№ 41 (3669) 18.10.2017  

НЕСКОЛЬКО СЛОВ О МЕЛОЧАХ БЫТА

Как нас обирают коммунальщики по поводу и без

Давно замечено, что любое доброе начинание, предлагаемое населению организациями, призванными оказывать услуги, оборачивается для граждан тягостной канителью, да к тому же еще исключительно за их счет. И ведь никуда не денешься, потому что услуга эта чаще всего носит обязательный характер. И человек вынужден вытерпеть длительную процедуру сбора многочисленных справок, сидя по 20 – 30 минут у кабинетов и часами ожидать дома то консультантов, то экспертов, то мастеров, оплачивая при этом каждую справку в отдельности. Такой стиль работы давно утвердился в организациях, оказывающих услуги.

Доброе дело… с неудобствами

Вот и АО «Ставропольгоргаз» обязало жильцов тех домов, где газовые колонки стоят в ванной, перенести их на кухню. Домам этим уже более пятидесяти лет. Когда их проектировали, архитекторы, видимо, не посоветовались с газовиками, а может, и посоветовались, только не просчитали последствия. Оказалось, что газовая колонка в ванной представляет собой большую опасность при неосторожном пользовании. Было зафиксировано несколько случаев отравления с трагическим исходом.

Странно, конечно, что для осознания опасности самого факта нахождения колонки в ванной потребовалось полвека, ведь случаи отравления отмечались с самых первых лет существования этих домов, однако их продолжали строить по утвержденному проекту. И за чьи-то ошибки, как всегда, расплачивается население.

Но раз уж взялись провести «спасательные» работы по переносу газовых колонок из ванной на кухню, наверное, надо было просчитать все действия и их последовательность. Ведь ясно же было, что придется ломать стену, чтобы протянуть выхлопную трубу из кухни к прежнему (единственному) выходу, а потом заделывать все прорехи. Возникли проблемы и с водяными трубами. Можно было найти подрядчиков, которые работали бы в связке с газовиками в плановом порядке. Но… это уже из области фантастики.

Начали с того, что в разгар лета при жаре за 30 градусов просто отключили колонки и заставили написать заявления о том, что якобы сами жильцы просят перенести колонку на кухню, а также собирать многочисленные справки и внести предоплату за предстоящие работы. В общей сложности пришлось отдать более восьми тысяч рублей.

Еще по теме ЖКХ: как оно есть

Некоторые действия, на мой взгляд, просто дублировались смежными организациями и затягивали процесс. Например, когда через полтора месяца колонку все-таки перевесили на кухню, потребовали справку от печника о том, как теперь пройдет вытяжная труба. А это уже другая организация. Печник пришел, посмотрел минуты две, ни к чему не прикасаясь, и сказал, что труба пройдет от колонки через отверстие, образовавшееся в стене, к прежнему выходу, потому что оно единственное. Взял за «консультацию» 650 рублей и ушел. А мастер из горгаза, перевешивавший колонку, разве не знал, что другого пути и быть не может? Однако на том дело не кончилось, предстояла еще одна встреча с печником. В следующий раз он пришел, чтобы проверить тягу, как будто мастер горгаза не знает, как это сделать. Пришлось снова ждать печника, который в две минуты составил акт, взяв за него 950 рублей. Только после этого пришел мастер, подключил наконец колонку, а у жильцов новая проблема — они кинулись искать умельцев, которые могли бы избавить их от разрухи, образовавшейся при переносе колонки, разумеется, тоже за деньги. Услуга, навязанная горгазом, обошлась одной квартире более чем в десять тысяч рублей с массой неудобств в течение двух месяцев. По свидетельству соседей, в других квартирах все происходило точно так же. В результате действительно доброе, но недостаточно четко продуманное дело у многих жильцов вызвало лишь раздражение.

Конкуренты не дремлют

В сфере услуг развелось немало частных организаций, которые нередко действуют от имени больших компаний. Порой человеку очень трудно понять, с кем он имеет дело. А они без стеснения вламываются в вашу жизнь с единственной целью: продать вам свою услугу, хотя вы в ней и не нуждаетесь. Они находят ваш адрес, телефон и начинают убеждать в необходимости принять их предложение.

Так, на днях в одной из квартир на ул. Дзержинского раздался телефонный звонок и женский голос предложил: «Там рядом с вами водяной счетчик меняют. Вы позвоните, они сейчас к вам придут и у вас заменят». Услышав, что у хозяйки в данный момент нового счетчика нет, в ответ успокоили: «У мастера есть, он свой поставит». Женщине не без труда удалось избавиться от навязываемой услуги частной организации, действующей якобы от имени «Водоканала». А когда она посмотрела в свои документы, то обнаружила, что их счетчик надо будет менять лишь через год. Но кому-то так и хочется выжать из вас деньги пораньше.

Менее стойкие жильцы все-таки попадаются на эту удочку, а потом им приходится выслушивать претензии управляющих компаний. Дело в том, что поставить счетчик частная компания может, а опломбировать нет. Пломбу ставит мастер из управляющей компании, в которой считают, что их конкуренты действуют недобросовестно, навязывая услугу чуть ли не вдвое дороже того, что она на самом деле стоит.

Деньги съедают авралы

С тем, что нас обирают по поводу и без повода, мы, кажется, уже смирились. Но был бы от этого толк! Вот, например, все мы ежемесячно платим деньги на содержание общего имущества многоквартирного дома, и немалые, с обычной двушки в хрущевке более 750 рублей. Эту сумму можно взять за среднюю, потому что с трехкомнатной берут больше, а с однокомнатной меньше.

Куда же идут эти деньги? Я не знаю случая, чтобы управляющая компания отчиталась перед жильцами с конкретными расчетами в руках. Вот и у нас в высотке на собрании, которое состоялось по инициативе компании, так никто ничего и не понял. Юрист, как единственный представитель управляющей компании, на вопрос о деньгах ответила, что они расходуются в основном на аварийные работы: то крыша потечет, то труба в подвале лопнет. Ни на что другое денег не хватает. Из-за того, что в доме много недобросовестных плательщиков, образовался долг в 100 тысяч рублей. Поэтому от компании поступило предложение… Догадались? Правильно, повысить тариф на содержание общего имущества.

Было и другое предложение — завести еще одну строку в платежке: на текущий ремонт. Накопленные средства можно было бы направить, например, на ремонт подъездов. Лично я за это, потому что, когда я вхожу в свой подъезд, меня охватывает беспредельная тоска. Начнем с того, что на первом этаже нет окна, нет и лампочки, поэтому ступени приходится нащупывать ногами. Путь к лифту зачастую тоже проходит в темноте, ибо лампочка в коридоре часто перегорает. Лифт напоминает грязную тесную подсобку, где несознательные жильцы к тому же бросают окурки, обертки и другой мусор. Мне противно туда входить, и я часто хожу по лестнице. Но и там удручающее зрелище: оббитые ступени, ободранные и давно не крашеные стены, потолки, в коридорах – выдранные клочки линолеума. В общем, тоска. А больше всего меня удручают многочисленные провода, которые тянутся почему-то поверх стен и собираются в конце коридора бесформенными мотками, висящими на стене. Грязные и обшарпанные подъезды я видела во многих наших многоэтажках, а вот чтобы провода тянулись вдоль стен в несколько рядов, это, по-моему, только в нашем. Обращала на это внимание электриков, которые меняют перегорающие лампочки, но без толку.

На собрании, о котором я упоминала, зашла речь и о капитальном ремонте. Как оказалось, ремонт подъездов в это понятие не входит – так объяснила нам представительница управляющей компании. Если мы хотим навести в подъездах хоть какой-то порядок, надо скидываться. Скинуться, конечно, можно, но нет никакой гарантии, что из «общего котла» не возьмут деньги на какие-нибудь непредвиденные расходы. Здесь ведь не привыкли работать по плану, а на авральные ситуации никаких денег не хватит, тем более если работы выполняются недобросовестно и недавно отремонтированная крыша снова течет.

Кто-то, возможно, скажет, что все это привычные мелочи нашего быта и не стоило о них так много говорить. Но мы проводим в своих квартирах две трети жизни, и от окружающей обстановки, от уюта (или неуюта) зависят настроение, трудоспособность и даже здоровье.

Пора подумать об эстетике

Мне кажется, зачастую ссылкой на недостаток средств прикрывают неумелое руководство. Недавно я побывала в шестиэтажном доме (без лифта) на ул. Серова и, не скрывая восхищения, любовалась тем, что видела. Площадки и ступени облицованы красивой плиткой шоколадного цвета. В тон им в бежевый цвет выкрашены стены и потолки. Лампочки убраны в одинаковые плафоны. Нигде не видно ни одного провода, если и ведет где-то нить к интернету, она прикрыта узкой белой полоской. Пластиковые окна можно легко открыть, если надо помыть. Правда, в этом доме форма управления — ТСЖ. И председатель очень разумно подошел к расходованию общедомовых средств, которые находятся на их собственном счете. Нам, да и многим другим, связанным общей кассой управляющей компании, имея долг в сто тысяч, надеяться не на что. А ведь так хочется жить не только в удобном, но и в красивом доме.

Тут кстати вспомнить о реновации. Эта кампания широко развернулась в столице. Но почему бы не применить этот проект, например, в Ставрополе? В краевом центре строится много жилья, подчас и в самых неудобных местах, а в то же время тратят деньги на капитальный ремонт технически и морально устаревших домов, которым уже лет по 60 и более. Например, на улицах Ленина, Социалистической, Пржевальского и других в том районе возводились первые трех- и четырехэтажки. Эти коробки не стоят того, чтобы их ремонтировать, однако они вписаны в федеральную программу. Значит, еще долгие годы бесформенные и неудобные строения будут омрачать вид города. А при разумном подходе их можно заменить новыми красивыми домами. Современный Ставрополь славится оригинальной архитектурой, и бывшая Осетинская поляна могла бы стать для этого вполне подходящей площадкой, как, впрочем, и многие другие места города, где все еще стоят хатки, построенные в позапрошлом веке.

Есть в этом деле, конечно, свои проблемы, и главная из них – это несовпадение по стоимости новых и старых квартир. Так не нужно строить элитное жилье, можно разработать проект улучшенного жилья, доступного для населения. Пора уже думать не только об удобствах, но и об эстетике домов, улиц и всего города. А прежде всего – о людях, которые здесь живут…

Идиллия ДЕДУСЕНКО

Наверх