№ 22 (3701) 06.06.2018

БЕНЗИНОВАЯ ВАКХАНАЛИЯ

Во время «Прямой линии» Президента будет задан волнующий многих вопрос: почему подорожал бензин? По данным Росстата, только за последнюю неделю мая рост на все виды топлива, в том числе и на дизельное, составил около 2%, а с начала месяца – до 13%. Цена литра на заправках разных компаний примерно одинакова – от 45 до 50 рублей.

Цены опережают инфляцию

Возникшая ситуация вызывала нескрываемое возмущение россиян. В Новосибирске в последний день мая провели согласованный с администрацией города митинг против роста цен на бензин – Федерация профсоюзов Оренбуржья выступила с петицией, обращенной к Президенту страны, к правительству, к Федеральной антимонопольной службе и нефтяным магнатам. Выражая свою солидарность с коллегами из других регионов, Федерация профсоюзов Оренбуржья высказала обеспокоенность «беспрецедентным ростом цен на все виды топлива». По мнению тех, кто подписал это обращение, уровень цен на топливо внутри нашей страны постоянно повышается темпами, «значительно опережающими индекс инфляции и мотивирован исключительно интересами получения монополиями сверхприбыли». «Цены на моторное топливо все ближе к их среднемировому уровню, в то время как реальные денежные доходы подавляющей части населения нашей страны падают четвертый год подряд, – говорится в петиции. – Это вразрез расходится с задачей, поставленной Президентом Российской Федерации – сократить в ближайшие годы количество бедных в стране в два раза».

«Бензиновая» тема так всколыхнула страну, что даже обеспокоила депутатов Государственной Думы РФ, призвавших правительство срочно принять какие-то меры. Ситуация обсуждалась на внеплановом совещании в кабинете министров, проведенном совместно с представителями нефтяных компаний, о чем вице-премьер правительства России Дмитрий Козак сообщил журналистам на телеканале «Россия-1» в программе «Вести в субботу». В ходе обсуждения проблемы вроде бы удалось «найти необходимый экономический баланс и разработать ряд мер для прекращения ценовой вакханалии». А далее следуют слова, которые, видимо, надо воспринимать как покаянное обещание производителей дорогостоящего горючего работать исключительно в интересах страны и прежде всего простого народа: «Нефтяные компании понимают, что сегодня, в летний период, это не только нагрузка на автолюбителей, простых граждан. Это существенная финансовая нагрузка, прежде всего, на сельское хозяйство, на потребителей дизельного топлива. В целом нефтегазовая отрасль с пониманием относится к тому, что мы должны балансировать, мы – нефтегазовая держава и должны учитывать интересы нашей экономики».

Возможности разные

В результате обсуждения горячего вопроса решено было как-то урегулировать ситуацию за счет удержания цен с 1 июня на уровне тех, что были зафиксированы в конце мая. Ну и спасибо. А ничего, что они до этого буквально в считанные дни стали выше на 5 – 6 рублей за литр? Если цены удержатся на уровне тех, что сформировались в конце мая, это мало чем поможет и автовладельцам, и производителям, особенно тем, кто трудится в сельском хозяйстве. Может, хотя бы на дизельное топливо снизили цену – вот-вот развернутся горячие работы по уборке урожая, и покупать его по стоимости высокооктанового бензина просто нерентабельно. Однако по этому поводу не прозвучало никакой обеспокоенности ни со стороны депутатов, ни со стороны профильного министерства. Зато потребители уже озабочены, они первыми ощущают на себе последствия такой ценовой политики. В последнюю неделю мая в Ставрополе вслед за повышением цен на горючее резко подорожал сахар, на 15% некоторые виды хлебобулочных изделий, мясо птицы и т.д. Судя по высказываниям в Интернете, это явление наблюдается повсеместно. Проследить всю цепочку не представляется возможным, потому что в каждой торговой сети исходят из своих возможностей. Но ясно одно: всем нужно каким-то образом доставить продукцию в магазины, а это делается на транспорте, который работает на бензине. И если подорожал бензин, то неизбежно дорожают продукты питания, одежда и обувь, социальные и коммунальные услуги… Да что перечислять, когда и так ясно, что с повышением цен снижается уровень жизни народа. Кому-то подорожание на 15 и даже на 20% покажется незначительным, а кого-то может довести до крайней бедности. У нас ведь до сих пор не отрегулировано сближение разных слоев населения по уровню жизни, и то, что могут себе позволить одни, совершенно недоступно другим. Не случайно, наверное, Росстат выставил в открытом доступе данные о том, что у нас в стране есть десять высокооплачиваемых видов деятельности. Как говорится в сообщении, «лидер списка – производство нефти и газа». «За год средние доходы отрасли увеличились на 20%, – говорится далее. – На втором месте – производство табака, где зарплаты специалистов выросли на 16% . И замыкает тройку – производство нефтяного кокса и нефтепродуктов. И опять мы видим рост зарплат работников этой отрасли на 18%». Их заработок составляет от 115 до 127 тыс. рублей в месяц.

Как видим, «лидеры» высокооплачиваемых видов деятельности так или иначе связаны с добычей нефти и газа, а также с производством и продажей нефтепродуктов. Понятно, что каждый работник этой сферы может считать себя обеспеченным, ценовые перекосы на рынке топлива ему только на пользу. А что уж говорить о руководстве в этих областях экономики! Там суммы прибылей запредельные.

В противовес им Росстат называет и самые низкооплачиваемые виды деятельности, к которым относит производство одежды (средняя зарплата около 18 тыс. руб.), производство изделий из кожи (21 тыс. руб.), растениеводство и животноводство (22 тыс. руб.). Правда, непонятно, почему Росстат отнес к самым низкооплачиваемым именно эту группу работников, ведь есть мелкие служащие в самых разных конторах, в сфере культуры и бытового обслуживания населения с зарплатой 8 – 10 тыс. рублей, продавцы мелких лавочек и еще многие труженики с заработком не выше 15 тыс. рублей, деятельность которых котируется низко, хотя без их труда не обойтись. А главное, что именно они, эти малозначительные и малооплачиваемые, но совершенно необходимые в жизни общества люди, составляют большинство нашего социума, которое в первую очередь ощущает на себе все несовершенство внутренней экономической политики. И прежде всего именно им интересно, чем вызван такой резкий рост цен на нефтепродукты. Потому что возросшие вслед за этим цены на продукты питания и товары первой необходимости уже не опустятся, это доказано многолетним опытом.

«Временные трудности» стали постоянными

Руководители нефтедобывающих и нефтеперерабатывающих компаний ссылаются на свои трудности, дескать, настала пора для ремонта предприятий и оборудования, в связи с чем уменьшается количество топлива, поставляемого на внутренний рынок, а это увеличивает спрос, вследствие чего и растут цены на заправках. Глава Федеральной антимонопольной службы России Игорь Артемьев считает, что это, как говорится, заявления «от лукавого». На самом деле возросла цена нефти на внешнем рынке, и наши нефтедобытчики значительно увеличили ее продажу, оголив тем самым внутренний рынок. В общем, причина все та же – погоня за большими барышами. Чтобы стабилизировать ситуацию, правительство снизило акцизы на топливо на месяц раньше, с 1 июня, а не с 1 июля, как намечалось. По мнению Артемьева, эту временную меру нужно продлить как минимум до конца года. А главное, как он говорит, «нефтепереработка должна в первую очередь загрузить мощности», отложив летний ремонт НПЗ, чтобы «сформировать как можно больше предложения на рынке». «Грубо говоря, нужно залить биржу бензинами, дизельным топливом, чтобы не было временного дефицита», – заявил он.

По сути глава ФАС прав, но в одном он ошибается: дефицит топлива на внутреннем рынке вовсе не временный, якобы возникший из-за непредвиденных обстоятельств, его ежегодно устраивают нефтяные компании в какой-либо удобный для них момент. Просто в этом году они превзошли все пределы.

Вот что пишет в Интернете по этому поводу житель краевого центра Владислав, столкнувшийся с подобными обстоятельствами и в прошлом году: «Расскажу об одном интересном наблюдении. Город у нас не особо большой, на случайных заправках заправляться не приходится, из любого района без проблем можно дотянуть до своей любимой АЗС даже с горящей лампой топлива. У меня, как и у многих владельцев машин с турбонаддувом, да и просто как у любого человека, которому не плевать, чем заправлять машину, есть такие заправки в юго-западном и северо-западном районах: так как там заправляются местные депутаты и прочая знать, то бензина плохого не бывает.

После работы заехал на одну из этих АЗС и был удивлен вопросом заправщика: «Вам какой, 92-й или 98-й?» На мой вопрос, где 95-й, он ответил, что закончился, но будет завтра. На следующий день 95-й действительно появился, но по цене почти на 1,5 рубля дороже. Удивительно, правда? Нефть дешевеет – бензин дорожает, нефть дорожает – бензин тоже дорожает. Лично мне кажется, что это пример какой-то управленческой импотенции со стороны нефтяных компаний. У них стали дешево закупать нефть другие страны, планы по выручке падают, и они их пополняют за счет своих граждан, которые его и по 50 рублей за литр от безысходности покупать будут. Это уже импотенция с элементами доминирования над слабым. Посмотрев цены в Интернете, понял, что цены на бензин в Ставропольском крае одни из самых дорогих в России, при том, что край один из самых небогатых. Может, кто подскажет, куда можно обратиться, чтоб на это обратили внимание? В голову приходит антимонопольная служба и президентская приёмная. Может, с петицией заморочиться?».

На это обращение, не сдерживая эмоций, немедленно откликнулись более десятка человек. Их высказывания невозможно повторить из-за ненормативной лексики, но одно, с некоторыми купюрами, все-таки приведем: «Я, конечно, подсказать ничего не могу, так как не знаю механизмов, но с тобою полностью согласен: складывается такое ощущение, что топливо мы покупаем в Америке… Меня это возмущает до глубины души. Хотелось бы, чтобы народ показал нашей элите, что он не быдло, а электорат, к которому нужно уважение».

Нынешняя ситуация с топливом высветила важную проблему – зависимость всей экономики страны от нефтедобывающих и нефтеперерабатывающих компаний. Временные меры, которые правительство принимает для урегулирования их деятельности, решить ее не способны. Необходима какая-то постоянная система взаимоотношений, которая не отражалась бы негативным образом на уровне жизни народа.

Идиллия ДЕДУСЕНКО

Наверх