№ 48 (3727) 05.12.2018  

РАЗДЕЛЯЙ И… УТИЛИЗИРУЙ

Готово ли Ставрополье к переходу на новую систему обращения с отходами?

Как известно, с января 2019 года Россия перейдёт на новую систему вывоза и утилизации твёрдых коммунальных отходов (ТКО). Что меняется и как наш край подготовился к новшествам в мусорной сфере?

Несколько лет назад в стране был разработан новый порядок сбора и переработки мусора: в 2014 году Госдума РФ приняла закон «Об отходах производства и потребления», а в 2016 году вышло постановление правительства «Об утверждении порядка обращения с твердыми коммунальными отходами». На новую систему регионы должны были перейти с 1 января 2018 года. Однако не все территории успели подготовиться, поэтому «час Х» отложили на начало 2019 года.

Наш край одним из первых в России утвердил территориальную схему обращения с отходами, которая включает в себя всю цепочку данных об отходах, начиная от источников их образования и количества до мест обработки, утилизации, обезвреживания, размещения. Это позволило региону принять решение о старте «мусорной реформы» с января 2018 года.

Основные новшества: введено понятие «твёрдые коммунальные отходы»; в каждом регионе выбираются операторы, организующие весь «цикл жизни» мусора; вывоз ТКО переходит из жилищных услуг в категорию коммунальных и тариф на неё регулирует государство.

Движение по этапам

В соответствии с федеральным законодательством полномочия по организации деятельности для сбора, транспортировки и захоронения ТКО с уровня органов местного самоуправления повсеместно передаются на уровень субъектов РФ, а организацией полного цикла обращения с ТКО занимаются специализированные организации – региональные операторы. В нашем крае таковых четыре, они уже выбраны на конкурсной основе.

– Сформирована необходимая нормативно-правовая база в сфере обращения с ТКО. Федеральным законодательством предусмотрено поэтапное внедрение раздельного сбора мусора как один из принципов новой системы обращения с ТКО. На данном этапе органы местного самоуправления совместно с региональными операторами проводят предварительную работу по определению необходимого количества мест и расположения площадок для установки контейнеров для раздельного накопления ТКО, – говорит заместитель министра ЖКХ края Богдан Забелин.

По требованиям СанПиНа, касающихся нормативов по обустройству контейнерных площадок, обязательно наличие бетонного или асфальтового покрытия, ограждения с трёх сторон, подъездного пути для спецтранспорта. Контейнеров на площадке не должно быть больше пяти. Необходимо учитывать и расстояние до жилых домов и инфраструктурных объектов – не ближе 20 и не дальше 100 метров. Ёмкости для раздельного накопления ТКО уже установлены в Ставрополе, Железноводске и Минераловодском городском округе, и работа в этом направлении продолжается.

Что касается муниципальных и частных предприятий, занимающихся вывозом мусора, они будут продолжать работать, если их мусоровозы соответствуют необходимым требованиям и оснащены системой ГЛОНАСС. В этом случае они могут заключить договор с региональным оператором на осуществление транспортировки ТКО.

У каждого из четырёх региональных операторов по обращению с ТКО своя территориальная зона ответственности.

Оператор второй зоны начнёт свою деятельность с 1 января, а остальные уже приступили к работе. В соответствии с новыми правилами они переоборудуют площадки для сбора отходов.

Помимо привычных контейнеров для ТКО на них устанавливаются бункеры для крупногабаритного мусора и контейнеры для ПЭТ-бутылок. Теперь муниципалитеты должны вести реестр с данными о технических характеристиках контейнерных площадок и источниках образования ТКО. Со следующего года жители смогут увидеть в интернете, где разрешён сбор отходов, кто собственник площадки и какие дома к ней относятся, информацию о мусоровывозящей компании. Все эти данные должны размещаться в свободном доступе.

Ведётся инвентаризация контейнерных площадок, устанавливаются их координаты и транспортировщики ТКО. Все мусоровозы регоператора оснащены системой ГЛОНАС. На местах сбора отходов устанавливаются камеры видеонаблюдения для выявления нарушителей, оставляющих рядом с контейнерами мусор, не относящийся к ТКО.

Немаловажной частью работы регоператора является наличие полигонов и заводов по переработке и утилизации ТКО. Один из самых действующих крупных заводов перерабатывает около 600 тонн отходов в сутки. Сперва идёт сортировка по фракциям: железо, алюминий, цветмет, стекло, резина, дерево, бумага, текстиль, пластик. Что-то отправляется на вторичную переработку, а что-то утилизируется. Некоторые из вторресурсов перерабатываются прямо на заводах регоператоров.

Отдельной строкой в платёжке

Итак, вывоз ТКО становится коммунальной услугой, а не жилищной. Это означает, прежде всего, что плата рассчитывается не по площади занимаемого помещения, а по количеству фактически проживающих. Еще один принципиальный момент: тарифы на коммунальные услуги регулируются государством, тогда как плата за жилищные услуги устанавливается на договорной основе. Теперь вывоз ТКО идёт в платёжке отдельной строкой, как за электроэнергию, водо- и газоснабжение.

А сама услуга по вывозу мусора оказывается по графику, который каждый регоператор размещает на своём интернет-сайте. Кроме того, графики направляются в муниципалитеты для возможного размещения на сайтах и информационных стендах районных и местных администраций; объявления с графиками также размещаются в местах наибольшего посещения жителями и направляются в СМИ. В случае нарушения графика вывоза мусора жители многоквартирных домов должны обращаться в свою управляющую компанию, жители частного сектора – к диспетчеру регоператора.

Отказаться от услуг регоператора нельзя. Обязанность физических и юридических лиц заключить с ним договор на вывоз мусора закреплена в Жилищном кодексе РФ. Начисление платы производится по количеству проживающих. За тех, кто прописан, но фактически (временно или постоянно) не живёт по данному адресу, платить не нужно. Для корректного расчёта необходимо подать актуальные данные регоператору.

Плата за услуги регоператора рассчитывается, исходя из нормативов накопления ТКО для разных категорий потребителей (утверждает своим приказом министерство ЖКХ СК) и предельного тарифа, который устанавливает Региональная тарифная комиссия СК.

Кстати, в соответствии с требованиями федерального законодательства в тариф регоператоров вошли две новые составляющие, которые отсутствовали прежде: налог на добавленную стоимость и плата за негативное воздействие на окружающую среду.

Этот фактор напрямую влияет на размер тарифа. Однако избежать включения этих расходов в тариф невозможно. К тому же Ставрополье уже получило финансовые преференции от сбора платы за негативное воздействие на окружающую среду. За счёт этого сбора федеральный центр предоставил нашему краю в 2018 году около 110 млн рублей на ликвидацию самых старых и крупных свалок.

Одна из них – мусорный полигон в Светлограде, куда более полувека свозились отходы со всего Петровского района. Вторая – несанкционированная свалка крупногабаритного строительного мусора на въезде в Кисловодск, на берегу Нового озера. Работы по рекультивации обоих полигонов уже в завершающей стадии. Здесь вывезли накопившийся за десятилетия мусор, высеяли траву. В перспективе через несколько лет эти территории можно даже использовать под разбивку парковых зон.

Важно научить

Если почти во всей Европе и во многих странах других частей света раздельный сбор мусора осуществляется давно и стал нормой жизни, то нам к этому надо привыкать. Поэтому в крае проводится просветительская работа по подготовке населения к реформе. Ставропольчан информируют посредством СМИ и социальных медиа, а также в рамках проекта «Школа грамотного потребителя».

Отдельное внимание – молодёжи. Так, специалисты регоператоров планируют вести интерактивные экоуроки по раздельному сбору мусора в школах, колледжах и вузах. Более того, будут устанавливаться контейнеры для раздельного сбора ТКО в учебных заведениях.

Кроме того, министерство ЖКХ края и региональные операторы в сфере обращения с ТКО оказывают содействие развитию общероссийского общественного движения «Чистые игры». Их смысл в том, чтобы не просто вывести людей на массовый субботник, но и научить их разделять собранный мусор. Такие же условия ставит для своих активистов и ставропольская общественная организация «Эко-проект «Субботник».

В общем, краевые и муниципальные власти готовы быть открытыми для взаимодействия с общественностью по направлению повышения экологического сознания населения, в том числе внедрения раздельного сбора мусора.

Андрей КОЗЛОВ

Изображение zen.yandex.ru

СПРАВКА

Территориальные зоны ответственности региональных операторов:

1-я зона – ООО «Эко-Сити»: Ставрополь, Апанасенковский, Грачёвский, Красногвардейский, Труновский, Туркменский и Шпаковский районы; Новоалександровский, Петровский, Изобильненский и Ипатовский городские округа.

2-я зона – OOO «Жилищно-коммунальное хозяйство»: Георгиевский, Советский, Кировский и Минераловодский ГО; Андроповский, Кочубеевский, Курский, Предгорный, Степновский районы; города Ессентуки, Железноводск, Кисловодск, Лермонтов, Пятигорск и Невинномысск.

3-я зона – ООО «Экострой»: Александровский и Новоселицкий районы, Благодарненский ГО.

4-я зона – ООО «Комбинат Благоустройства»: Арзгирский, Будённовский, Левокумский районы; Нефтекумский ГО.

Комментарии
Наверх