог в тандеме со школой, умение искать компромиссы. Наши дети мыслят по-другому, с этим мы не можем не считаться, само время другое, — говорит Филимонова. — Но прикрываться таким объяснением нельзя. Есть вещи, которые должны быть обязательно — приучать к чтению, дополнительным занятиям, не отстраняться, не отмахиваться, не откладывать на потом. Школа сегодня, как бы цинично не прозвучало это сравнение, структура, оказывающая образовательные услуги. Какие дополнительные кружки и секции будут здесь — решается совместно с родителями. И нам удобно территориально на базе школы развивать дополнительное образование, нам важно, чтобы детей не просто напичкали знаниями. Что касается разного рода немыслимых поборов в школах, так ведь суммы определяются внутри самого образовательного учреждения».

Из родительского кармана

За охрану в школах родители платят сегодня от 30 до 300 рублей в месяц. У пятигорской мамы, воспитывающей двоих школьников, вопрос о сборах вызвал негативную реакцию: «Школа — учреждение муниципальное, а значит, должно содержаться за счёт местного бюджета, — говорит Ирина Давыдова (фамилия изменена). — Я одна с двумя детьми, на счету каждая копейка, и дополнительные поборы порой настоящий удар по моим доходам, весьма скромным. Если в школе решат усовершенствовать систему охраны и увеличат платежи, даже не знаю, где брать эти деньги. Родителей загонят в губительные условия выбора между безопасностью собственных детей при отсутствии средств и необходимостью экономить на том же питании. В больницах же не собирают на охрану с больных, в вузах — со студентов, а в школах родительский карман словно бездонный, тянут на всё — от ремонтов до учебников», — возмущается женщина.

Многодетная мама из Ессентуков, Светлана Марченко (фамилия изменена), призналась, что пафосные сюжеты по ТВ об открытии «акционных» школ и детсадов пробуждают горечь и обиду — показывают рекламные глянцевые картинки с супероборудованием, а в некоторых школах в провинции элементарные проблемы с партами. «Наши школы и детские сады выглядят нормально только потому, что в поддержание их достойного вида и состояния вкладываются родители, — считает Светлана. — Муниципальных средств просто нет, местные бюджеты не пополняются, потому что не платятся налоги, штрафы, коммуналка. Замкнутый круг. И пенять в первую очередь надо на себя — проблемы воспитания наших детей — в отсутствии воспитания и внутренней культуры родителей. Почему дети сидят в соцсетях? Потому что сами родители проводят там массу времени. Дети не защищены, в первую очередь, от своих родителей, которые ранят их невниманием, равнодушием, которые не учат их, как правильно себя вести, а существующий пример далеко не положительный».

Основная проблема безопасности, считает мать троих детей-школьников, в нашем менталитете:

- Пока мы сами себя не переборем, пока не научимся соблюдать законы и правила, ничего не изменится. Откуда некоторые ученики приносят в класс сквернословие, абсолютно дикие игры, агрессию? Из семьи. Мне пришлось переводить сына в другую школу, потому что в прежней бытовала игра «стенка на стенку», когда дети разгонялись и бежали друг на друга, стремясь ударить головой в солнечное сплетение…

Прежде много говорили о том, что выход подростковой агрессии необходимо направлять в спортивное русло. Но сегодня и спортивные баталии наполнены жестокостью — бои без правил, единоборства, где не демонстрируется мастерство техники и владение приёмами, а ставится задача забить, запрессовать любой ценой. И нередко на арену выходят совсем ещё юные борцы, готовые сражаться до крови, травм, потери сознания. А в это время «школьные стрелки» стремятся обратить на себя внимание тоже любой ценой — с помощью молотка, топора, ножа и украденного у отца оружия…

Елена ЕВДОКИМОВА

Фото centromega.ru

ПРЯМАЯ РЕЧЬ

Нина Михайловна Швалёва, профессор кафедры психологии личности и профессиональной деятельности Пятигорского госуниверситета:

- Профилактика агрессивных форм поведения — та комплексная задача, та системная работа, которая должна вестись непрерывно как в школах, так и в Центрах реабилитации. Важно не только выявлять детей группы риска, они должны чувствовать заботу, а не давление. Специалисты в своё время подсчитали, что ребёнок в день получает до 50 замечаний. Это окрики, запреты, по сути — угроза, исходящая от общества, от семьи. На этом фундаменте не построишь тех самых доверительных отношений, которые так важны и ценны для общения и понимания, которые помогают детям чувствовать себя защищенными. Проблема большая и серьёзная, безопасность необходимо формировать как культуру поведения человека, начиная с самого раннего возраста. Учить уважать чувства и взгляды окружающих, ценить саму жизнь, каждое мгновение. Тогда не будет попыток отнять её у себя и у других.

Наверх