№ 14 (3693) 11.04.2018  

ПРАВИЛЬНОЕ ВОСПИТАНИЕ ИЛИ «УКРАДЕННОЕ ДЕТСТВО»?

«Раннее развитие» – термин, который в наше время слышал практически каждый. Однако мало кто может с точностью сказать, что же это такое на самом деле? Помогут ли новые методики правильно воспитать наших детей или, наоборот, лишат их детства? Об этом мы поговорили с детским и семейным психологом Натальей Черноволенко.

– Наталья Витальевна, расскажите поподробнее, что же это такое «раннее развитие»?

– Очень хорошее определение этого понятия дает Анна Рапопорт, автор большого количества методической литературы на данную тематику: «Раннее развитие – это интенсивное развитие способностей ребенка в раннем возрасте (от 0 до 2–3 лет)». И, между прочим, идеи раннего развития отнюдь не новы: некоторым методикам уже более 100 лет. Ученые из многих стран (Японии, США, России, Италии, Германии, Франции и др.) постоянно изучают это явление. Например, в Италии это М. Монтессори, в США – Г. Доман, в Японии – Масару Ибука, в Германии – Ярослав Кох.

– Звучит неплохо! Однако в адрес этих методик очень часто звучат крайне нелестные отзывы родителей, которые не согласны с тем, что занятия надо начинать уже в столь малом возрасте. Почему столько негатива в данном направлении?

— От банального непонимания. Дело в том, что в рамках возрастной психологии развитие можно квалифицировать как преждевременное, своевременное и позднее. Что такое преждевременное развитие? Это попытки обучить ребенка тому, что он не в состоянии понять и освоить в силу недостаточности физического развития и отсутствия у него необходимого запаса знаний. Например, учить новорожденного сидеть. Что такое позднее развитие? Это стремление сформировать те знания и навыки, которые уже должны были быть сформированы к определенному возрасту. К примеру, начинать обучение чтению после 7–7,5 лет, когда продуктивность любой учебы резко снижается. Учитывая все вышесказанное, каждому здравомыслящему человеку должно бы показаться привлекательным именно своевременное или нормальное развитие – развитие, соответствующее возрастным показателям и индивидуальным особенностям конкретного ребенка. Еще одним вариантом неправильного понимания слов «раннее развитие» является отождествление развития и обучения. Однако не стоит смешивать развитие и обучение. Раннее развитие – это не только и не столько подготовка к школе. Прежде всего это развитие основных психических функций: внимания, воображения, памяти, логического и пространственного мышления, умения анализировать и обобщать.

– Итак, картина проясняется – учить ребенка читать до года никто не будет. Но не устанет ли сам малыш от пусть и своевременных, но все же занятий?

– Ни в коем случае, ведь он и не поймет, что с ним занимаются. Все идет от самого термина «развитие» – это не уроки, а специально созданная среда, наполненная интересными и необычными объектами для изучения органами чувств в формате игры. Это неограниченная физическая активность ребенка, подкрепляемая специально оборудованными уголками, дающая малышу возможность лучше и раньше овладеть своим телом и научиться чувствовать себя безопаснее. Это постоянные прогулки, беседы, чтение книг, доброжелательное внимание и заботливая поддержка родителей. Но прежде всего – это активная позиция матери по отношению к ребенку в первые годы жизни. Чтобы заниматься развитием своего малыша, вовсе необязательно водить его на специальные платные курсы, все это можно делать в домашних условиях. И главное здесь — желание родителей, по большому счету, мамы.

– В таком случае, если мать решила заниматься своим ребенком сама, что ей следует учесть?

– Единственный, самый главный критерий – не доводить до крайности! А крайности здесь существуют две. В первом случае это родители, которые категорически не приемлют никаких новомодных методик, возможно, из-за того, что они не хотят или им некогда заниматься своим ребенком. Как вариант, это может быть последствием того, что их самих в детстве терроризировали нелюбимыми дополнительными занятиями и секциями. В результате частенько оказывается, что взросление малышей у таких родителей фактически пускается на самотек. Вторая, не менее пугающая крайность – это фанатизм, когда родители чуть ли не во сне готовы муштровать свое чадо. Однако и тем и другим не стоит забывать, что раннее развитие не призвано вырастить из карапуза гения в чистом виде. Да, малыши, с которыми дополнительно занимаются, добиваются результатов быстрее своих сверстников, которым не уделяют столько внимания.

– Есть ли у каждого конкретного ребенка свои сроки развития?

– Возрастные нормы, конечно, существуют, однако динамика в индивидуальном становлении каждого малыша определяется в сравнении его сегодняшнего с ним же, только вчерашним. Поэтому стремление во что бы то ни стало вырастить вундеркинда, очевидно, так же вредно для гармоничного развития ребенка. Мозг маленького непоседы снабжен множеством предохранителей, которые срабатывают в ситуации эмоциональной и информативной перегрузки. И последствия при включении защитного механизма могут быть самыми разными, вплоть до нанесения серьезного вреда здоровью. Так что совет всем родителям, которые занимаются со своими детьми: будьте внимательны к желаниям своих малышей, если карапуз отвлекается, капризничает, зевает и проявляет все признаки нетерпения, не настаивайте на своем. Предложите ему отвлечься на что-то другое или, может, даже вздремнуть, пока новая информация благополучно усваивается и перерабатывается.

– Получается, ни уроков как таковых, ни «украденного детства» – играй себе со своим малышом в свое и в его удовольствие. Это же так просто!

– Не совсем. Почти все методики раннего развития очень трудоемки, требуют от родителей значительного времени для их изучения и изготовления дидактических материалов. Время, пожалуй, самый ценный ресурс, который затрачивается при воспитании детей, причем как для родителей, так и для детей.

– Наталья Витальевна, у вас есть какие-нибудь советы родителям, как не потратить время впустую?

– Если в общих чертах, то надо стараться, чтобы мероприятия по развитию не противоречили, а дополняли друг друга. Не стоит также бросаться из крайности в крайность, резко меняя образ жизни своего чада. Любые игры и занятия следует вводить по принципу «от очень простого к простому, от простого к более сложному, а потом и к очень сложному». Обязательно надо учитывать степень заинтересованности ребенка и его эмоциональный фон. Могу сказать, что каждая минута, проведенная рядом со своим ребенком, наполненная любовью, поддержкой и пониманием, уже не будет потрачена впустую ни для родителей, ни для их малыша.

Ольга ШИЛОВА

Наверх