МЕСТО ВСТРЕЧИ – НА ЭКРАНЕ
Когда из подмосковного санатория «Барвиха» пришла печальная весть о кончине выдающегося режиссера российского кинематографа, народного артиста РФ Станислава Говорухина, многие его коллеги сказали, что вместе с ним «ушла целая эпоха, которую уже никогда не вернуть», что это «была огромная личность, невероятно целеустремленный человек и замечательный художник, который останется своими фильмами в наших сердцах и в нашей памяти». В соболезновании Президента России отмечалось, что Владимир Путин считает Говорухина не только гениальным режиссером, но и активным и уважаемым общественным деятелем, который всегда имел собственную точку зрения на дела в нашей стране и работал для ее воплощения в жизнь.
Почётный гражданин Железноводска
Жители Ставропольского края имели возможность убедиться в том, с какой энергией и настойчивостью депутат Говорухин брался за решение общественных и социальных задач, когда избирался в Государственную Думу РФ от нашего региона. Вице-спикер Госдумы РФ наша землячка Ольга Тимофеева вспоминает, как они вместе работали, будучи сопредседателями движения Президента «Народный фронт «ЗА РОССИЮ»: «Вместе его формировали с нуля, стремились к тому, чтобы оно стало движением настоящих патриотов страны, неравнодушных граждан. Станислав Сергеевич и сам был таким во всем, чем занимался, поэтому смог собрать вокруг себя огромное число единомышленников».
Много лет Станислав Говорухин возглавлял Комитет по культуре в Государственной Думе РФ, ему удалось немало сделать для сохранения и укрепления культурного наследия в стране и, в частности, на Ставрополье. В Железноводске нуждалась в реконструкции Пушкинская галерея, и Станислав Сергеевич приложил усилия для решения этой проблемы.
В благодарность за его добрые дела ему присвоено звание «Почетный гражданин Железноводска».
В Пятигорске Говорухин принимал участие в спасении Дома Алябьева, а также запомнился тем, что возглавил проведение Фестиваля Книги на КМВ, будучи председателем Попечительского совета этого мероприятия культуры. На одной из пресс-конференций Станислав Сергеевич рассказал, как стал режиссером. Он уже получил диплом геолога, окончив Казанский университет, когда случайно оказался вблизи съемочной площадки. Увидел в кресле человека, который всем управлял, всеми распоряжался, а ему еще и кофе подносили! И он захотел оказаться на его месте.
Конечно, это была шутка. Тяга к искусству у него была с детства, но он рос без отца, с мамой-портнихой и бабушкой в таком маленьком городке и в такой бедности, что и мечтать не мог о работе в кино. Однако, как вспоминают однокурсники Говорухина, в университете «Слава участвовал в концертах, режиссировал праздничные вечера, писал сценарии». Студенты часто выезжали с концертами в составе агитационных предвыборных бригад в сельскую местность. Слава был общительным, веселым, любил музыку и книги, все тянулись к нему, особенно девушки, которые почти все были в него влюблены».
Легенда кинематографа
Студенческий опыт пригодился Станиславу Сергеевичу для работы на телевидении в Казани, куда он попал почти сразу после окончания университета. Новое дело осваивал с большим энтузиазмом в течение двух лет, а потом все-таки решил поступать во ВГИК на режиссерский факультет. К тому времени он уже был женат на актрисе местного театра Юноне Каревой. В 1961 году Говорухин уехал в Москву, жена с только что родившимся сыном Сережей осталась в Казани. Этот разрыв тяжело сказался на отношениях с сыном, который долгое время не мог простить отцу уход из семьи. Он тоже стал режиссером, но продолжал избегать встреч с именитым отцом. Лишь болезнь Сергея ненадолго сблизила их. Станислав Сергеевич часто навещал больного сына, заботился о нем и очень тяжело переживал его кончину.
Но до этого момента были интересная учеба во ВГИКе и успех фильма «Вертикаль» (1966), который тридцатилетний режиссер создал в год окончания вуза. Снявшийся в этой ленте Владимир Высоцкий так ему понравился, что потом он стал первым кандидатом на главную роль в телесериале «Место встречи изменить нельзя», ставшем настоящей легендой кинематографа.
Сценарий был написан по книге братьев Вайнеров «Эра милосердия» и рассказывал о нелегкой борьбе с бандитизмом в послевоенные годы. Идею создать сценарий подсказал Вайнерам Высоцкий, заявив, что пришел к ним «застолбить Жеглова». Его внешность не совпадала с высоким красавцем капитаном, каким Глеб Жеглов был в книге, но Высоцкий уверял и авторов, и режиссера, что лучше его Жеглова никто не сыграет, и оказался прав. Говорухин признался, что взял бы его на эту роль и без проб, но «это происходило в те времена, когда он еще ни разу не появлялся на телеэкране, а тут – такая одиозная фигура – в пятисерийном фильме!» Поэтому режиссер сделал еще несколько проб с уже известными артистами кино, и начальство убедилось, что лучше Высоцкого никого нет.
И вот все готово к съемкам на Одесской киностудии, где после окончания ВГИКа работал Говорухин. Но вдруг в первый же день после съемок, 10 мая 1978 года, в день рождения Марины Влади, когда они находились на даче у друга, она уводит Говорухина в другую комнату и умоляет… снять Володю с роли. Потом и Высоцкий тоже просит об этом, заявив, что не может «тратить год жизни на эту роль». Говорухин понял, что это они так выпрашивали возможность длительных отлучек Высоцкого, который теперь мог свободно ездить по миру, а значит, чаще бывать у Марины во Франции. Он пообещал Володе почаще его отпускать, но с роли не снял, отчего выиграли и артист, и режиссер, и кинофильм.
Очень точно были подобраны и другие исполнители, иногда их приходилось даже менять в процессе съемок, как это и произошло с Борисом Химичевым. Его утвердили на роль Фокса и начали снимать, но через некоторое время режиссер понял, что он слишком современный, не отвечает образу из того периода, о котором рассказывает фильм. Послали предложение Александру Белявскому, тот в это время благоустраивал свои шесть соток в деревне Ершово, но бросил мотыгу и прилетел.
На съемочной площадке Высоцкий и Белявский встретились лишь в конце сцены автопогони, до этого Фокс в кадре действовал, а голос Жеглова был слышен за кадром, он записывался отдельно в студии. Но в конце сцены, где Жеглов разбивает стекло «Фердинанда», чтобы выстрелить по «студебеккеру» с бандитами, артист уже должен быть в кадре. К этому времени вернулся из путешествия отдохнувший Высоцкий, ударил по стеклу, а оно оказалось 5-миллиметровой толщины и разбилось только с третьей попытки. Высоцкий сильно порезал палец, и ему пришлось отменить уже объявленный концерт, потому что он не мог играть на гитаре.
На главную женскую роль Вари, спутницы Шарапова, пробовались 12 актрис. Предложили ее и Ларисе Удовиченко, но она заявила: «Либо Манька-Облигация, либо я играть не буду!» И сыграла Маньку так, что ей приходили письма из тюрем: «Не горюй! Выйду – моей будешь!» Один даже прямо из зоны явился к ней домой – и пришлось вызывать милицию. В общем, сложностей и казусов на съемках этой замечательной ленты было много, но все это компенсировалось ее громким успехом и непреходящей любовью зрителей.
Романтика, мелодрама и публицистика
Одесской киностудии Станислав Говорухин отдал 10 лет, и это был расцвет его творчества. Он не был режиссером одного направления, работал всегда над тем, что его увлекало. И его творческий запал как бы передавался зрителю, поэтому мы с одинаковым интересом смотрели (и смотрим до сих пор!) романтические ленты «Жизнь и удивительные приключения Робинзона Крузо», «В поисках капитана Гранта», веселые «Приключения Тома Сойера и Гекльберри Финна», детектив по книге Агаты Кристи «Десять негритят», мелодрамы «Артистка» и «Пассажирка», полный протеста фильм «Ворошиловский стрелок» и многие другие.
Некоторые из этих кинолент создавались уже на «Мосфильме», куда Говорухин перешел в 1988 году. Его, предельно честного человека, волновало положение в стране, которая шла к своему развалу, хотя в 1990-м об этом мало кто догадывался. Зрителей потрясла вышедшая в этом году его кинопублицистика «Так жить нельзя», ставшая началом трилогии об общественном положении в России. Через два года вышел второй фильм на эту тему – «Россия, которую мы потеряли», а в 1994-м – «Великая криминальная революция». В трилогии отразились размышления автора о том, что, какой период ни возьми, его любимой родине все равно что-то мешает жить вполне счастливо. Мечты о свободе сопровождали ее из века в век, а «едва дали свободу, началась какая-то всеобщая дикость», говорит он в последнем фильме трилогии, имея в виду разгул криминала в 90-е годы.
Наверное, его деятельную натуру не могло устроить косвенное вмешательство в дела российские лишь посредством творчества, и Станислав Сергеевич включился в непосредственную работу на посту депутата Государственной Думы РФ. Несколько лет он ничего не снимает, и только в 2015 году появляется его художественный фильм «Конец прекрасной эпохи», снятый по мотивам повести Довлатова «Компромисс» в соответствии со временем в черно-белом варианте. А время «прекрасной эпохи» – это 60-е годы прошлого века, когда мы «в области балета впереди планеты всей», мы первые и в космосе, мы строим общество всеобщего благоденствия и верим в успех, но… Журналист, получивший задание написать о рождении 400-тысячного младенца, вынужден, по указанию редактора, проигнорировать «шоколадного», затем – еврея, интеллигента, пока не появился мальчик в рабочей семье, которого и «назначили» юбилейным. Действие происходит в Эстонии, куда журналист (и начинающий писатель) приезжает из Ленинграда с надеждой на возможность писать то, что думает, но это одна страна, Советский Союз, а значит, и установки одинаковые. «Не сойдясь во взглядах» и здесь, он возвращается в Ленинград.
На «Кинотавре», где Говорухин любил представлять свои новые фильмы, лента «Конец прекрасной эпохи» была награждена за лучшую режиссуру двумя статуэтками – «Золотой орел» и «Ника». Кинопремией «Ника» награждены и признанные лучшими фильмами года «Ворошиловский стрелок» (2000) и «Благословите женщину» (2004). Кинопремию «Ника» Говорухин получил также в 1991 году за фильм «Так жить нельзя» как лучший режиссер и сценарист. За некоторые работы Станислав Сергеевич получил признание и награды как продюсер. Но дело-то не в наградах, а в том, что его размышления о судьбе любимой страны находят живой отклик в сердцах зрителей.
Великого мастера не стало, и мы все скорбим вместе с его супругой Галиной Борисовной, которая прошла рядом с ним многие годы еще с тех пор, когда они познакомились на Одесской киностудии, где она работала на монтаже. Его не стало, но мы будем встречаться с ним на экране, потому что будут жить созданные им прекрасные фильмы, которые учат думать о судьбе страны.
Идиллия ДЕДУСЕНКО
Фото Виктора Нестеренко