КАК ОТКАЗАТЬСЯ ОТ СТРАХОВКИ И ВЕРНУТЬ СВОИ ДЕНЬГИ?
Страховой полис не убережет вас от беды, но даст осознание, что в случае неприятностей у вас есть финансовая страховая подушка безопасности. Страховку оформляют для спокойствия и уверенности, что смогут минимизировать риски: избавиться от трат на медицинские услуги (ДМС), не так сильно переживать за оставленную во дворе машину (КАСКО), не сильно расстраиваться из-за затопленной соседями квартиры (страхование имущества).
Обязательных видов страхования в России немного: медицинское (ОМС); пенсионное; ОСАГО; страхование ответственности для бизнесменов, а также для нескольких групп профессионалов (например, нотариусов, депозитариев, кадастровых инженеров, оценщиков, арбитражных управляющих или таможенных представителей). Все остальные виды страхования – добровольные, и должны заключаться по желанию человека. Среди них, например, страхование имущества, рисков, жизни и здоровья.
При этом не все знают, что имеют законное право отказаться от купленного полиса добровольного страхования в течение так называемого периода охлаждения. То есть когда вы «остыли» к предложению страховщика и попросту передумали, решили избавиться от ненужной, неподходящей или навязанной вам страховки, вы можете вернуть полис. И, что самое важное, вернуть себе уплаченные деньги – полностью или большую их часть. Это право обеспечил Банк России как регулятор, в том числе, страхового рынка. Если раньше «период охлаждения» длился минимум 5 рабочих дней, то с 1 января 2018 года по инициативе Банка России этот срок вырос минимум до 14 календарных дней. «Минимум» означает, что страховые компании могут продлить этот срок по своему усмотрению, но не сократить.
Если договор страхования еще не вступил в силу, вы имеете право вернуть полную стоимость полиса. Если страховка начала действовать, но страховой случай еще не наступил, то вам должны вернуть назад почти все уплаченные вами деньги (за вычетом части страховой премии, пропорционально количеству дней, которые прошли с начала действия договора). А если страховка уже действует и страховой случай наступил, то вернуть полис вы не сможете, зато получите причитающуюся по нему выплату.
Обратите внимание, что воспользоваться «периодом охлаждения» и вернуть свои деньги можно, только если вы заключали договор как физическое лицо (не как организация), а полис страхования был добровольным (не обязательным, как, например, ОСАГО). Также вы не сможете отказаться от полиса страхования выезжающих за рубеж, если в правилах вашей страховой компании не указано иное.
Как вернуть деньги за ненужный или навязанный полис?
В первую очередь необходимо подать письменное заявление об отказе от полиса в свою страховую компанию. Это можно сделать лично в офисе или отправить по почте. Обратите внимание, что при этом необязательно использовать специальные бланки вашей страховой компании – такое заявление можно написать и в свободной форме на обычном листе бумаги.
Вместе с заявлением нужно предоставить паспорт или другое удостоверение личности, или нотариальную доверенность (если вы представляете интересы другого человека). Кстати, если страховая компания потребует от вас приложить оригинал договора страхования и квитанцию его оплаты – вы должны будете это сделать.
Если вы хотите получить деньги на счет, не забудьте указать банковские реквизиты. Деньги вам обязаны вернуть в течение 10 рабочих дней со дня получения письменного заявления и пакета необходимых документов.
Если же вы столкнулись с нарушениями в работе страховой компании, обращайтесь с жалобой в Банк России. Сделать это можно в разделе «Интернет-приемная» на сайте www.cbr.ru, а также направив письмо в отделение по Ставропольскому краю Южного главного управления Банка России по адресу: 355035, г. Ставрополь, ул. Ленина, 286.