№ 26 (3705) 04.07.2018

«ПЕВЧИЙ» ГОЛОС РОССИИ

«Мне горько, что замолчал ещё один «певчий» голос России, — сказал секретарь правления Союза писателей России, публицист Александр Бобров, комментируя сообщение о кончине поэта Андрея Дементьева. — Ушёл настоящий русский литератор в широком смысле этого слова. У него было высочайшее отношение к слову, к звучащему слову, к слушателям и читателям. И в этом плане он был для нас примером. Это горькая утрата для поэзии и для всей современной литературы».

История баллады

Его стихи появились в те годы, когда кумирами советских читателей, особенно молодежи, были Евтушенко, Рождественский, Вознесенский, Окуджава… Но если они увлекали гражданственностью, подчас очень острой, то голос Дементьева звучал не так громко, зато проникновенно. Каждому были близки стихи об отчем доме, «где у колыбели матери нам пели песню о любви», каждый мог сказать, что «свет родимых окон вечно не померкнет» для него. И когда молодой композитор Евгений Мартынов написал музыку на этот текст, то песню распевала вся страна.

Стихи Андрея Дементьева обладали удивительной напевностью, легко ложились на музыку, и его даже стали считать поэтом-песенником, на его тексты (всего их более ста) писали песни Владимир Мигуля, Раймонд Паулс, Оскар Фельцман и другие. Его содружество с Евгением Мартыновым было очень плодотворным. Кроме «Отчего дома», повсюду звучали трогательное признание «Я тебя своей Аленушкой зову», полная трагизма «Лебединая верность» и, конечно, потрясающая своей высокой эмоциональностью «Баллада о матери». Собственно, именно она и послужила началом творческого содружества. Вот как об этом и о создании баллады рассказывает сам автор: «Это было в Грузии. Пожилая грузинка увидела в кадрах военной кинохроники своего сына. Она увидела его молодым, двадцатилетним. Таким, каким она провожала его на фронт. Он пропал без вести. И уже много лет она все еще надеется увидеть сына. Я услышал об этом и так был потрясен, что весь день не мог успокоиться. И долго этот рассказ сохранялся в памяти, пока однажды я не написал стихотворение, которое называется «Баллада о матери». А через некоторое время в редакцию журнала «Юность» пришел молодой человек и представился Евгением Мартыновым. Он тогда только что окончил консерваторию. И показал мне песню на эти слова. Так родилась «Баллада о матери». Поэт перенес действие на русскую почву, мать кричит: «Алексей! Алешенька! Сынок!» Но это не имело значения, у матери нет национальности, любая из них долгие годы «все продолжает ждать, потому что верит, потому что мать». Вот это и было главной особенностью лирики Андрея Дементьева – в ней каждый находил что-то свое, близкое ему лично. И даже Президент нашей страны для поздравления женщин с праздником 8 Марта в этом году взял строки из стихотворения Дементьева «Я знаю, что все женщины прекрасны», как наиболее яркие, способные выразить уважение к их достоинствам.

Если «любовь убывает»

Песенное творчество сблизило поэта с нашим краем, он не раз бывал здесь, принимал участие в фестивале «Музыкальная осень Ставрополья». Одним из любимых его городов стал Кисловодск. Поэт посещал его при первой же возможности, потому что сюда его звала не только «радость сердца», но и общественная обязанность – Андрей Дмитриевич был председателем попечительского совета Дома-музея Шаляпина, где проходили встречи и другие мероприятия с его участием.

В Пятигорске он встречался со своими коллегами, и не только. Он не отказывался побеседовать с членом какого-либо любительского литобъединения, а если позволяло время, то и почитать его стихи, чтобы потом дать советы. Мне об этом рассказывали те, кому он помог.

И, конечно, здесь, в здании Театра музыкальной комедии, проходили встречи с поэтом. Мне довелось присутствовать на одной из них. Андрею Дмитриевичу было уже за восемьдесят, но он так быстро ходил по сцене, так живо реагировал на вопросы, что ему мог бы позавидовать и молодой человек. Он сам читал свои стихи, причем так выразительно, как не всякий бы артист это сделал. И в то же время слова его звучали доверительно, когда шла речь о таком всеобъемлющем чувстве, как любовь. «В любви мелочей не бывает», — считал он. Но это лишь одна строка из четверостишия, в котором отразилась целая гамма чувств, возникающих оттого, что «любовь убывает».

Ему ли этого не знать! Он был женат четыре раза и трижды чувствовал, когда наступает такой момент. Первой его женой была одноклассница Алиса, «блондинка ошеломляющей красоты», на которой он женился в 19 лет. Они почти не жили вместе, потому что он поступил в Литературный институт в Москве, а она работала кассиршей в Доме мод в Калинине. Через два года, когда они развелись, Алиса уехала из города. Второй раз поэт женился уже в 26 лет на Ирине, студентке английского отделения факультета иностранных языков пединститута. У них родилась дочь Марина, которая живет сейчас с семьей в Петербурге. Второй брак тоже распался, и в третий раз Андрей Дмитриевич женился, когда ему было уже за тридцать. Его женой стала отоларинголог Галина, красивая женщина, имевшая дочь Наташу от первого брака, которую Андрей Дмитриевич удочерил. Все это происходило в его родном городе Калинине (ныне Тверь), где поэт жил и работал в местной прессе после окончания Литинститута (1952 г.).

Семейная трагедия

В 1967 году Дементьевы переехали в Москву, где поэт получил квартиру. Через два года у них родился сын Дмитрий. К тому времени Дементьев был уже автором нескольких сборников стихов, к которым позже присоединились «Азарт», «Аварийное время любви», «Нет женщин нелюбимых», «Виражи времени», «Я живу открыто» и другие, всего на его счету более 50 книг. Стихи его переводились на разные языки мира. Успешно складывалась карьера – в 1972 году он стал первым заместителем главного редактора престижного литературно-художественного издания «Юность», а через 9 лет – главным редактором и проработал в этой должности 12 лет. При нем тираж журнала составлял 3 млн 300 тыс. экземпляров! В нем печатались произведения молодых талантливых поэтов и прозаиков. С конца 80-х годов Дементьев стал сотрудничать с телевидением, он вел такие передачи, как «Добрый вечер, Москва», «Клуб молодоженов», «Семейный канал», «Воскресные встречи».

Казалось бы, живи и радуйся. Но некоторое огорчение доставлял сын, который неважно учился в школе, потом долго не мог определиться с выбором профессии. Немного проучился на журфаке в МГУ, не окончил, служил в армии. Женился в 17 лет на девушке Лене, с которой вместе еще в детский сад ходил. Однако поэт чувствовал, что «не его это девушка», что брак не будет счастливым, несмотря даже на рождение сына Андрея. «Мои предчувствия оправдались, — признавался Андрей Дмитриевич в одном из интервью, — людьми они оказались совершенно разными, у них пошел разрыв, который заходил все дальше». Сам испытавший уже два фиаско в браке, он не хотел такой же судьбы сыну, но Лена все-таки ушла к другому. 26-летний Дмитрий застрелился у нее на глазах. Трагедия продолжилась через несколько лет: покинувшая его жена выбросилась с 12-го этажа. Их сын Андрей живет у бабушки Гали, третьей жены поэта, брак с которой продлился 27 лет, но тоже распался. В 19 лет внук поэта Андрей (полный его тезка) сыграл главную роль в ленте «Дерзкие дни», где его партнером был Гоша Куценко, затем снимался в 20-серийном телефильме «Барвиха». Возможно, его судьба окажется удачной.

На всю оставшуюся жизнь

Четвертый брак мог бы и не состояться, не окажись случайно около редакции журнала «Юность» только что окончившая школу девушка из Коломны. Она приехала поступать на журфак МГУ, где предпочтение отдавалось уже работавшим в этой сфере. Анне предложили временно заменить учетчицу писем, ушедшую в отпуск. Должность не творческая, но все же в журнале. Хоть и маленький стаж, а помог – Анна Пугач стала студенткой. Через некоторое время место освободилось, и девушке предложили постоянную работу. Она, не раздумывая, согласилась и перевелась на заочное отделение.

Анна сосредоточилась на том, чтобы перейти на творческую работу, стала писать статьи и первые полгода даже не была знакома с заместителем редактора, а увидела впервые известного поэта в телевизионной передаче «Песня года». Мартынов исполнил песню «Лебединая верность», затем на сцену вышел автор текста Дементьев. Однако должность учетчика писем так далека от руководства, что они еще долго не пересекались. Со временем Анна стала литературным сотрудником отдела писем, то есть начала профессиональную журналистскую деятельность. Ее публицистические статьи находили живой отклик у читателей, оценило их и руководство – Анну перевели на должность заведующей отделом критики. Перед тем, как поставить в номер спорное произведение, его читали все члены редколлегии, и довольно часто мнение Анны совпадало с мнением Дементьева.

Однако до близких отношений было еще далеко. Искра между ними пробежала, когда они были в совместной командировке во Франции, куда в составе делегации ездили на празднование столетия Эйфелевой башни. Денег на такси не было, и они, беседуя, долго шли по Парижу. Интересные беседы повторились, и Андрей Дмитриевич вдруг осознал, как близка ему духовно эта девушка, от которой его отделяют 30 лет. Он в очередной раз влюбился, да так сильно, что ушел к ней в маленькую квартирку с бритвой и зубной щеткой, оставив жене квартиру и все, что имел. Это уже была любовь на всю оставшуюся жизнь.

Во Франции Дементьев встретился с опальной Вишневской, книга которой «Галина» к тому времени вышла на многих языках, кроме русского. Он содействовал ее публикации в издательстве «Новости», написал к ней предисловие, что, наверное, «наверху» не очень понравилось. В 1991 году начались трения с ветеранами редакции журнала, которые не хотели принимать новых людей с новыми взглядами, а изменения в стране требовали перемен. Дементьев сложил с себя полномочия главного редактора и ушел из журнала, вместе с ним ушла и Анна. Они какое-то время поработали на телевидении, а потом уехали на пять лет в Израиль, где Дементьев работал главой ближневосточного представительства РТР. Колорит другой страны дал ему многое как поэту, он написал стихов на несколько книжек. Израиль произвел на него огромное впечатление, что позволило ему сказать: «И хотя еврейской крови нет ни в предках, ни во мне, я горжусь своей любовью к этой избранной стране». Возможно, сыграло свою роль и то, что для Анны это была, как говорится, «историческая родина», а он жену очень любил.

Вернувшись из Израиля, Дементьевы смогли купить трехкомнатную квартиру, и у Андрея Дмитриевича наконец-то появился кабинет, где он продолжал писать до последних дней. Сам много терявший в жизни, много переживший, он оставил своим читателям доброе напутствие: «Никогда ни о чем не жалейте вдогонку, если то, что случилось, нельзя отменить». Он верил, что жизнь обязательно поменяется к лучшему, и передавал эту веру своим читателям.

Идиллия ДЕДУСЕНКО

Фото сайта 2do2go.ru

Наверх