КАК СЛОВО ОТЗОВЁТСЯ
Роскомнадзор призывает СМИ не выделять кого-либо из кандидатов в президенты
В управлении Федеральной службы по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций по Северо-Кавказскому федеральному округу прошла видеоконференция с участием представителей СМИ всех субъектов СКФО.
Специалисты Роскомнадзора подвели итоги контролирующей работы в 2017 году и рассказали о новшествах в регулировании деятельности СМИ, в том числе касающихся освещения предстоящей кампании по выборам президента страны. Модератором видеоконференции выступил заместитель руководителя окружного управления Роскомнадзора Максим Новиков.
Неизвестные новшества и забываемые нюансы
Как сообщила специалист отдела контроля (надзора) в сфере массовых коммуникаций Ольга Перетятько, в минувшем году было проведено 596 мероприятий по контролю в отношении средств массовой информации, в ходе которых было выявлено 475 нарушений положений федерального закона о СМИ. Наиболее часто встречались нарушения порядка регистрации издания, предоставления обязательных экземпляров документов в регистрирующий орган, объявления выходных данных. В частности, далеко не всегда указывается ФИО главного редактора или исполняющего его обязанности, адрес издателя, учредителя или типографии. Специалисты Роскомнадзора обращают внимание, что с нового года вступили в силу изменения в статьи закона, регламентирующие вышеуказанные параметры, и руководители и юристы СМИ обязаны ознакомиться с ними. Прежде всего это касается печатных изданий муниципального уровня, особенно «в глубинке», и новых интернет-изданий, появляющихся как грибы после дождя.
Множество нарушений связано с публикацией сведений о несовершеннолетних, являющихся пострадавшими от противоправных действий или подозреваемыми в совершении преступлений и правонарушений. Согласно закону, в СМИ не могут упоминаться имена и фамилии юных фигурантов уголовных и административных дел, недопустимы их видео- и фотоизображения (либо их лица должны быть заретушированы), а также малейшие намёки, позволяющие идентифицировать личность. Как раз на последнем нюансе многие издания «прокалываются». Аккуратно надо подходить и к «мирной» информации о детях: даже в случае рассказа о каких-либо достижениях юных талантов на учебном, культурном или спортивном поприще необходимо хотя бы устное согласие на публикацию от самих несовершеннолетних, от их родителей, попечителей и других законных представителей. То же самое касается освещения массовых мероприятий с участием детей.
Если в публикациях идёт речь о каких-либо общественных, политических и религиозных организациях, официально признанных незаконными или тем более экстремистскими, необходимо упоминать, что их деятельность запрещена на территории России. Журналисты зачастую пренебрегают этим положением, особенно если перепечатывают сообщения силовых структур, на которых этот порядок не распространяется. Ознакомиться со списком таких нелояльных организаций, а также с другими вышеописанными нюансами и новшествами можно в документах Роскомнадзора, обратившись как непосредственно в территориальные органы ведомства, так и к его сайту rkn.gov.ru.
Агитация или информирование
Меньше месяца осталось до старта агитационной кампании по выборам президента России. Выборное законодательство в нашей стране постоянно трансформируется, и некоторые изменения произошли и в последнее время. В частности, разграничены основные понятия: «агитация» в пользу того или иного кандидата в президенты, понуждающая избирателей голосовать «за» или «против», и «информирование» о деятельности претендента на высший пост, не связанной с предвыборной борьбой.
– 49-я статья закона о выборах президента РФ чётко определяет шесть основных признаков агитации, – говорит начальник отдела контроля (надзора) в сфере массовых коммуникаций управления Роскомнадзора по СКФО Максим Дядюра. – Это призывы голосовать «за» либо «против»; выражение предпочтения какому-либо кандидату или какой-либо политической партии, выдвинувшей его; описание возможных последствий в случае избрания данного кандидата; распространение информации с явным преобладанием сведений о каких-либо кандидатах; распространение информации о деятельности кандидата, не связанной с его профессиональной деятельностью или исполнением им своих служебных обязанностей; информация, способствующая формированию положительного или отрицательного отношения избирателей к кандидату.
Кроме того, предвыборные агитационные материалы должны быть оформлены в отдельные блоки с соответствующими визуальными или звуковыми заставками. И если упоминание о кандидате и его деятельности идёт вне этого блока, то они не должны соответствовать ни одному из шести вышеперечисленных признаков агитации, в таком случае это попадает под понятие «информирование».
Не стоит забывать и о самом дне выборов и предшествующем ему «дне тишины», когда любая агитация запрещена. Особенно это касается электронных СМИ, в частности интернет-изданий, которые должны закрыть доступ к агитационным материалам или вообще удалить их со своих сайтов. Интересно и положение о результатах опросов общественного мнения о предпочтениях избирателей – публикация таких материалов должна быть прекращена за неделю до выборов, а в сетевых изданиях заранее опубликованные анализы опросов также должны быть изъяты из открытого доступа.
Специалисты Роскомнадзора также призвали журналистов, теле- и радиоведущих быть объективными и беспристрастными в предвыборной борьбе, не выражать никаких явных симпатий или антипатий отдельным кандидатам и выдвинувшим их партиям и общественным объединениям, как того требуют федеральные законы о выборах и о СМИ.
Андрей КОЗЛОВ
Фото Виктора Нестеренко