№ 39 (3718) 03.10.2018

ЕЙ ПОКОРЯЮТСЯ ВСЕ РОЛИ

ЕЙ ПОКОРЯЮТСЯ ВСЕ РОЛИ

Инне Чуриковой исполняется 75 лет, но у большого таланта возраста нет

Впервые я увидела ее в фильме режиссера-сказочника Александра Роу «Морозко», где она исполняла роль грубой, жадной и капризной Марфушки, яростно кричавшей: «Хочу жениха! Хочу богатство! Хочу! Хочу! Хочу!». По сравнению с ней тихая, скромная дочь старика Настенька, красавица с огромными ясными глазами, выглядела неприметной девочкой.

Дорога к сцене

Экранная сказка, вышедшая в 1964 году, с успехом прошла по всему миру и получила Гран-при на Венецианском фестивале в 1965-м. Немалая часть этого признания пришлась на долю исполнительницы роли Марфушки Инны Чуриковой. Посол Чехии Ярослав Башта вручил ей серебряную медаль Масарика. Талант актрисы был настолько очевиден, ярок, что ее стали приглашать на съемки другие режиссеры. В то время она и мечтать не могла о таком успехе, просто работала в московском ТЮЗе, потому что не представляла для себя никакого другого более интересного дела, чем сцена.

Актрисой Инна хотела стать с раннего детства. Она, как и многие девочки, мысленно примеряла на себя наряд принцессы, хотя ее внешность и не соответствовала такому образу. Мать будущей актрисы никак не способствовала желанию дочери, но и не возражала. Она была далека от искусства и занималась любимым делом в Московском ботаническом саду, постепенно поднимаясь по карьерной лестнице. До того, как обосноваться в Москве, Елизавета Захаровна была замужем за агрономом Михаилом Кузьмичом Чуриковым, жила в маленьком башкирском городе под названием Белебей, где 5 октября 1943 года у них родилась дочь. Вскоре после этого супруги развелись, и малышка вместе с матерью долго кочевала по стране, пока Елизавета Захаровна не попала в столицу, где обосновалась и доросла до звания профессора, став доктором биологических наук.

Девочка сама нашла дорогу к сцене, в девятом классе она начала посещать молодежную студию при Московском драматическом театре имени Станиславского. Окончив десятилетку, Инна ринулась в Школу-студию МХАТ, подготовив по совету матери стихотворение Пушкина, которое, опять же по ее совету, читала с закрытыми глазами. Услышав смех, открыла глаза и поняла, что провалилась. Такая же участь ждала ее и в Щепкинском училище. Но Инна не сдавалась, тщательно готовилась уже с другими текстами и поступила в Щукинское училище на курс Павла Цыганкова и Леонида Волкова. Училась старательно, закончила учебу с красным дипломом, а распределение получила… на Камчатку. Тут уж вмешалась мама-профессор, и дочь осталась в столице.

Инна пошла искать работу. Несмотря на диплом с отличием, на то, что, еще будучи студенткой, снялась в небольших ролях в лентах «Тучи над Борском» и «Я шагаю по Москве», в Театр сатиры, куда ей очень хотелось, Чурикову не взяли. Отказали ей и в Театре Ермоловой, тоже «из-за нестандартной внешности». Вместе с друзьями из своего училища Инна пошла на кастинг в Московский ТЮЗ, где ее, наконец, включили в состав труппы. Мало кто знал тогда, что Чурикова снялась также в сказке «Морозко», о которой громко заговорили только в 1965 году. Снималась она в нем еще студенткой. На роль Марфушки Роу пригласил сначала артистку Тамару Носову. Но как-то в коридоре института с Инной столкнулась ассистент режиссера и посоветовала ему попробовать ее на роль Марфушки. На пробах студентке пришлось соревноваться с более опытной и талантливой актрисой. Инна так хотела сниматься, что не щадила зубов, когда грызла орехи, и победила в этом «соревновании». Съемки проходили под Мурманском, было очень холодно, и Чурикова, сидя под елкой в ожидании Деда Мороза, действительно чуть не замерзла, так как оператор очень долго устанавливал свет. А когда настал черед грызть яблоки, оказалось, что в корзинке лежал лук, пришлось грызть его, делая вид, что это яблоки. Вместо молока, которым по сценарию она должна запивать фрукты, ей дали сильно разбавленный молочный продукт. И на настоящей свинье пришлось прокатиться. Но Чурикова так дорожила возможностью закрепиться в кино, что все выдержала. Тем более что в театре давали играть только зверюшек, а самой заметной ролью была Баба Яга.

Соединились две судьбы

Как говорится, нет худа без добра. Инна лишь изредка участвовала в театральных постановках, а все остальное время у нее занимали киносъемки. 1966 год, можно сказать, перевернул ее жизнь. Она снялась в фильме «Неуловимые мстители» в роли Белокурой Жози и вместе со всем составом разделила выпавший на него успех. В то же время начинающий ленинградский режиссер Глеб Панфилов готовился к съемкам своего дипломного проекта под названием «В огне брода нет», для которого сам написал сценарий. За полгода он обошел в своем городе все театры и киностудии в поисках актрисы на главную роль – скромной девушки, художницы-самородка, санитарки военного поезда, действовавшего в годы Гражданской войны, Тани Теткиной, но так никого и не нашел. Были пробы с разными артистками, но они его не удовлетворяли. В гости к нему из столицы приехал Ролан Быков, прочитав сценарий, сказал, что в московском ТЮЗе есть подходящая актриса. Панфилов отправил туда своего помощника, и тот подтвердил, что такая актриса есть, сценарий ей понравился, она готова приехать. Через день Панфилов вошел в свой павильон и замер от неожиданности: перед ним сидела… Таня Теткина, такая, какой он ее себе представлял. Съемки проходили в 1966 году, но на экран лента попала только в 1968-м, ее застопорила цензура. «Наверху» сочли, что сцены, отражающие трудности голодных лет становления новой власти, поданы слишком реалистично, не понравилась там и нестандартная внешность главной героини. Когда же фильм все-таки вышел, он имел громкий успех у зрителей и критики.

Для режиссера и исполнительницы главной роли эта лента оказалась тем связующим звеном, которое соединило не только их творчество, но и судьбы. Инна влюбилась в режиссера, но на взаимное чувство сначала и не надеялась. Глеб Анатольевич был женат, имел сына Анатолия и пока не помышлял о серьезных переменах, однако мысленно все время возвращался к талантливой актрисе. Задумав снять фильм «Начало», он никого, кроме Чуриковой, не видел в роли главной героини – скромной ткачихи Паши Строгановой, ставшей начинающей актрисой, которая должна была сыграть роль легендарной Жанны д’Арк. В 1970 году лента вышла в прокат, ее высоко оценили как зрители, так и критики. По опросу журнала «Советский экран», Чурикова была названа лучшей актрисой года, получила приз «Золотой лев св. Марка» на ежегодном Венецианском кинофестивале, а также в Болгарии была признана лучшей зарубежной актрисой.

Работа над фильмом «Начало» так сблизила Панфилова и Чурикову, что они поженились. Вскоре у них родился сын Иван. Зная, как тяжело добиться признания, родители, беседуя с ним, уводили его от мысли посвятить себя служению искусству. Они боялись, что он может затеряться среди миллионов никому не известных тружеников сцены или кинематографа, поэтому по их совету Иван поступил в МГИМО. Он стал юристом-международником с отличным знанием английского языка, но занялся тем, что открыл ресторанный бизнес. Однако тяга к кино не проходила, отец снял его в одном из своих фильмов, дав сыну возможность почувствовать себя актером. Съемки только укрепили стремление Ивана к этой профессии, он забросил свой бизнес и поступил в Лондонскую академию, где обучают искусству театра и кино. В его планах попробовать себя в качестве режиссера.

Больше полувека на экране

Семейный союз Чуриковой и Панфилова, которому уже полвека, оказался удачным и в творческом отношении. Глеб Анатольевич снял целый ряд фильмов, получивших высокую оценку у критиков, и в девяти из них главной исполнительницей была его жена. В «Теме» она стала скромным экскурсоводом музея, в «Валентине» — матерью непутевого Пашки, главного героя ленты. Затем последовали классические роли в экранизациях «Васса», «Мать»… В 2008 году вышел киновариант спектакля «Без вины виноватые», где Инна Михайловна играла в паре с сыном Иваном, она – Кручинина, он – Незнамов. Именно после этого Иван и уехал в Лондон, но прежде он еще помогал отцу и матери в работе над сценарием киноверсии «Романовы. Венценосная семья».

Чурикова снималась не только в работах мужа, но и у многих других режиссеров, воплощая самые разные образы. Давно ушли в прошлое героини типа Тани Теткиной и Паши Строгановой. Инна Михайловна доказала, что не обязательно иметь яркую внешность, чтобы сыграть светскую даму, как в ленте «Тот самый Мюнхгаузен», или даже саму царицу Анну Иоанновну в «Тайнах дворцовых переворотов». Но ей всегда больше всего удавались образы современниц, в которых отражались все контрасты нашей жизни, полные драматизма и комичности. Одной из вершин ее таланта стал образ Веры Николаевны, жены Александра Нетужилина, влюбленного в другую женщину, в фильме Петра Тодоровского «Военно-полевой роман». Потом последовали ее интересные работы в лентах «Плащ Казановы», «Год собаки», «Благословите женщину», «Ширли-мырли», «Московская сага», «Узкий мост», «Винтовая лестница», «Хранить вечно», «В круге первом»… Всего в списке ролей киноактрисы Чуриковой более 40 фильмов, а ее кинокарьера продолжается уже 55 лет.

Есть у Инны Михайловны и общественное признание. С 2007 по 2009 год она была президентом Международного кинофестиваля имени Тарковского «Зеркало», является членом Российской академии кинематографии «Ника», которая награждает актеров за лучшие работы, и сама обладает множеством премий и наград.

Благодарность… за талант

Произошли перемены и в театральной судьбе Чуриковой, которая поначалу складывалась так неудачно. Отработав три года в московском ТЮЗе, где только однажды получила заметную роль в спектакле «За тюремной стеной», Инна Михайловна оставила его и несколько лет участвовала только в киносъемках. Но в 1974 году художественный руководитель «Ленкома» Марк Захаров предложил ей главную женскую роль в пьесе «Тиль», написанной Григорием Гориным по роману Шарля де Костера «Тиль Уленшпигель», и она согласилась. После ее успешного выступления в этом спектакле Чурикова вошла в труппу «Ленкома» и до сих пор является ведущей актрисой театра.

Здесь, как и в кино, последовали одна удача за другой: женщина-комиссар в «Оптимистической трагедии», Офелия в «Гамлете» в постановке Тарковского и Гертруда в том же спектакле в постановке Панфилова, Мамаева в «Мудреце» по Островскому, Аркадина в чеховской «Чайке», Филумена Мартурано в «Городе миллионеров» — спектакле, созданном по пьесе Эдуардо де Филиппо, Алиенора в «Аквитанской львице», бабушка в спектакле «Ложь во спасение»… Персонажи самые разные, но Чурикова обладает замечательной способностью к перевоплощению. Как говорят коллеги и критики, этой самобытной актрисе покоряются любые роли, ее виртуозная игра вызывает восхищение. Марк Захаров ни разу не пожалел, что пригласил ее в свой театр. Он говорит: «Я бесконечно благодарен Инне Михайловне за наш долгий совместный путь. Я многому научился у этой великой актрисы. Ее божественные импровизации, где высокая трагедия парадоксальным образом соседствует с комедийной стихией, легли в основу многих спектаклей «Ленкома». Спасибо».

Послезавтра Инне Михайловне Чуриковой исполнится 75 лет, но у большого таланта возраста нет, и эта замечательная актриса еще долго будет радовать зрителей своим искусством.

Идиллия ДЕДУСЕНКО

Наверх