№ 19 (3698) 16.05.2018

ПОД ЗНАКОМ ВОПРОСА

Состоялась инаугурация Президента России Владимира Путина. И в тот же день в Государственной Думе РФ он предложил кандидатуру Председателя Правительства, за которую проголосовали за небольшим исключением практически все депутаты. Им снова стал Дмитрий Медведев.

Рокировка вместо перемен

Эксперты разошлись во мнениях: кто-то и не сомневался в нерушимости тандема (Президент – Премьер), существующего уже много лет, но кое-кто предполагал (скорее, надеялся) увидеть на посту председателя кабинета министров нового человека. У первых имеются проверенные временем аргументы: Медведев пользуется личным доверием Президента, который считает, что Премьер-министр в самые сложные для страны периоды все-таки не свернул с намеченного экономического курса и удерживает его, несмотря на возрастающие санкции США. Другие считают, что экономика России буксует, потому что правительство не умеет правильно распорядиться государственным капиталом, не видит эффективных способов ее развития конкретно по отраслям, занимаясь бесконечными поисками «возможностей» вместо того, чтобы разработать четкие, обеспеченные ресурсами программы.

Многие эксперты склонны считать, что все существующие промахи – это результат не вполне профессиональных действий большинства заместителей премьера, министров и многих чиновников высшего звена, поэтому все-таки ожидали существенных перемен при формировании правительства. Перемены вроде бы и состоялись, а вернее, это своего рода рокировка – чиновников просто поменяли местами.

Ну, например, Ольга Голодец, отвечая в правительстве за социальную политику, кое-чего добилась, в частности инициировала восстановление индексации пенсий по уровню инфляции, стремясь улучшить жизнь людей. В этом деле ей помогали знания, полученные на экономическом факультете МГУ, который она окончила, и опыт, приобретенный во время работы в «Норильском никеле», где она управляла социальной политикой и персоналом. Теперь Голодец должна будет заниматься… культурой и спортом. Потянет ли она новое дело, не имея в этой области ни соответствующего образования, ни опыта? Похоже, что это мало кого интересует в самом правительстве или там уж очень уверены в том, что Ольга Юрьевна осилит новое дело.

Некоторые эксперты смекнули, почему Голодец должна уступить место Голиковой. Татьяна Алексеевна окончила Московский институт народного хозяйства имени Плеханова, имеет немалый опыт работы в финансовой сфере. В последнее время возглавляла Счетную палату. Социальная сфера, связанная напрямую с экономикой, ей, конечно, ближе. А главное, как считают эксперты, вместе с Антоном Силуановым, который стал вице-премьером по финансам, не даст правительству «увлечься расходами на социальную сферу». Они оба прослыли как жесткие финансисты и, конечно, будут строго идти курсом бережливости. Умение экономить – хорошее качество, но если оно реализуется не за счет экономии на достатке простых людей.

И уж совсем трудно понять, почему Виталию Мутко, не сумевшему поднять российский спорт на должную высоту и защитить наших спортсменов от произвола международных чиновников, доверяют место вице-премьера… по вопросам строительства. Образование у него далекое от этой области. Родившийся и выросший в Краснодарском крае, он мечтал связать свою судьбу с морем и потому уехал в Ленинград, где сделал головокружительную карьеру, став председателем Кировского райисполкома, фактически вторым человеком в большом районе легендарного города! Учился заочно и получил специальность инженера-механика на судовых машинах, второе образование – юридическое. Дотошные эксперты нашли все же то, что соединяет Виталия Леонтьевича со строительством. Возглавляя районную администрацию, он обязан был заботиться об улучшении жилищных условий граждан, поэтому бывал на строящихся объектах, «выбивал у Госплана кирпич и цемент». Насколько успешно он это делал, история умалчивает. Но Президент, работавший вместе с ним в начале девяностых в команде мэра Санкт-Петербурга Анатолия Собчака, перебравшись в столицу, взял его в свою команду, потому что верил в него. Нам остается только подождать и посмотреть, как «непотопляемый Мутко», выполняя известный майский указ Президента, будет улучшать жилищные условия не менее пяти миллионов россиян в год.

В математике есть такое правило: от перемены мест слагаемых сумма не меняется. Даже небольшой анализ того, что сейчас происходит с формированием российского правительства, напоминает нечто подобное. Будут ли наши высокопоставленные чиновники работать эффективнее, перейдя из одного кабинета в другой? Для граждан страны это вопрос не праздный – от него зависит уровень нашей жизни, и нам хочется, чтобы он заметно повышался, причем более быстрыми темпами.

Храните деньги дома

В связи с перестановками в правительстве России сам собой всплыл и насущный для простых граждан вопрос, который сейчас горячо обсуждается в Интернете, на политических ток-шоу телевизионных каналов: нужны ли стране перемены и к чему они приведут? Опрос, который провел на днях Всероссийский центр изучения общественного мнения, показал: 89% респондентов считают, что перемены необходимы. Но как они возможны, если ни курс правительства, ни его состав существенно не меняются? Ответа на этот вопрос пока нет, однако суть в том, что основная часть населения не удовлетворена своим положением и вообще уровнем жизни в стране, поэтому хочет перемен в лучшую сторону.

В кратком выступлении на заседании Государственной Думы Президент довольно уверенно сказал, что бедных в России стало меньше. Мы очень уважаем руководителя Российской Федерации, прежде всего за то, что он поднял ее престиж в глазах всего мира. Но доходит ли до Путина вся истинная информация о внутреннем положении страны? Кто и как сосчитал количество бедных, если они не декларируют свои «доходы» – неизвестно, зато с уверенностью можно сказать, что только за прошлый год число долларовых миллиардеров в России увеличилось с 96 до 106. А совокупное состояние двухсот наших богатейших бизнесменов за то же время выросло на 25 млрд долларов и теперь составляет примерно 485 млрд в той же валюте. Эти данные опубликованы на официальном сайте по итогам декларации доходов за 2017 год. Но вот незадача: им, беднягам, пришлось изрядно поволноваться, так как, опять же судя по официальному сообщению, в апреле этого года «российские бизнесмены за день потеряли 12 млрд долларов после того, как инвесторы на фоне новых американских санкций устроили распродажу российских активов». А кто виноват, что они не доверяют отечественному рублю? Держали бы деньги и ценные бумаги в родной стране, помогали бы развивать российскую промышленность, сельское хозяйство, среднее и малое предпринимательство, всем от этого была бы польза. Когда же огромные деньги уплывают за рубеж, не работая на свое отечество, то их теряем, прежде всего, мы, налогоплательщики, потому что они работают не на нас, а «на чужого дядю». Тогда родное правительство начинает изобретать новые формы вычетов из наших карманов. Уже введен курортный сбор не менее 50 рублей в день, а в престижных городах и более. Обдумывается способ введения налогов на так называемую «самозанятость». Например, вы договариваетесь с соседней старушкой, чтобы она присматривала за вашим ребенком полдня во время вашего отсутствия, и, конечно, что-то платите ей с благодарностью. У некоторых в правительстве есть мнение, что с такого «заработка» нужно платить налог, как и с «заработка» домработницы. Впрочем, тут, пожалуй, необходимо разделять, на какой территории это происходит. Бизнесмен, нанимающий таких работников по договору, наверное, должен осуществлять все необходимые выплаты в государственную казну, а работники платить налог.

Простому человеку в этом не разобраться, но есть же у нас сенаторы и депутаты Госдумы, которые по долгу своему обязаны все обдумать и принять правильное решение, не ущемляющее интересов низкооплачиваемых работников. Однако многие «слуги народа» более озабочены мыслями о собственном благополучии. Например, девять членов Совета Федерации владеют недвижимостью за границей (официальный сайт СФ), которую нужно содержать, оплачивать и т. д. Морока! Депутат Госдумы РФ сразу от трех областей –Челябинской, Оренбургской и Самарской – Валерий Гартунг заработал в 2017 году 38, 8 млн рублей, что вдвое превышает доход Президента нашей страны, а его супруга и вовсе преуспела, заработав 102, 9 млн. Есть у них также большой дом и гектар земли, а также два жилых дома в России и две квартиры – в Швейцарии и на Кипре. Когда этому депутату думать о народе? Тут бы со своим хозяйством управиться.

Это наиболее яркие примеры из последних сообщений, которые наводят на мысль о том, что некоторые депутаты, помимо официальной зарплаты, имеют доход от какой-то побочной деятельности, хотя им это категорически запрещено. А чтобы их «не засекли», отписывают свое имущество на жен, детей, родителей, племянников и прочих родственников. И у нас в стране до сих пор нет действенного органа, который бы беспристрастно и систематически контролировал подобные ситуации, а также отслеживал денежные потоки за рубеж, от кого бы они ни исходили. Мы ежегодно теряем триллионы, и при этом правительство постоянно ищет средства на самое необходимое. Может быть, оно, наконец, подумает над тем, как сохранить эти деньги дома?

Аккуратно, взвешенно…

Еще пара тревожных вопросов, возникших в связи с высказываниями Президента и Премьер-министра. Предлагается постоянно увеличивать государственный капитал за счет экспорта самой различной продукции в те страны, которые не налагают на нас санкций. Замечательный поворот, кто спорит. Но, наверное, надо очень хорошо взвесить, какую продукцию и в каком количестве. Если мы начнем продавать «хрюшек» в Китай, то сколько останется свинины на нашем рынке и по какой цене мы будем ее покупать? Кто-нибудь это просчитал? Ведь накормить огромное число китайцев не так просто, а свинина у нас пока самое доступное мясо после кур. Не произойдет ли того же, что случилось с бараниной? В советское время по нашей земле ходили тучи отар, и баранина продавалась по рублю за килограмм, сейчас это дорогое мясо, нередко дороже говядины, которая тоже не всем доступна. Да простят меня высокопоставленные чиновники за эту «приземленность», но именно такие вопросы и беспокоят тружеников с зарплатой в 10 – 15 – 20 тысяч рублей, то есть большинство населения страны.

Дмитрий Медведев с трудом подбирал тональность своего выступления, чтобы оно звучало как-то помягче, однако намерений правительства увеличить пенсионный возраст скрыть не мог. «Решение принимать необходимо, но, конечно, принимать аккуратно, взвешенно, – сказал он. – Принимать, исходя из готовности человека продолжить работу, наличия у него сил и здоровья, изменений в корпоративном законодательстве, законодательстве о труде – все эти факторы необходимо учитывать». Непонятно только, как можно вписать в законодательство нюансы относительно сил и здоровья в каждом конкретном случае? На каких весах это можно взвесить и кто будет принимать решение в отдельно взятом городе или селе? Не станет ли такой подход к решению о пенсии очередным поводом для коррупции или, наоборот, не обернется ли равнодушием к человеку, у которого и в самом деле сил для работы уже не останется, а возраст еще не подойдет?

Так и вступаем мы в очередной этап жизни с множеством вопросов. Удастся ли разрешить их «новому» правительству?

Идиллия ДЕДУСЕНКО

Наверх