№ 03 (3733) 23.01.2019

ЗАКОНЫ СУРОВЫ… ДЛЯ ЗАКОНОПОСЛУШНЫХ

Ничего не меняется в нашем Отечестве

Еще со времен Российской империи в народе бытует такое высказывание: «Суровость российских законов смягчается их неисполнением». Я бы еще добавил: и умением находить в них различные лазейки. Наша жизнь полна таких примеров, когда одни в открытую нарушают законы, и им это сходит с рук, а другие, задавленные той самой суровостью, как правило, чрезмерной и глупой, вынуждены в муках искать бреши в барьерах, расставленных бюрократами. Не так давно я, что называется, на своей шкуре испытал прелести нашей законодательной системы.

Маткапитал, конечно, хорошо

Помню, как в одной из командировок в сельскую местность беседовал с работниками местной администрации как раз после принятия закона о материнском капитале. Они не слишком радовались. Сразу стали рисовать мрачные картины. То всякие проходимцы начнут мошенничать с этими сертификатами, то примутся рожать не нормальные люди, ради которых затевалась эта кампания, а те, у кого и так детей полон дом, и они о своих отпрысках не сильно заботятся.

Согласен. Все эти явления имеют место быть. Уже сколько лет на стенах домов и в транспорте висят объявления типа: помогу обналичить материнский капитал и прочие обещания явно незаконных методов обогащения. Именно в сельской местности процветают различные схемы обналичивания этого сертификата. Особенно преуспели на этом поприще цыганские общины.

Но правда и в том, что все-таки материнский капитал работает и помог многим семьям второго ребенка родить, и улучшить свое экономическое положение. Думаю, что надо однозначно положительно оценить эту инициативу государства.

В прошлом году и моя семья воспользовалась материнским капиталом, улучшив жилищные условия. Спасибо государству! И все же горький осадок от тех мытарств, которые пришлось перенести, пока оформляли документы, остался. Ведь ничего противозаконного мы не делали, а пришлось пройти через такие бюрократические рогатки, что, мама, не горюй. Лично я чуть было не лишился своей собственности.

А вы не член семьи

Так сказали мне в городском отделении пенсионного фонда, когда мы подготовили все документы на покупку 3-комнатной квартиры после продажи нашей старой двушки. Ее я получил в последний год советской власти от «Ставропольской правды», где тогда работал. Когда ее приватизировали, оформил собственность на себя и жену. Когда жена умерла, половиной квартиры стала владеть моя дочь. Так мы и жили вместе и после того, как у нее появились дети. Чтобы мне отселиться от дочери, не хватало средств. Единственный выход – расшириться с помощью маткапитала.

И вот свершилось! С трудом продали двушку, нашли приемлемый вариант трешки. Юрист, оформлявшая сделку, посоветовала написать к договору купли с участием маткапитала дополнительное соглашение, где мне выделялась не просто доля в новом жилье, а конкретная комната. Зачем? Я ведь и так был собственником половины старого жилья формально. А на самом деле это же вообще мною заработанная квартира по существовавшим тогда правилам советской жизни, — рассуждал я. И сильно ошибался.

Это допсоглашение специалист МФЦ к делу не приложил, сказав при этом, чтоб мы пошли на консультацию в пенсионный фонд, так как, скорее всего, будут проблемы с оформлением.

Так и случилось. Документы нам собирались вернуть, несмотря на то, что мы уже заплатили хозяевам квартиры большую часть суммы, оставался только маткапитал.

— Вы не являетесь членом семьи вашей дочери, и собственность с участием маткапитала вам не положена, — пояснили работницы пенсионного фонда.

— Но это же была моя квартира! Почему я не имею права на долю в новой? Ведь не будь меня и моей доброй воли, вообще бы ничего не было. Разве справедливо, что я остаюсь без собственности?

Именно так предложили мне поступить, если я хочу, чтобы сделка не сорвалась. Согласитесь, остаться на склоне лет без собственности, фактически на правах бомжа, к тому же по собственной инициативе – малоприятная перспектива. Просто отчаяние!

Выхода два. Или сделку расторгать (а старую квартиру мы-то продали), или мне отказаться от доли.

К счастью, женщины, работающие в фонде, проявили участие к моей судьбе и стали консультироваться с краевым отделением. И выход нашелся. Именно в том дополнительном соглашении, которое и написала моя юрист, дай ей Бог здоровья. Я просто достал его из папочки и приложил к остальным документам. Теперь являюсь владельцем трех восьмых в квартире и целой маленькой комнаты. А шансов остаться на бобах было ой как много.

Разве не абсурд?

Другая история с маткапиталом тоже не менее забавная. Семья, у которой был свой просторный дом, купила двухкомнатную квартиру с использованием маткапитала, с выделением в ней доли на двоих детей. Но в квартире жила мама обладательницы сертификата, которая дала на покупку этого жилья миллион рублей. Когда же женщина решила купить себе жилье, пришлось продавать эту квартиру, чтобы изъять тот самый миллион, даденный дочери взаймы.

Думали, что вопрос решится элементарно, так как детям готовы были выделить даже бОльшие по площади доли в том самом доме, где семья и жила. Что здесь плохого или незаконного? Оказывается, тоже нельзя. Если продаешь квартиру с детской долей, то выделить им равнозначную можно только во вновь приобретенном жилье, а не в уже имеющемся. Пришлось семье формально продавать дом родственнику, чтобы потом купить его у него же и там уже выделять долю детям. Ну, не анекдот, не абсурд?

А объявления все висят

И таких абсурдных ситуаций полным-полно. Наши законодатели напридумывали столько дополнений к основному закону о материнском капитале, чтобы затруднить жизнь мошенникам, что бумерангом получили по голове и законопослушные граждане. В этой сфере огромное число всяких дополнений, подзаконных актов и прочего, что даже опытным юристам легко запутаться, не говоря уже об обычных людях, владельцах этих сертификатов. Добро бы, если бы эти суровости перекрыли все пути мошенникам. Но объявления о незаконных манипуляциях с сертификатами как висели, так и висят на стенах. Значит, лазейки все равно имеются. Справедливости ради надо сказать, что этих бумажек все-таки стало меньше. Но сколько же крови попорчено законопослушным людям!

И так у нас кругом. Вот взялось правительство ужесточать политику в отношении отходов производства и быта. Благое дело? Безусловно. Но сколько здесь непоняток! Предприниматели криком кричат от того, что законы недоработаны. И в принципе законопослушные люди вынуждены идти на разного рода ухищрения, обходные пути, потому что, если будешь следовать букве закона, вылетишь в трубу. И проверяющие структуры понимают, что выполнить эти требования фактически невозможно, и сами подсказывают людям, как обойти закон. Кого мы обманываем?

Над кем смеетесь? Над собой смеетесь! — говаривал один известный литературный персонаж. Было это 150 лет назад. А ничего не меняется в нашем Отечестве. Пора нам все-таки поумнеть и навести порядок в законотворчестве, чтобы над собой не издеваться и мир не смешить.

Сергей ИВАЩЕНКО

Рисунок kprfast.ru

Наверх