НЕ ПОЗДНО СПОХВАТИЛИСЬ?
Позволит ли нынешняя господдержка овцеводства возродить отрасль?
Кануло в Лету время, когда овцеводческая отрасль была гордостью Ставрополья. На пастбищах края тогда выпасалось до 6,5 миллиона овец. И каких! Это были лучшие в стране, в основном племенные животные. А овцеводство было брендом, маркой края.
Начиная с 90-х годов, отрасль переживает нелёгкие времена. Низкие цены на тонкорунную шерсть и баранину привели к банкротству целый ряд овцеводческих хозяйств. Из-за убыточности хозяйства всё больше теряют интерес к овце. Поголовье, в том числе и племенных животных, сокращается.
Очень низкая рентабельность
По информации краевого аграрного ведомства, сегодня в регионе функционируют 19 племенных овцеводческих хозяйств, в том числе три селекционно-генетических центра, восемь племенных заводов и столько же племенных репродукторов. Как и раньше, приоритетным остаётся тонкорунное овцеводство. В крае четыре породы тонкорунных овец. Самая многочисленная — ставропольская порода, следом идёт северокавказская, а за ними — советский меринос и манычский. Эти породы занимают 30 процентов от общего поголовья. Ещё 8 процентов в краевой отаре составляют овцы мясошёрстных пород. Лучшие среди них – овцы северокавказской мясошёрстной породы. Эти животные хорошо адаптируются к климатическим условиям других регионов. Порода отличается высоким качеством шерсти и очень вкусным мясом.
Сегодня в племенных хозяйствах края содержится немногим более 160 тысяч овец. За три последних года четыре племенных завода перестали быть таковыми, то есть потеряли свой статус. По сравнению с прошлыми годами ухудшились и производственные показатели в отрасли. Сократился выход ягнят, от 100 овцематок хозяйства получают в среднем 87 ягнят. Сохранность животных тоже ухудшилась, она держится на уровне 85 процентов. Год назад хозяйствами края было реализовано 16 тысяч племенных овец. Как пояснил первый заместитель министра сельского хозяйства края Алексей Руденко, это очень мало. Именно реализация племенных животных должна приносить основной доход хозяйствам. И неудивительно, что рентабельность отрасли крайне низкая – минус 50 процентов.
Мясо важнее шерсти
Напрашивается вопрос, в чём же причина столь неутешительных результатов? Причин несколько. Главная из них – ослаблена селекционная работа в хозяйствах, отчего у животных слишком низкий генетический потенциал. То есть необходимо улучшать племенное поголовье.
Раньше хозяйства ориентировались на получение большего количества тонкорунной шерсти, а мясные возможности овец отодвигались на второй план. Сегодня значимым становится переход на скороспелый мясной тип овцеводства. Известно, что хорошо налаженное производство баранины способно приносить немалую прибыль. И в крае уже созданы новые типы и породы мясошёрстных овец с пониженной тониной руна. К шестимесячному возрасту баранчики таких пород набирают вес 40-45 килограммов вместо привычных 27 килограммов.
Большой интерес для овцеводов края представляет недавно выведенная порода – российский мясной меринос. Родина новой породы – одно из хозяйств Апанасенковского района. Порода отличается высоким выходом баранины, он на семь процентов выше, чем у других подобных пород. И шерсть у мясного мериноса замечательная, её тонина порядка 20 микрон. Такая шерсть востребована на мировом рынке.
На выведение новой породы у селекционеров хозяйства ушло девять лет. В Австралии были закуплены племенные бараны, отобрано маточное поголовье, и началась кропотливая работа. В прошлом году животные новой породы стали участниками XIX всероссийской выставки «Золотая осень — 2017». Были заключены выгодные контракты с покупателями шерсти. Её продали по цене 270 рублей за килограмм.
Сегодня в хозяйстве 645 взрослых племенных овец новой породы и 250 голов молодняка, который пойдёт на воспроизводство стада уже в этом году.
Напомним, что овцеводство играет важную социальную роль на селе. Подсчитано, что одна тысяча овец обеспечивает работой около 20 человек. Вот почему на Ставрополье планируется создать кластер по производству высококачественной баранины. Компания, которая берётся за осуществление этого проекта, специализируется на выращивании крупного рогатого скота и индейки.
Почему кластер по производству баранины решено создать на Ставрополье? Потому что край является племенной базой российского овцеводства. Что он даст краю? Прежде всего, гарантированный сбыт выращенной продукции.
Главные трудности позади
Как бы плохо не шли дела в отрасли, а Ставропольский край был и остаётся одним из основных производителей в стране шерсти и баранины. Введённый в минувшем году Министерством сельского хозяйства России новый механизм единой субсидии позволяет краю самостоятельно определять приоритетные направления в животноводстве. И в регионе уже пересмотрели поддержку по наращиванию маточного поголовья овец, увеличив финансирование племенного животноводства с 205 до 405 миллионов рублей. Выделение субсидии на поддержку производства шерсти возрастёт с 39 до 83 миллионов рублей. Это вдвое больше, чем было в прошлом году. В общей структуре поддержки отрасли доля животноводства возрастёт с 7 процентов до 13. Кроме того, усилится грантовая поддержка и, в первую очередь — семейных животноводческих ферм. На развитие этого направления будет направлено 432 миллиона рублей, в 1,2 раза больше, чем было.
Словом, нынешняя государственная поддержка овцеводства впечатляет. Но позволит ли она возродить отрасль? Не поздновато ли спохватились? Как сказал известный овцевод, Герой Социалистического Труда Василий Андреевич Мороз, «нет овец, уходят и люди». Отрасль уже давно испытывает дефицит кадров. Не хватает чабанов. Сельская молодёжь устремилась в города, и её теперь никаким калачом назад не заманишь. Но крест на отрасли ставить нельзя. Всё-таки главные трудности позади. Выведенные в крае породы тонкорунных и мясошёрстных овец удалось сохранить. И это главное.
Николай ШЕБАЛКОВ
Фото Виктора Нестеренко