КАК ВОСПИТЫВАТЬ ГЕНИЕВ
Каждый родитель хочет видеть в своем ребенке множество талантов и способностей. Некоторые взрослые с полной уверенностью могут сказать, что их малыш – вундеркинд и обладает всеми признаками гениальности. Но действительно ли это так? Как распознать таких детей и как их правильно воспитывать, нам рассказала детский и семейный психолог Наталья Черноволенко.
– Наталья Витальевна, ведь ни для кого не секрет, что каждый родитель хочет видеть в своем чаде гения, и на самом-то деле очень многие дети действительно талантливы. Как распознать и раскрыть талант своего ребенка?
– Каждый человек рождается со своим уникальным набором способностей. Это может быть художественное видение мира, музыкальный слух, аналитический склад ума, хорошая память, актерские способности или другие таланты. Особенность детского возраста – это выражение своих мыслей, эмоций, отношения к той или иной ситуации через игру, рисунок. И многие родители склонны в каждом таком проявлении видеть талант. Но так ли это на самом деле? Часто можно наблюдать семейную ситуацию, когда ребенок имеет определенные способности, родители видят это и начинают плотно им заниматься, водить в секции и клубы по этому направлению, уделять много времени занятиям дома, чтобы раскрыть способности ребенка. А ему вдруг становится скучно. При этом живой интерес вызывают занятия совершенно иного рода. На этой почве многие дети ссорятся со своими родителями, а в дальнейшем непонимание красной нитью проходит через всю жизнь. Чтобы не доводить ситуацию до крайности, высокий уровень способностей необходимо отличать от таланта, не всегда первые означают «божью метку». И чтобы этого не случилось, родители должны быть очень внимательны. Существует целый ряд признаков, по которым можно определить вундеркинда.
– Вы можете их перечислить?
– Приведу наиболее характерные. Например, занимаясь определенным видом деятельности, ребенок получает огромное удовольствие. Переключение на другое занятие происходит с неудовольствием, часто ребенка трудно убедить в том, что нужно отвлечься, допустим, на обед. Все знания, которые получает ребенок дома, в школе, на дополнительных занятиях, рассматриваются в контексте любимого дела. Талант ребенка в данной области уже не раз отмечали не только родители, но и воспитатели, учителя, знакомые и друзья семьи. Ребенок моментально схватывает любую информацию по интересующему вопросу, старается узнать как можно больше деталей. Интернет, книги, телевизор – везде ищется информация по основной теме. Присутствует стремление развиваться. Когда другим кажется, что талант ребенка достиг своего «предела», малыш делает «рывок» и вновь поражает чем-то новеньким. Все, о чем говорит ребенок, связано с одним видом деятельности, с самым сильным интересом.
– Пожалуй, родителям действительно одаренных детей приходится непросто?
– Каждому родителю непросто со своим ребенком, но талантливые дети это отдельная тема. Чудесный ребенок – буквальный перевод слова «вундеркинд». Его талант проявляется сразу в нескольких областях: математике, иностранных языках, музыке. К сожалению, нередко это становится причиной отвержения талантливого малыша сверстниками. Еще одна особенность вундеркиндов – эмоциональная неустойчивость. Они очень упрямы и своенравны, а порой, наоборот, слишком слабохарактерны и плаксивы. Видимо, природа таким образом добивается баланса. Много способностей у ребенка зачастую сопровождается слабой нервной системой. Талант ребенка-вундеркинда обычно раскрывается в возрасте от 4 до 8 лет. Именно в этот период психологи рекомендуют выявлять наиболее комфортный для ребенка вид деятельности. Известный генетик В.П. Эфроимсон считает гениальность и одаренность отклонением в строении и развитии мозга. Этот природный дар, по его мнению, дан одному из тысячи, а полностью уникальные способности раскрываются лишь у одного из миллиона детей.
– Получается, что воспитывать гения выпадает очень немногим. И, судя по всему, с помощью методов раннего развития ребенка-индиго из обычного, даже одаренного малыша не сделаешь?
– Нет, но эта методика позволит родителям увидеть все сильные и слабые стороны своего чада и быть в дальнейшем во всеоружии.
– Но если все же случилось так, что в ребенке и правда была замечена та самая «божья искра», как себя вести родителям? Нуждается ли их малыш в особом воспитании?
– Безусловно! Работать с одаренными детьми без специальной педагогической и психологической подготовки непросто. Но есть и такая проблема, что специалистов, обученных работе с одаренными детьми, очень мало.
Одна из особенностей одаренных детей заключается в несоответствии между физическим, интеллектуальным и социальным развитием. Обычно такие малыши много времени проводят в размышлениях о жизни, о религии, о смерти и не выносят общества сверстников, не способных говорить и думать на одном с ними уровне. Отсюда проблемы с адаптацией в социуме: достаточно часто дети с незаурядными способностями не могут найти общего языка с участниками команды, когда необходимо поработать в связке с кем-либо. И если в школе им учиться легко, то в жизни порой простая, но рутинная работа может вызвать сложности и нежелание доделывать ее до конца. Такие малыши не приемлют запретов, часто ставят себе недостижимые цели и очень расстраиваются, когда терпят крах – они очень самокритичны. Еще одна их отличительная черта в том, что гении нуждаются в меньшем количестве часов сна, чем обычные люди. Часто им вполне достаточно 4-5 часов. Важно, чтобы родители учитывали такие физиологические особенности и позволяли своему маленькому вундеркинду жить в соответствии со своим индивидуальным графиком.
– А что касается образовательных учреждений: стоит ли искать для гения специализированные заведения или, наоборот, лучше делать вид, что он такой же, как и все?
– Но ведь он не такой же, как все! И если нет возможности определить ребенка с незаурядными способностями в специальную школу, это не повод отчаиваться. Школа в системе его ценностей не должна занимать основное место. Пусть у ребенка будет время для занятий любимыми делами, позволяющими ему раскрыть потенциал. В конце концов, детский сад или школа, по сути, учреждения, которые помогают формироваться стереотипам в головах детей, что в результате сводит на нет оригинальность мышления, засоряет чистоту восприятия. Хотя, к сожалению, пока это единственный массовый способ обучения, разработанный обществом.
– Обучение обучением, но как организовать досуг такого ребенка? Ведь даже гениям необходим отдых.
– Конечно. Не стоит забывать, что одаренные малыши время от времени нуждаются в расслаблении, получить которое можно, занимаясь обычными детскими делами. В свободное время малыша нужно отвлекать от безделья предложениями поиграть, порисовать, собрать конструктор или просто потанцевать. Вместе с тем ему нужно давать постоянные поручения, позволяющие окунуться в мир взрослых, который для таких детей с раннего детства является самой заветной целью. Пусть малыш помогает по дому, ухаживает за домашним питомцем, участвует в приготовлении кулинарных шедевров. И обязательно надо помнить, что даже маленькие гении нуждаются в похвале, в поддержке, в откровенных разговорах с близкими, во время которых они смогут поделиться сокровенными мыслями.
В конце концов первоочередная задача каждого родителя — воспитать самодостаточного и счастливого человека. И только потом – гения.
Ольга ШИЛОВА