СЛЕЗТЬ С ЗЕРНОВОЙ ИГЛЫ
Необходимость диверсификации аграрного производства в условиях падения мировых цен на пшеницу обсудили в краевой Думе
Продовольственная безопасность и обеспечение полноценного питания жителей — это один из главных приоритетов страны, основа стабильности государства. Как сказал известный писатель, оружием Россию не одолеть, только голодом. О мерах, которые необходимо предпринять для выхода на самообеспечение жителей края всем необходимым в рамках импортозамещения продовольствия, шла речь на круглом столе в комитете Думы Ставропольского края по аграрным и земельным вопросам, природопользованию и экологии.
Между тем законодательная база в Ставропольском крае слабо соответствует поставленным задачам. Закон «О продовольственной безопасности Ставропольского края», действовавший в 1999 – 2015 годы, носил исключительно декларативный характер и не работал. Он потерял свою актуальность и был признан утратившим силу. А обеспечение продовольственной безопасности сейчас закреплено в числе задач господдержки развития АПК лишь краевым законом «О господдержке в сфере развития сельского хозяйства в Ставропольском крае» от 2009 года. Практическим же инструментом развития ставропольского АПК являются государственные программы «Развитие сельского хозяйства» и «Развитие пищевой и перерабатывающей промышленности, потребительского рынка», которые были приняты в декабре 2015 года и довольно успешно действуют. По крайней мере, положительная динамика отмечена практически по всем продовольственным позициям и переработке. А урожайность зерновых в крае второй год подряд бьет рекорды и вывела регион в тройку зерновых лидеров страны.
Хлеба много, а счастья нет
Так-то оно так, да общее снижение мировых закупочных цен на зерновые культуры вкупе с нынешним укреплением рубля стало серьезным ударом по агропромышленному сектору. Рентабельность хозяйств-экспортеров упала практически вдвое против прошлогодней. А ведь четверть российского экспорта приходится на ставропольское зерно, это в полтора раза больше прошлогоднего.
Как рассказал министр сельского хозяйства Ставрополья Владимир Ситников, при себестоимости зерна порядка 6100 рублей за тонну дают за него около 7600. По кукурузе рентабельность повыше, а по свекле еле достигает 5% из-за падения мировых цен на сахар и его перепроизводства.
«Рентабельность хозяйств по итогам сезона сложится на уровне 13-17 % , а АПК края недосчитается 5 млрд рублей прибыли. Потери не дадут укрепить материально-техническую базу предприятий, ведь только техники ежегодно закупается на 3,5 млрд, минеральных удобрений на 9 млрд, а еще нужны деньги на ГСМ», — отметил Ситников.
Перепроизводство зерновых, в основном фуража, стало большой проблемой для отрасли, а рычагов государственного регулирования явно не хватает. Специалисты считают падение цен закономерным результатом непродуманной управленческой деятельности в сфере АПК. Эксперты его прогнозировали и предлагали переориентировать производителей на выращивание многолетних кормовых культур, возродить севообороты, заняться повышением плодородия почв, чтобы повысить качество пшеницы до востребованного пекарями уровня. Повальное снижение качества зерновых ставит аграриев перед необходимостью восстановления почв, выращивания их естественного бионаполнения. Только это и даст базу для получения качественной продукции с меньшими затратами. Кроме того, в каждом сеющем регионе специалисты предлагают ввести определенный лимит производства по валу.
Еще более усугубляет ситуацию неготовность железной дороги к перевозке возросшего количества экспортной продукции. И если порты, по оценке Минсельхоза РФ, худо-бедно справятся с перевалкой дополнительных грузов, то нехватка вагонов-зерновозов и мощностей для хранения сильно давят на рынок. Хлеб негде хранить, и хозяйства вынуждены продавать его «с колес». Поэтому ведомство рассматривает возможность субсидирования железнодорожных перевозок зерна на экспорт наряду с закупочными интервенциями, рассказал министр. При этом наращивание объемов экспорта в условиях, когда торговля с Турцией была прервана и далеко не восстановилась, возможно только с учетом Китая и Ирана, но быстро освоить эти направления вряд ли получится. Так что положение дел в сельском хозяйстве остается очень сложным, несмотря на принимаемые меры. А решение системных проблем АПК требует колоссальных финансовых вливаний.
Не вал, а качество
В контексте продовольственной безопасности края важнейшее место занимает качество продукции. Люди должны получать с пищей сбалансированное количество необходимых для здоровья элементов, а не набивать живот красивым и даже вкусным за счет искусственных добавок, но совершенно бесполезным кормом. Однако Роспотребнадзор ныне отслеживает только показатель безопасности – не отравимся, и ладно. На вопрос лидера ставропольских овощеводов Владимира Целовальникова о микотоксинах, накапливающихся в пораженном грибками зерне, остатках пестицидов и прочих вредностях, глава краевого ведомства Александр Ермаков ответил, что эти данные контролю не подлежат. Современные технические регламенты не содержат требований к показателям пищевой ценности, физико-химическим и органолептическим показателям.
На оптимистичный доклад зампреда комитета по пищевой и перерабатывающей промышленности, торговле и лицензированию Олега Проскурина, который рассказал об инвестпроектах и новых перерабатывающих предприятиях, председатель бюджетного комитета Думы Юрий Белый парировал, почему тогда в сетевых магазинах ставропольская продукция столь слабо представлена: «Витрина в два метра где-то в углу. Нам люди не поверят, что столько всего делается, пока не увидят результат воочию». Он сравнил возросшие за последние два года показатели АПК с данными 90-х годов прошлого века. И нынешние успехи значительно побледнели. Даже возникли вопросы.
Если нынешнее производство молока в крае составляет примерно две трети от уровня 1990 года, а молочной продукции, в том числе сливочного масла, на прилавках – завались, возникают сомнения по поводу сырья. Ведь в 90-е за маслом километровые очереди стояли, когда его «выбрасывали» в торговлю. А чтобы купить молока, надо было прийти к магазину в 6 утра.
Нынешнее стадо крупного рогатого скота втрое ниже того, что было по итогам советской власти. Но тогда колбаса в продаже была аж двух сортов: «колбаса есть» и «колбасы нет», и попробуй наскочи на «есть». А сегодня – глаза разбегаются. Стесняюсь спросить, а из чего делают все это разнообразие?
При этом в структуре российского импорта неприлично выросли объемы пальмового масла и так называемых мясных брикетов, сформованных из расщепленных на молекулы животного происхождения сухожилий, шкур и прочих отходов скотобойни.
В какую сторону идём?
Чтобы преодолеть барьеры торговых сетей, ставропольским производителям нужно научиться договариваться между собой и формировать товарные партии, которые устраивают крупную торговлю и соответствуют всем ее требованиям. Для этого нужны хранилища и сортировка. Ведь из выращиваемых 800 тыс. тонн картофеля и овощей на хранение закладывается 150 тысяч, а до прилавка доходит лишь 1 % произведенного в крае.
Кстати, сегодня ни один инвестпроект не реализуется без инфраструктуры. Строительство теплиц и закладка садов-виноградников идет одновременно с возведением хранилищ, отметил Владимир Ситников. При этом новые проекты реализуются не за счет привлечения кредитных денег, а «за свои». Банки неохотно дают деньги АПК из-за низкой рентабельности отрасли и противоречивости прогнозов, зависимости от внешних санкций. Так что нынешнюю положительную динамику в техперевооружении край может потерять.
Выигрывают предприятия, рискнувшие переключиться с зерна на другие культуры и глубокую переработку. Власти края стимулируют это путем господдержки садоводства, виноградарства, даже в личных подсобных хозяйствах, ведь плодами и ягодами жители Ставрополья обеспечены всего на четверть. Правда, поддержка садоводства в ЛПХ предусмотрена для начала в 5 районах края, где есть возможность хранения и реализации продукции. Но интерес к этой мере большой.
Стимулирует государство также развитие молочного и мясного направления. Кстати, мяса птицы на Ставрополье производится столько, что и самим хватает, и на экспорт. По свинине в крае полная самообеспеченность. Однако есть дефицит говядины, не хватает баранины. Мощности имеющихся молочных предприятий загружены менее чем на половину, но в марте будет введен также казьминский молзавод, построенный сельхозпредприятиями в рамках кооперации.
Владимир Ситников рассказал, что в следующем году планируется господдержка селекционной работы, поскольку зависимость от импорта семян и саженцев также является проблемой отрасли. Министр обещал организовать поддержку и сопровождение сельхозтоваропроизводителей, чтобы не допустить финансового обвала в нынешних условиях.
Марина ЧЕРНЫШЕВА
Фото Виктора Нестеренко
ЦИФРЫ
В Ставропольском крае в настоящее время реализуется 20 крупных (стоимостью более 500 млн рублей) инвестпроектов общей стоимостью свыше 34 млрд рублей. Из них 16 импортозамещающих. Это шесть тепличных комплексов, четыре овоще- и плодохранилища, четыре перерабатывающие предприятия, селекционно-генетический (растениеводческий) центр, а также молочно-товарный комплекс. В текущем году уже введены два крупных тепличных предприятия, а также семенной завод. Еще семь инвестпроектов завершат до конца года.
Продолжается также формирование Агропромышленного парка «Ставрополье». До конца 2022 года здесь появятся пять новых производств, включая оптово-распределительный центр. Первая очередь его – плодоовощной логистический комплекс — уже введен в эксплуатацию. Добавим, что в прошлом году в крае реализовано также 10 крупных инвестпроектов с общим объемом вложений 18,9 млрд рублей и заложено 600 га садов и ягодников, да 235 га виноградников.