НЕ ПОДОЗРИТЕЛЬНЫЕ, НО КОНФЛИКТНЫЕ
Эксперты оценили эффективность госзакупок в Ставропольском крае
Рейтинг эффективности региональных госзакупок по итогам первого полугодия 2017 года подготовили Аналитический центр при Правительстве РФ и компания «Закупки 360». Исследование показывает, насколько качественно и эффективно госзаказчики регионального и муниципального уровня организовывали и осуществляли закупки.
На Кавказе есть проблемы
Расставляя субъекты РФ по уровню их эффективности в сфере госзакупок, аналитики исходили из таких основных критериев, как конкурентность, экономность, эффективность планирования закупок, а также их конфликтность и подозрительность. Для расчетов использовались данные на начало декабря прошлого года.
На первую строчку составители рейтинга поставили Ульяновскую область. В лидирующей тройке также Кемеровская область и Хабаровский край.
В регионах Северного Кавказа, судя по итогам рейтинга, серьезные проблемы в сфере госзакупок. Ставропольский край — на 67-м месте. Остальные регионы СКФО еще ниже в списке. Северная Осетия — Алания – 75-я. Кабардино-Балкария, Дагестан, Чечня, Карачаево-Черкесия, Ингушетия вовсе замыкают рейтинг, занимая соответственно с 81 по 85 строчки.
КСТАТИ
В среднем по регионам на сотню самых крупных поставщиков (по стоимости заключенных контрактов) приходится порядка 75% объема госзакупок. И лишь в семи субъектах, включая Ставропольский (54%), Краснодарский (54%) и Пермский (56%) края, ТОП-100 крупнейших поставщиков имеют долю госзакупок менее 60%.
Ставрополье, находясь в целом выше, чем соседи, по такому критерию, как конфликтность госзакупок, который является отражением количества выявленных нарушений процедуры госзакупок в регионе, пребывает на 82-м месте. Худшие позиции имеют только Москва (83-е место), Ингушетия (84-е) и Дагестан (85-е). В Дагестане количество закупок, по которым жалобы, поданные в Федеральную антимонопольную службу, оказались полностью или частично обоснованными, составило 1,64% от всех закупок. Эти же три вышеназванных субъекта РФ и по результатам 2016 года находились на последних строчках подрейтинга конфликтности закупок.
Экономия от плохого планирования
При расчете критерия экономности рейтинга учитывается размер экономии на конкурентных закупках. А при определении эффективности планирования берется за основу число изменений в планах закупок заказчиками региона во время отчетного периода, а также количество заключенных контрактов с падением в 25 и более процентов от начальной максимальной цены. То есть значительная экономия не обязательно свидетельство эффективности госзакупок, а может говорить о плохом планировании и завышении начальных максимальных цен.
Аналитики указывают на очевидную обратную взаимосвязь между эффективностью планирования госзакупок и их экономностью.
Например, Ставрополье в подрейтинге экономности стоит на 62-м месте, а по эффективности планирования – на 8-й позиции. То есть, можно сказать, что планирование госзакупок у нас находится на неплохом уровне.
Хотя есть некоторые субъекты РФ, например, Забайкальский край (экономность госзакупок – 18, эффективность планирования – 14), которые по обоим критериям занимают довольно высокие места.
Конкуренция – прежде всего
Показатель конкурентности имеет наибольшее значение для итоговой оценки эффективности региона в сфере закупок и его положения в рейтинге. Действительно, нормальные условия для конкурентной борьбы, созданные в субъекте РФ, могут гарантировать как можно более эффективное расходование средств госбюджета. При расчете конкурентности учитываются такие показатели, как объем конкурентных закупок и количество поставщиков, которые были привлечены к участию в процедуре закупок. Кроме того, в расчет берется и доля закупок для субъектов малого бизнеса и социально ориентированных некоммерческих структур, количество привлеченных участников таких закупок.
Ростовская и Ульяновская области, город Севастополь – вот регионы, где уровень конкурентности закупок наивысший. Ставрополье – на 59-й позиции. А на последние места в этом подрейтинге аналитики поставили Калмыкию и Чукотский АО.
Среди первых
Есть, однако, критерий — подозрительность закупок, по которому Ставропольский край находится на передовых позициях. В том смысле, что закупки в нашем регионе, на фоне многих других субъектов РФ, вызывают у экспертов наименьшее подозрение.
Для определения потенциальной подозрительности закупок аналитики брали стоимость одного дня заключенного контракта в регионе, долю контрактов, заключенных с участниками конкурса, или запроса предложений, заявивших самую высокую цену. Следует пояснить, что стоимость не всегда имеет решающее значение при определении победителя закупки. Тем не менее эксперты этот аспект учитывают, поэтому отслеживают, как часто такое происходит в различных регионах.
Также принимается во внимание объем контрактов, который приходится на самых крупных поставщиков региона, что в определенной степени отражает, насколько тесно заказчики взаимодействуют с этими поставщиками.
Ставрополье по уровню подозрительности эксперты поставили на третье место. Меньшую подозрительность, нежели в Ставропольском крае, у них вызвали только госзакупки в Кемеровской и Саратовской областях.
В других регионах СКФО уровень подозрительности госзакупок достаточно высок. Самый высокий уровень подозрительности госзакупок — в Ингушетии (85-е), Чечне (83-е) и КЧР (82-е). Несколько лучше обстоят дела в Кабардино-Балкарии (68-е место), Северной Осетии-Алании (69-е) и Дагестане (76-е).
Владимир ФИЛАТОВ
МЕЖДУ ТЕМ
Пресс-служба губернатора информирует об экономии бюджетных средств в размере около 450 млн рублей, которая была достигнута в минувшем году за счет централизации закупок на краевом уровне.
В 2017 году комитет СК по госзакупкам разместил закупок на сумму более 19 млрд рублей, что составило 63% от общего объема средств, размещенных для государственных и муниципальных нужд региона. При этом размещено закупок на 2,3 млрд рублей для муниципальных заказчиков на основании соглашений по передаче полномочий, которые были заключены с 31 муниципальным образованием. Как отмечают в комитете, это дало возможность повысить уровень прозрачности и конкурентности закупок. Число участников конкурсных процедур возросло в среднем до трех на одну закупку.
В рамках деятельности по дальнейшей централизации закупок в 2018 году заключено 56 соглашений с муниципалитетами по передаче полномочий, внедрена электронная торговая система для закупок, осуществляемых заказчиками у единственного поставщика, принимаются иные меры.
КОММЕНТАРИЙ
Руководитель Управления ФАС России по Ставропольскому краю Сергей Никитин:
— В 2017 году возросло количество жалоб, признаваемых необоснованными, но при этом в ходе проведения внеплановых проверок при рассмотрении жалоб устанавливается ряд фактов о допущенных заказчиками, уполномоченными органами нарушений требований Федерального закона № 44-ФЗ «О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд» (далее — Закон о контрактной системе). В основном это нарушения, изначально допущенные при составлении и утверждении конкурсной, аукционной, котировочной документации, а также нередки случаи, когда устанавливаются факты неправомерного допуска (недопуска) участника закупки.
Практика проведенных нашими специалистами проверок показала, что допущенные на муниципальном уровне нарушения в большей степени являются следствием незнания Закона о контрактной системе и отсутствия квалификации в узких вопросах, в том числе отсутствия навыков работы на официальном сайте (ЕИС). Так, муниципальные заказчики при подготовке аукционной, конкурсной документации не могут сформировать весь перечень необходимых документов для выполнения работ или перечень качественных, технических характеристик товаров, работ, услуг, а зачастую они вообще отсутствуют. Это не только нарушает Закон о контрактной системе, но и дает возможность для деятельности недобросовестных поставщиков, которые стремятся получить выгоду для себя в ущерб интересам заказчика. У заказчиков возникает множество проблем и при формировании предмета закупки, в одной закупке могут объединяться различные товары, работы и услуги. Например, лекарственные средства и медицинское оборудование, выполнение работ и поставка товаров, объединение в одной закупке лекарственных средств различных групп — наркотических, обезболивающих и т.д.