№ 14 (3693) 11.04.2018

СЕРГЕЙ РАХМАНИНОВ НА КМВ

20 марта (1 апреля) исполнилось 145 лет со дня рождения Сергея Рахманинова

Сергей Васильевич Рахманинов

Русский композитор, автор опер «Алеко», «Скупой рыцарь», «Франческа да Римини», нескольких симфонических концертов для фортепьяно с оркестром, многочисленных инструментальных, камерных и вокальных произведений. Он был признан одним из величайших пианистов своей эпохи и крупным дирижером.

СПРАВКА
Умер Сергей Васильевич 28 мая 1943 года, похоронен в Кенсико – маленьком пригороде Нью-Йорка.

Имя Рахманинова связано с Кавказскими Минеральными Водами. Впервые музыкант побывал в этих краях, которые ассоциируются у него с М.Ю. Лермонтовым, в пятнадцатилетнем возрасте со своим наставником, известным музыкальным педагогом Московской консерватории профессором Н.С. Зверевым.

Кавминводы и белый рояль

Многие места на Водах помнят великого музыканта. Это, прежде всего, кисловодский Курзал. В то время этому залу мог позавидовать любой столичный театр. Появление Курзала открыло эру симфонической музыки на Кавминводах. Украшением симфонических вечеров являлись выступления таких корифеев дирижерского искусства, как В.И. Сафонов, М.М. Ипполитов-Иванов, А.К. Глазунов и, конечно же, С.В. Рахманинов. Выступал здесь Сергей Васильевич и как пианист. Белый рояль, на котором он играл, стоит в зале кисловодского театрального музея. На памятной табличке имя С.В. Рахманинова соседствует с именами А.Б. Гольденвейзера и С.С. Прокофьева.

Музыкант бывал на Водах не раз, но сохранились яркие описания современников о его пребывании летом 1916 и 1917 годов, когда он приезжал сюда на пике славы.

Несмотря на мировое признание, весной 1916 года Сергей Васильевич находился в состоянии депрессии. Он тяжело переносил кончину старшего друга и учителя композитора С.И. Танеева. Потом заболела жена, самому музыканту не давала покоя подагра рук, что пугало его как пианиста. С.В. Рахманинов писал А.Б. Гольденвейзеру: «У меня ужасное настроение… Тоска! Дошел до той точки, когда ни с работой, ни с собой совладать уже не мог».

Композитор в Ессентуках

Ф. И. Шаляпин и С. В. Рахманинов

По совету врачей в мае 1916 года композитор приезжает на лечение в Ессентуки. Останавливается в дорогом и комфортабельном частном пансионе – даче Фигуровых. И по сей день на углу улиц Баталинской и Островской стоит это здание, несколько перестроенное. Его владелица Е.М. Фигурова была женой известного артиста П.П. Фигурова, долгие годы певшего в Большом театре.

Ценные воспоминания о жизни композитора в Ессентуках оставил музыкальный критик из Тифлиса В.Д. Корганов: «Рахманинов строго исполнял предписанный ему режим; после обеда, пробыв с нами около часа на балконе, уходил отдыхать; перед обедом он особенно упражнялся в легкости исполнения октав, для чего часто повторял пассажи из шестой рапсодии Листа; работал также над композициями». В это время Сергей Васильевич работал над третьей симфонией. Закончит он ее только через двадцать лет, будучи уже за границей. Далее Корганов пишет: «За обедом Рахманинов всегда поджидал столующегося у Фигуровой Шаляпина: «Где же Федя, ах, где же Федя?» — с тоской поглядывая на дверь, повторял он. Он, видимо, испытывал эстетическое удовольствие, лицезрея и слушая знаменитого актера, его интонации, его мимику, он улыбался, смеялся, хохотал до слез, слушая его шутки и анекдоты».

О сорокалетней дружбе этих великих людей надо сказать особо. Они были очень разными по характеру, происхождению, воспитанию, образованию. Что же сделало столь разных людей друзьями на всю жизнь? Ответ однозначен – талант.

В тот памятный 1916 год вечерами в пансионе Фигуровых на гостеприимный огонек собирались Ф.И. Шаляпин с композитором и певцом М.А. Слоновым, артисты А.А. Яблочкина, К.С. Станиславский с М.П. Лилиной, живущие здесь С.В. Рахманинов и дирижер С.А. Кусевицкий. Сохранилась редкая фотография, на которой местным фотографом Г.И. Раевым запечатлен кружок артистов, собравшихся у Фигуровых в Ессентуках. Часто встречи друзей, обсуждавших новости искусства, превращались в импровизированные концерты. Рахманинов охотно аккомпанировал гостям дачи: другу своих юных лет М.А. Слонову, П.П. Фигурову. Самое большое удовольствие доставляло присутствующим совместное музицирование Рахманинова с Шаляпиным. О таких выступлениях певец вспоминал: «Когда Рахманинов сидит за фортепьяно и аккомпанирует, то приходится говорить: не я пою, а мы поем».

Многое о пребывании музыканта на Кавминводах узнаем из воспоминаний М.С. Шагинян, бывшей его другом. Они сотрудничали творчески. Мариэтта Сергеевна знала и музыку, и поэзию, сама писала стихи и помогала композитору выбирать для романсов стихи по их мелодическому рисунку. В июне 1916 года Шагинян привезла Рахманинову тексты стихов для романсов: 15 – М.Ю. Лермонтова и 26 – новых поэтов-символистов.

Исцеление романтикой

«Лето на Водах выдалось необычайное, в первой половине июня еще стояла весна, – вспоминала Мариэтта Сергеевна. — Отошли дожди, небо без облачка, деревья в светлой, молодой, еще не густой кудрявой зелени, пропускающей золотые кружочки солнца на землю, дивный горный воздух…». Несмотря на прекрасную погоду, общение с друзьями, Рахманинова не покидало уныние. И вдруг настроение музыканта изменилось. Произошло же вот что. В один из дней в его номер посыльный доставил роскошный букет роз с приколотой запиской от певицы Нины Кошиц. Они познакомились в 1913 году у известного композитора Ильи Саца. В этот вечер Рахманинова покорил ее прекрасный голос и тот профессионализм, с которым она аккомпанировала себе. Неудивительно, потому что Н. Кошиц закончила Московскую консерваторию сразу по двум специальностям – пения и фортепьяно. Она была талантлива, умна, обаятельна. Сразу обратила на себя внимание, выступив в партии Татьяны в «Евгении Онегине» П.И. Чайковского. «Она обладала лирико-драматическим сопрано совершенно необычного, волнующего, горячего тембра, ее называли Шаляпиным в юбке», — пишет П.А. Марков в своей «Книге воспоминаний».

Как не увлечься такой женщиной! Рахманинов, по свидетельствам современников, считался примерным семьянином. Он был женат на Наталье Александровне Сатиной, двоюродной сестре по отцу (ей он посвятил романс «Не пой, красавица, при мне»). Супруги имели двух дочерей – Ирину и Татьяну. Но, как большинство творческих людей, Сергей Васильевич был влюбчивым человеком. Чувство влюбленности и вдохновило его на написание цикла из шести романсов на стихи новых поэтов, привезенные М. Шагинян: «Маргаритки» на слова И. Северянина, «Крысолов» — В. Брюсова, «Сон» — Ф. Сологуба, «Ау» — К. Бальмонта, «К ней» — А. Белого, «Ночь в саду» — А. Блока. Все они посвящены их первой исполнительнице Нине Кошиц. Эскизы этих романсов Рахманинов показывал еще в Ессентуках Станиславскому. Закончены они были осенью в его имении Ивановке Тамбовской губернии, откуда он пишет Н.Кошиц: «Многоуважаемая Нина Павловна!.. Или, милая Ниночка, Нинушка!» и далее план их совместных концертов. Впервые романсы исполнялись в октябре 1916 года в Москве, а затем в Петербурге, Киеве, Харькове, Кисловодске.

Надо отметить, что цикл романсов, посвященных Н. Кошиц, стал «лебединой песней» композитора в этом жанре. Он больше никогда их не писал. А в наше время каждая уважающая себя камерная певица включает в свой репертуар романсы С. Рахманинова.

Благотворительные концерты

Но вернемся в лето 1916 года. 30 июня Сергей Васильевич перебрался в Кисловодск и поселился в гостинице «Россия» (ныне там расположена Курортная поликлиника, на которой помещена мемориальная доска с барельефом композитора работы скульптора Г. Курегяна). Отказываясь от самых выгодных предложений дать концерт, Рахманинов, однако, 11 июля принял участие в большом благотворительном вечере, организованном союзом «Артисты Москвы – русской армии и жертвам войны». В афише, помещенной в газете «Пятигорское эхо», названы 26 имен известных артистов и музыкантов. В номере газеты за 14 июля читаем: «В Курзале, в театре Кисловодска необычное оживление. Суетятся распорядители совершенно необычного для Кисловодска грандиозного вечера.

Театр заполнен изысканной — нарядно одетой публикой – совсем впечатление большой столичной премьеры. Налицо все бакинские миллионеры с Тагиевым и Нагиевым во главе. Бриллианты на дамах всюду, где можно и где нельзя, меха… Одним словом полный блеск.

Главную литерную ложу занимает французский генерал По с адъютантом, русским военным врачом… Публика устраивает По грандиозную манифестацию. Троекратно всеми участниками исполняется русский гимн и «Марсельеза». Затем начинается огромная программа…». В тот далекий вечер была собрана большая сумма денег.

В последний раз на Кавказские Минеральные Воды Рахманинов приехал на лечение летом 1917 года. 28 июля он опять принял участие в благотворительном концерте. Зал был переполнен, несмотря на высокие цены билетов. В первом отделении он аккомпанировал Н. Кошиц, во втором дирижировал «Марсельезой».

Творческий кризис

Рахманинов был встревожен развитием революции. Живущий исключительно интересами искусства, в мире звуков, он был далек от понимания того, что происходит в России. Боялся за судьбу семьи.

В конце 1917 года Рахманинов вместе с женой и дочерьми, оставив все свое имущество, покинул Россию.

Начав бурную концертную деятельность в США как пианист, давал по много десятков концертов за сезон.

В тяжелые годы Гражданской войны на родине он помогал своим друзьям и знакомым. Некоторых его продуктовые посылки буквально спасли от голода.

Вплоть до 1926 года композитор не писал значительных произведений. Творческий кризис длился 10 лет. Многие связывают его с глубокой тоской по родине, которую ощущал Рахманинов несмотря на славу и востребованность.

Музыка С.В. Рахманинова и сегодня волнует и радует миллионы слушателей, она увлекает силой и искренностью выраженных в ней чувств, красотой и подлинно русской широтой. Звучит она и на Кавказских Минеральных Водах, которые помнят композитора, в исполнении симфонического оркестра Кисловодской филармонии.

Елена ГРОМОВА

КСТАТИ

В годы Великой Отечественной войны музыкант дал в США несколько концертов в пользу Красной армии. Денежный сбор от одного из них передал в Фонд обороны СССР.

Наверх