№ 40 (3719) 10.10.2018

ПОЛЖИЗНИ НА «КАПИТАНСКОМ МОСТИКЕ»

В 85 Марк Захаров полон творческих сил

13 сентября выдающемуся российскому режиссеру театра и кино Марку Анатольевичу Захарову исполнится 85 лет, и 45 из них он является художественным руководителем легендарного «Ленкома». Завидное долголетие на подобном посту!

Детство без отца

Марк с раннего детства знал, что такое сцена. Мальчик родился в Москве в голодном 1933 году, но, как ни трудно было, работали профессиональные театры и коллективы художественной самодеятельности. Мама Марка, Галина Сергеевна Бардина, училась в театральной студии Юрия Завадского, мечтая стать актрисой. Однако ей пришлось расстаться с мечтой через год после рождения сына, так как в семье случилось большое несчастье – «за контрреволюционную деятельность», по 58-й статье, арестовали ее мужа, приговорив к трем годам работ на лесосплаве. Правда, пробыл он там недолго, но возвращаться в столицу ему запретили. Мама отправилась к нему в ссылку, а ребенок остался на попечении бабушки, Софьи Николаевны Бардиной, которая работала заведующей детским домом. Здесь же, при детдоме, у нее была квартира, где они жили. Вскоре сюда вернулась мама, так как мужа перевели на поселение в Рязань, и он мог иногда приезжать на побывку к семье.

Уже повзрослев, Марк пытался понять, в чем же состояла вина отца, который во время революции учился в Воронежском кадетском корпусе, но вступил в ряды красноармейцев и защищал в боях новую власть, а потом был простым преподавателем физкультуры. Но в детстве он просто радовался, когда отец, которому все еще не разрешалось жить в столице, приезжал на пару дней. «Счастливые моменты детства как раз и связаны для меня с этими короткими побывками», — признается Марк Анатольевич. На какое-то время отец вернулся в Москву, началась война, и он, призванный в армию, служил в частях, охранявших столицу. В мирное время вернулся к своей профессии и подрабатывал разгрузкой вагонов на товарной станции. В 1949 году отца снова выслали из столицы, и он долгое время жил в Киржаче Владимирской области. Все это в дальнейшем отразилось на судьбе самого Марка.

Со второй попытки

Мать фактически в одиночку растила и воспитывала сына. Она руководила детскими драматическими кружками, и Марк часто принимал участие в самодеятельных постановках, что ему, как любому ребенку, нравилось. Подростком он ходил в Дом пионеров и выступал в любительских спектаклях вместе с другим будущим режиссером – Андреем Тарковским. По окончании школы Марк решил приобрести по-настоящему мужскую профессию и попытался поступить в инженерно-строительный институт, однако не набрал нужное количество баллов. Подал документы в Военно-инженерную академию – туда его не приняли из-за судимостей отца.

Галина Сергеевна, лишившаяся возможности осуществить свою мечту о сцене, посоветовала сыну подать документы в театральный вуз. Она убедила его тем, что якобы видела вещий сон, предсказывавший сыну большое будущее, и сама стала готовить к поступлению в Школу-студию МХАТ. Марк выучил «Вересковый мед» Бернса в переводе Маршака и читал его на экзамене, как ему казалось, с большим энтузиазмом, очень громко, рассчитывая на особый эффект. На приемную комиссию это не произвело никакого впечатления, его не приняли. Сам Марк, может быть, и сдался бы, но Галина Сергеевна тут же сориентировала его на ГИТИС, куда он стал готовить «Песню о купце Калашникове» Лермонтова. Вторая попытка увенчалась успехом. На этот раз его приняли в мастерскую И. Раевского и Г. Конского. Со второго курса Марк стал исполнять небольшие роли в театрах им. Ермоловой и им. Маяковского, что, конечно, являлось хорошей дополнительной школой мастерства.

За любимым в Пермь

Однако студента волновало не только театральное будущее. Кто же в эту пору не влюблялся? На курсе годом младше Марк приметил девушку, вокруг которой все время крутились ухажеры. Нина Лапшинова поступила в ГИТИС по совету руководителя драмкружка в Станкостроительном институте, где она поначалу училась и принимала участие в самодеятельности. Нина отвечала за выпуск институтской стенгазеты. Узнав, что Марк умеет рисовать карикатуры, подошла к нему с просьбой, а он отказался. Тогда она взмолилась: «Захаров-Презахаров, пожалуйста, нарисуй карикатуру!» И вдруг его словно током ударило: это же его судьба стоит перед ним, его вторая половинка! Только виду не подал, ухаживать за ней не стал, почему-то думал, что эта предназначенная ему женщина никуда не денется. Даже после того, как однажды Нина попросила его проводить ее домой и они впервые поцеловались. Лишь увидев, как Нина идет под ручку с венгерским студентом, понял, что ему придется приложить усилия, чтобы завоевать ее. Марк стал оказывать ей такие знаки внимания, что Нина перед ним не устояла. Правда, совместная жизнь была еще впереди – Марк заканчивал учебу на год раньше нее, в 1955 году он получил диплом и распределение в Пермь, куда и поехал. Через год Нина, как и он, тоже коренная москвичка, присоединилась к нему. В Перми они расписались и прожили потом вместе 58 лет, их разлучила лишь ее смерть в 2014 году.

В провинциальном театре Нина быстро добилась успеха, но все же не находила для себя достойных ролей. Она скучала по Москве, по родным и стала уговаривать мужа вернуться в столицу. Отработав положенные три года, супруги уехали из Перми и поселились в трехкомнатной московской квартире у родителей Нины. Надо было устраиваться на работу. Для Нины Тихоновны двери были открыты, ее приглашали сразу в несколько театров, но она ставила условие, чтобы вместе с ней взяли и супруга. Это ставило Марка Анатольевича в неловкое положение, ущемляло мужские амбиции. Он брал верх в другом – обеспечивал семью материально. У него всегда водились деньги, так как, получая зарплату артиста Театра им. Гоголя, куда они с женой устроились, прибыв в Москву, он еще рисовал карикатуры для столичных журналов, за что неплохо платили, а также прирабатывал на радио, организовывал капустники, пробовал писать юмористические рассказы. Этот опыт позже помогал ему создавать собственные литературные интерпретации различных постановок. А однажды благодаря своей писательской способности Захаров выручил коллегу – это он сочинил трогательные письма товарища Сухова Катерине Матвеевне для фильма Владимира Мотыля «Белое солнце пустыни».

Настоящее призвание

Коллеги отмечают одно из замечательных качеств Марка Анатольевича – честность во всем, и прежде всего перед самим собой. Проработав на московской сцене пять лет, он осознал, что не обладает большим артистическим дарованием, к тому же лицедейство его и не очень-то увлекало, а вот попробовать себя в качестве режиссера давно хотелось. Он чувствовал, что в этом его настоящее призвание. У него был уже небольшой опыт – в Перми он вместе с Чекмаревым поставил один спектакль. На московской сцене по-дружески давал актерам такие советы, к которым они прислушивались. И в 1964 году он ставит в Студенческом театре МГУ спектакль по пьесе Шварца «Дракон». Постановка оказалась настолько удачной, что о ней заговорила вся Москва, следствием чего стало приглашение Захарова в Театр сатиры. В 1965 году он поставил здесь «Доходное место» А. Островского. Спектакль шел 40 раз(!) и с непременным успехом. Не менее громкая судьба была и у поставленной им комедии «Банкет».

В 1973 году Марка Анатольевича назначили художественным руководителем и главным режиссером Московского театра имени Ленинского комсомола, который потом переименовали в «Ленком». И вот уже 45 лет он стоит на «капитанском мостике» легендарного театра, где практически любой спектакль становится событием. Сам главный режиссер считает, что успех «Ленкома» держится на том составе артистов, который сложился за несколько лет. Он сам его формировал. Заметив талантливого актера в другом театре, Захаров «перетаскивал» его к себе. И на сцене «Ленкома» блистали Александр Абдулов, Олег Янковский, Леонид Броневой… Более сорока лет назад по приглашению Захарова пришла сюда великая Инна Чурикова. На этой сцене получили любовь зрителей Николай Караченцов, Александр Збруев, Дмитрий Певцов, Андрей Соколов… Захаров гордится тем, что ему удалось собрать такую «команду артистов», которая способна сделать сенсацию из спектакля, какими были и остаются «Звезда и смерть Хоакина Мурьеты», «Юнона и Авось», «Оптимистическая трагедия», «Поминальная молитва», «Город миллионеров» и другие.

Смелые решения

К сожалению, игру актеров «Ленкома» непосредственно на сцене театра удается увидеть в основном жителям столицы и Московской области, да еще в тех городах, куда коллектив может приехать на гастроли. Но мы многих из них хорошо знаем по их ролям в кино, в том числе в тех фильмах, которые ставил сам Марк Анатольевич. В некоторых его лентах исполнители главных ролей – актеры «Ленкома», как это было, например, в фильме «Тот самый Мюнхгаузен», где играли Олег Янковский, Инна Чурикова, Леонид Броневой, Александр Абдулов… Или это те актеры, с которыми он прежде работал в Театре сатиры, как, например, Андрей Миронов, Анатолий Папанов, снимавшиеся у него в «12 стульях». Вообще-то было смелым его решение снять этот фильм вслед за известным режиссером-комедиографом Гайдаем, да еще превратить известное всем произведение Ильфа и Петрова в мюзикл, но публика приняла его с удовольствием.

Марк Анатольевич любит и не боится экспериментировать, поэтому через пару лет после «12 стульев», в 1978 году, появилась еще одна его лента, в которой соединились музыка и философия, это вполне реалистичная и очень веселая сказка «Обыкновенное чудо», созданная по пьесе Евгения Шварца. Позаимствовав сюжет из мрачного произведения Алексея Толстого, Захаров создал в 1984 году практически комедию «Формула любви», полную ярких, незабываемых сцен вроде эпизода, где Александр Абдулов и Семен Фарада исполняют песню «Уно моменто» якобы на итальянском языке. Даже вполне серьезное повествование о том, что люди «не способны выдавить из себя рабов», ставшее темой для его фильма «Убить дракона», вышедшего в 1994 году, увлекает зрителей захаровской экспрессией.

В свое время Захаров не взял в свой театр жену, сказав, что он с ней живет, а не работает. А вот дочь, родившаяся в 1962 году, выросшая за кулисами и окончившая потом Щукинское училище, является одной из ведущих актрис «Ленкома». Правда, до этого Марк Анатольевич 12 лет держал ее в массовке или на незначительных ролях. Кто-то считает, что карьеру Александра сделала благодаря папе, а кто-то видит в ней несомненный талант. Как бы ни разнились мнения, а зрители сами могут сделать выводы об игре Александры Захаровой хотя бы по тем фильмам, в которых она снималась в главных ролях, – это «Тонкая штучка», «Криминальный талант», «Убить дракона», «Дом, который построил Свифт», «Формула любви», «Мастер и Маргарита».

В отличие от творческой личная жизнь Александры не удалась. Не везло ей еще в студенчестве. Было несколько влюбленностей, которые браком не завершились. На съемках фильма «Криминальный талант», где Александра играла юную авантюристку, у нее завязался бурный роман с режиссером Сергеем Ашкенази, который был на 12 лет старше нее, но потом они расстались. Сохраняя с актрисой дружеские отношения, Ашкенази пригласил ее в свой фильм «Заложница», где она и снялась, находясь в романтических отношениях уже с другим человеком. Пришедший в «Ленком» молодой талантливый артист Андрей Соколов сначала увлекся Сашей, но быстро отошел. Замуж Александра все-таки вышла уже в 30 лет. За известного всем по многим фильмам Владимира Стеклова, который какое-то время работал в «Ленкоме». Они прожили около девяти лет, а потом разошлись. Детей у Александры нет, свою нежность она отдает любимым собачкам, а силы и талант – работе. Вместе с отцом Александра Марковна встречает его юбилейную дату. 85 лет, конечно, далеки от начала, но по всему видно, что у мэтра театра и кино еще много сил и фантазии, чтобы порадовать зрителей интересными спектаклями и фильмами.

Идиллия ДЕДУСЕНКО

Наверх