№ 27 (3706) 11.07.2018

ТУРОПЕРАТОРЫ В КРИЗИСЕ. СТОИТ ЛИ ПАНИКОВАТЬ?

Крах крупных туркомпаний может свидетельствовать о снижении уровня доходов россиян

Несколько старейших российских туристических компаний не последней величины оказались на грани финансовой несостоятельности. Заморожена и отменена масса путевок, а некоторые туроператоры и вовсе объявили о прекращении своей работы. Подобный коллапс уже случался в 2014 г., когда из-за разорения ряда туристических гигантов десятки тысяч отпускников остались ни с чем. Многие эксперты говорят, что сегодня мы наблюдаем повторение той ситуации, по крайней мере, нынешние серьезные трудности туркомпаний – это закономерные отголоски минувшего кризиса четырехлетней давности, от которого турфирмы так и не смогли оправиться окончательно. Но есть и другие мнения. Попробуем разобраться.

Кто кого футболит?

Итак, футбольная эйфория из-за ЧМ-2018 и грядущая пенсионная реформа на прошлой неделе несколько ушли в тень на фоне разгоревшегося скандала вокруг финансового падения сразу нескольких туристических организаций. Если быть точнее – семи, часть из которых объявила об аннулировании забронированных туров немного раньше, а на днях в их компанию влились и такие известные операторы, как «Натали Турс», «DSBW Tours», «Аврора БГ», принадлежавшая «Матрешке Тур», также практически «ушедшей в небытие».

Сами турфирмы объясняют случившееся по-разному, но в целом – в одном векторе. В частности, глава «Натали Турс» пояснил одному из федеральных изданий, что решающими факторами кризиса компании выступили ослабление рубля и снижение потребительского спроса на европейские туры, на которые преимущественно был ориентирован оператор. Последнее во многом стало следствием повышенного интереса наших соотечественников к чемпионату мира по футболу, проходящему в России. Клиенты, мол, передумали покидать летом родину в тот момент, когда та находится в самом центре спортивных событий. В результате эти причины в комплексе привели к тому, что туроператор был вынужден существенно сократить чартерную программу, а впоследствии зарубежные европейские партнеры один за другим стали отменять брони, поскольку у фирмы не хватало средств на исполнение договорных обязательств.

Примерно в этом русле — с акцентом на колебания валюты и уровня востребованности заграничных поездок среди клиентов — комментируют положение и другие руководители рухнувших турфирм.

Плохие прогнозы

Чиновники, между тем, не склонны драматизировать ситуацию. Так, в Ростуризме скептически относятся к якобы всеобщему глубокому кризису в туротрасли, в ведомстве отказываются характеризовать его как системный. Специалисты подчеркивают, что компании, которые сейчас испытывают определенные трудности, занимают незначительную нишу на рынке туриндустрии – не более 1-2% (всего в стране действует свыше 600 туроператоров). Среди причин нынешних проблем обанкротившихся или же близких к этому процессу турфирм в Федеральном агентстве по туризму называют неверно оцененную ими конъюнктуру, ошибочные прогнозы спроса, плоды чего, собственно, и приходится сейчас пожинать указанным туроператорам.

А вот разруливать последствия предстоит как раз Ростуризму: агентство уже создало оперативный штаб, куда вошли представители Роспотребнадзора, министерства иностранных дел и ассоциации «Турпомощь», которая, напомним, в кризисном 2014 году возвращала застрявших «за бугром» русских туристов обратно в Россию, на что ушли миллионы рублей. Сейчас ситуация не такая острая, по крайней мере, пока — как утверждают туроператоры, у их клиентов есть билеты на обратную дорогу. Те же, кто возвращается на родину регулярными рейсами, могут рассчитывать на компенсации затрат – от самих компаний или страховщиков. Отметим, по данным Ассоциации туроператоров России (АТОР), из-за краха турфирм в целом пострадает несколько десятков тысяч отечественных отпускников.

Эксперты АТОР, кстати, придерживаются мнения, что озвученные финансовые затруднения семерки туроператоров – следствие конкурентной борьбы на рынке, и не более того. Другие специалисты конкретизируют причины, сужая их до нечестной конкуренции и откровенного демпинга со стороны соперников по рынку, причем зачастую в ущерб качеству турпродукта.

В ожидании лучших времён

Многие же аналитики видят причинно-следственные связи в том, что в России наблюдается явный перекос в системе «спрос-предложение», когда количество компаний, специализирующихся на продаже заграничных турпутевок, просто зашкаливает, а вот россиян, имеющих возможность выехать на отдых за рубеж, становится все меньше. Это, конечно, расходится с официальными данными, согласно которым у нас растет как выездной, так и въездной туризм. Однако, если верить подобной статистике, возникает закономерный вопрос: о каком же дефиците финансовых средств тогда говорят туристические компании, оказавшиеся на краю финансовой пропасти по причине якобы своей неликвидности?..

В этом контексте правдоподобной выглядит версия, которую не многие решаются высказать, но которая на устах у большинства: клиентура турфирм резко сократилась именно из-за снижения доходов населения. Но даже если это и не так, то уменьшение спроса на загранпоездки объясняется далеко не только повышенным патриотизмом россиян в период мундиаля и вытекающим отсюда стойким нежеланием покидать страну в предвкушении футбольных зрелищ. Жители страны, в основной своей массе, скорее всего, заняли некую выжидательную позицию, решив отложить зарубежный отдых (а то и отдых вообще) до лучших времен, а пока затянуть пояса потуже и про запас — на случай возможных экономических пертурбаций. Способствовал же этому ряд неприятных в целом событий, среди которых вести о драконовской пенсионной реформе, сулящей обогащение в каком-то туманном будущем, и в первую очередь — весеннее падение рубля, приведшее, в том числе, к удорожанию проживания за границей, снижение реальных доходов населения и вытекающий отсюда спад его покупательской способности. Грубо говоря, у россиян попросту нет «лишних» денег на поездки «за бугор» — даже в таких относительно бюджетных направлениях, как Турция. А тем более на дорогостоящие путевки в европейские государства, на чем и «погорела», собственно, «Натали Турс»…

Поменяем ли ориентацию?

В связи с лихорадкой турфирм, специализирующихся на внешнем туризме, вновь на передний план вышла тема переориентации на туризм внутренний, Эксперты по данному поводу расходятся во мнениях.

Одни полагают, что вряд ли наши туркомпании смогут «завернуть в привлекательную обертку» предложения в сегменте отечественных курортов. А если и так, то и без того достаточно «кусачие» цены на путевки внутри страны подскочат в разы, ибо фирмы не преминут нажиться на выгодной ситуации безальтернативности.

Другие считают, что как раз текущие «непонятки» с европейскими и другими заграничными турами – отличный шанс популяризировать именно внутрироссийский туризм.

Третьи вообще говорят о том, что доверие к туроператорам в который раз подорвано, и население чуть ли не на сто градусов развернется в сторону самостоятельной организации своего отдыха. Эта практика, довольно распространенная за рубежом, постепенно становится и естественным трендом в российской туристической среде, тем более такой формат отличается своей относительной дешевизной, что важно в условиях понижения уровня доходов наших соотечественников.

Правда, эксперты акцентируют внимание на том, что в этом случае нужно помнить и о более высоких рисках, поскольку свобода передвижения автоматически выводит путешественника из разряда официального туриста и основных регламентов закона о туристической деятельности. А значит, в возможных неприятных ситуациях во время поездки вам придется разбираться лично, не рассчитывая ни на какие гарантии, компенсации и помощь со стороны.

Инга САМОЙЛОВА

МЕЖДУ ТЕМ

За первые полгода 2018 г. курорты Кавминвод, по предварительным подсчетам, посетит порядка полумиллиона отдыхающих. Без учета данных за минувший июнь, регион уже принял свыше 407 тыс. человек. Из них 20 тыс. – дети из разных уголков России. 18 тысяч туристов отдыхали в санаториях Кисловодска, Ессентуков, Пятигорска и Железноводска по льготным путевкам.

Приезжие должны помнить о том, что на территории Ставрополья в пилотном режиме действует закон о курортном сборе. Сумма платежа – 50 рублей в сутки с человека. Штраф за неуплату в разы выше – от 500 до 2000 руб.

За время действия эксперимента краевой бюджет за счет курортного сбора пополнился почти на 16 млн руб. Львиную долю этих денег «принес» Кисловодск – около 6 млн руб. Вырученные финансы направляются на благоустройство городов-курортов и улучшение их инфраструктуры. Так, например, уже известно о том, что на эти средства благоустроят Курортный бульвар и несколько улиц в Кисловодске, цветник в Пятигорске, Каскадную лестницу и часть терренкуров в Железноводске.

Всего за нынешний год в результате платежей туристов в качестве курортного сбора власти планируют получить около 180 млн руб.

ГЛАС НАРОДА

Илья К., офисный работник:

— Что-то все у нас трещит по швам. Власти говорят, что доходы россиян неуклонно растут, а туроператоры – что спрос на их услуги резко упал, то есть денег у народа на заграницу нет. Где правда, непонятно. В любом случае, мне кажется, это какой-то нехороший сигнал. Не сегодня-завтра после ЧМ-2018 из России уедут иностранные фанаты и вообще все будет грустно. Пелена праздника спадет, и мы очнемся, наконец – с пустыми огромными стадионами, зато с перспективой какого-то мифического долгожительства и псевдосчастливой старости с постоянно растущими пенсиями…

Дарья Ш., молодая мать:

— За границу, особенно в Европу, в основном ездят люди состоятельные, а нас, середнячков, вся эта шумиха вокруг кризиса туроператоров вообще не трогает. Как раньше — максимум, что могли себе позволить с мужем – российское побережье Черного моря, так и теперь, с рождением ребенка, на какие-то более дорогостоящие туры даже не заглядываемся.

Дмитрий Д., предприниматель:

— Стараюсь хотя бы пару раз в год отдыхать за границей, и никогда не сталкивался с какими-то проблемами. Видимо, везло. Теперь буду тщательнее изучать условия договора с турфирмами, чтобы в случае неприятностей понимать, какие можно предпринять действия.

Максим О., фрилансер:

— Не понимаю тех, кто обращается к туроператорам. Это сплошные рамки, ограничения и шаблоны. А путешествие предполагает свободу. Много раз бывал за границей, в том числе в странах Европы, отправлялся туда, что называется, своим ходом. Если знаешь языки и хотя бы немного изучаешь место, в которое едешь, разрулишь сам любую проблему.

Наверх