И НЕ ЗНАЛИ Б МЫ «НЕЗНАЙКИ»
Николай Носов не сразу пришел к литературному творчеству
Мы все выросли на его книгах, и наши дети, внуки, правнуки тоже их читают, и будут читать еще многие поколения. Потому что книги Николая Носова учат всему доброму, а главное, тому, как стать хорошим человеком.
В поисках профессии
Чтобы узнать, почему Николай Николаевич стал писать рассказы и повести для детей, нужно… заглянуть «на дно колодца», где хранятся его детские впечатления. Он так и назвал книгу о своей жизни: «Тайна на дне колодца». Но к ней вели многие годы, поначалу никак не связанные с литературой.
Родился будущий писатель 23 ноября 1908 года в Киеве, 110 лет назад, этот замечательный юбилей и стал поводом для воспоминаний о нем. Отец его был артистом эстрады, и Коля любил ходить на представления с его участием. Родители подумали, что он тоже хочет стать артистом, и купили ему скрипку. Но овладеть игрой на этом инструменте мальчик так и не смог – не хватило терпения, да ему и в голову не приходило пойти по стопам отца, у него были другие интересы. В семье, где было четверо детей (еще два мальчика и дочь), Николай шел вторым после старшего брата Петра. Хотя родился он в Киеве, семья жила не в столичном городе, а близ него, в Ирпене. Здесь Коля учился в гимназии. Сначала у него было стойкое отвращение к самому процессу обучения, он даже однажды остался на второй год. Но потом услышал, как один из преподавателей на вопрос, как Носов учится, ответил: «Ничего». Что-то в душе его «переломилось», совесть что ли проснулась, он стал лучше учиться. И многие персонажи его книг менялись в лучшую сторону, ведь очень важно осознать свои ошибки и не повторять их.
Детство Николая Николаевича пришлось на очень трудные годы Первой мировой и Гражданской войн. Их семья бедствовала, и 14-летний Николай вынужден был подрабатывать – копал землю, торговал газетами, возил бревна, косил траву… В общем, брался за любую работу и продолжал учиться в гимназии, которая в 1917 году была преобразована в школу-семилетку.
Став постарше, Коля сильно заинтересовался химией. Настолько сильно, что создал на чердаке своего дома настоящую лабораторию, где проводил опыты. А химия привела его еще к одному интересному делу – к фотографии. У него был старенький фотоаппарат, который он чуть ли не своими руками смастерил, и мальчик с огромным удовольствием снимал на пленку любимые места, родных, друзей. Но в 1924 году школьные годы закончились, и Николаю пришлось стать чернорабочим на бетонном заводе в Ирпене, а потом на частном кирпичном заводе в городе Буча. Такая работа ему, конечно, не нравилась, он все-таки хотел связать свою судьбу с химией, которую считал, по его выражению, «наукой из наук». Попытался поступить в Киевский политехнический институт, но его не приняли, так как у него не было среднего школьного образования. Тогда он решил использовать свое увлечение фотографией и, поступив в вечернюю школу, стал готовиться на киноотделение Киевского училища живописи и ваяния, куда его и приняли в 1927 году. Через два года перевелся в Московский институт кинематографии. Окончив его в 1932 году, начал работать постановщиком и режиссером учебных, научных и мультипликационных фильмов в студии «Союзкино». Тогда он считал, что окончательно определился с профессией, и даже не помышлял о литературной деятельности.
Из режиссёров в писатели
Как и положено взрослому мужчине, Николай Николаевич женился. Его избранницей стала девушка Елена, которая в 1931 году родила сына Петю. На работе все считали Носова хмурым, неприветливым человеком с трудным характером, а дома он был совершенно другим, особенно когда общался с сыном. Он извлекал из памяти детские воспоминания и сочинял для Пети разные интересные истории. В своей автобиографической повести «Тайна на дне колодца» он писал, что, будучи четырехлетним малышом, воспринимал окружающие его вещи живыми, умеющими что-то чувствовать: «Вот сутулый с выдвинутыми вперед плечами огромный, чуть ли не до потолка ростом, шкаф. Он стоит, подпирая своей широкой плоской спиной стену, погрузившись в какую-то свою глубокую, бесконечную думу. От него немного добьешься слов. Если он и произнесет что-нибудь на своем скрипучем, непонятном для меня языке, то лишь когда открывают дверцы, чтоб достать что-нибудь из одежды, хранящейся в его недрах». Буфет, на его взгляд, был более легкомысленным и даже франтоватым существом – верхние дверцы украшала резьба, изображающая битых уток, подвешенных вниз головой, а на нижних сплетались полукругом виноградные листья, внутри которых прятались странные шпилеобразные фигуры, напоминавшие шахматных ферзей. В буфете находилось много разных предметов, которые нужно было постоянно доставать, поэтому он «то и дело говорливо скрипит, шипит, сипит, визжит, хрипит, крякает всеми своими дверцами и ящиками». На железных спинках кровати разворачивались романтические пейзажи: ветряная мельница, а за ней «деревенские домики среди кудрявых лип и березок». Мальчику нравилось смотреть на них, а вот верх спинок пугал изображением «головы какого-то чудовищного старика, сплошь заросшего волнистыми змеевидными волосами».
Из детских воспоминаний получались забавные рассказики, которые Николай Николаевич сочинял для сына. А однажды он подумал, почему бы не познакомить с ними других детей, и отнес рассказ «Затейники» в «Мурзилку», где его и напечатали. Это произошло в 1938 году, когда Носову исполнилось уже 30 лет. Потом были опубликованы «Живая шляпа», «Огурцы», «Чудесные брюки», «Мишкина каша», «Огородники», «Фантазеры»… Позднее, в 1945 году, все они вошли в первый сборник под названием «Тук-тук-тук». В промежутке между предвоенным и послевоенным временем Носов практически ничего не писал, потому что занимался режиссурой учебных военно-технических фильмов для армии. Да и Петя подрос, поэтому после войны писатель сочинял уже рассказы не для «Мурзилки», а для читателей подросткового возраста, и в 1946 году издательство «Детгиз» выпустило второй сборник его рассказов – «Ступеньки». В следующем году вышел сборник «Веселые рассказы», а еще через два – книга повестей для подростков «Веселая семейка».
«Постепенно я понял, что сочинять для детей – наилучшая работа, она требует очень много знаний, и не только литературных», — пишет Носов в биографии. Он также убедился, что его книги приобрели широкую популярность, а юные читатели ждут от него новых сочинений. И он написал «Дневник Коли Синицына», вышедший в 1950 году, а через год – книгу «Витя Малеев в школе и дома», за которую получил Сталинскую премию третьей степени. Это уже было официальное признание, после чего Николай Николаевич решил покинуть киностудию, где проработал 20 лет, и стать писателем. По повести о Вите Малееве в 1954 году был снят художественный фильм «Два друга». Книги Носова привлекали тем, что без назидания, на простых и понятных примерах воспитывали в детях честность, отзывчивость, уважение к человеку, стремление помочь людям и прежде всего товарищам, прививали любовь к труду, а грубость, зависть, тщеславие и другие нехорошие качества подвергались осуждению.
Сам любитель электротехники, писатель сочинил сказку «Винтик, Шпунтик и пылесос», а вслед за этим – трилогию «Приключения Незнайки и его друзей»(1954), «Незнайка в Солнечном городе»(1958) и «Незнайка на Луне»(1965). У Незнайки было немало недостатков, но он стал любимцем детворы, потому что был очень веселым, пытливым, изобретательным и все время старался стать лучше, чем и показывал пример остальным.
На многих языках мира
Став профессиональным писателем, Носов часто встречался с юными читателями и больше уделял времени семье, потому что теперь не надо было ходить на работу. Жена его Елена умерла в 1946 году, и Николай Николаевич сам занимался воспитанием пятнадцатилетнего сына, который тоже увлекся фотографией. В этом направлении Петр пошел дальше отца, он стал фотожурналистом, как говорится в одном сообщении, «классиком отечественной жанровой и репортажной фотографии». Петр Николаевич около 30 лет проработал в Фотохронике ТАСС и возглавлял там творческую секцию (умер в 2002 году). Его сын Игорь, то есть внук Николая Николаевича, продолжил дело отца, став фотографом, и деда – он написал книгу «Новые приключения Коротышек», где героями стали Коротышки, придуманные Носовым в повести о Незнайке. Кстати, «Приключения Незнайки и его друзей» писатель посвятил своей второй жене Татьяне, у которой детей не было.
Наверное, талантливый писатель мог бы придумать еще много интересных персонажей, но он скончался довольно рано для творческого человека, когда ему было 67 лет (июль 1976 года). Еще в 1957 году, через шесть лет после того, как Носов окончательно решил профессионально заниматься литературным трудом, составили список писателей, произведения которых больше всего переводили на другие языки, он оказался в этом списке третьим. А сколько мультфильмов снято по произведениям Носова! Многие из них помогал сделать отцу его сын Петр, тоже освоивший навыки кинорежиссера.
В последние годы жизни писал Носов и для взрослых: на социальные темы, о взаимоотношениях родителей и детей, учителей и учеников. Были и размышления о современной литературе в необычной форме – в 1969 году Носов выпустил сборник сатирических рассказов «Иронические юморески». Однако в нашу память он вошел как классик детской литературы, каким мы и будем его помнить.
Идиллия ДЕДУСЕНКО