ЗА СЧАСТЬЕМ – В ГОЛЛИВУД
Отечественные актёры, уехавшие в поисках лучшей доли за океан
Искать счастья в Голливуде пытались и пытаются многие российские артисты. По-разному складываются их судьбы за рубежом, и это чаще всего не зависит от степени таланта. В их жизнь вмешиваются самые различные факторы, которые приводят порой к непредсказуемым последствиям.
Приглашение… без гарантии
Одним из наиболее успешных кинодеятелей в США стал уехавший туда 30 лет назад Родион Нахапетов, которого можно назвать долгожителем Лос-Анджелеса. Но, как оказалось, работа в Америке не была бы столь продуктивной без творчества в своем Отечестве. Родион Рафаилович признался в интервью газете «Московский комсомолец», опубликованном несколько дней назад, что фактически живет и трудится в двух странах. Он часто бывает в России, а в этом году приехал за три дня до своего юбилея, чтобы 21 января вместе с родными и друзьями отметить в Москве 75-летие. Эта дата совпала с 50-летием фильма «Влюбленные», который стал началом его славы, и 95-летием со дня смерти Ленина, образ которого Нахапетов воплощал в патриотических лентах режиссера Марка Донского.
Решив стать актером, Родион поступил сначала в Днепропетровское театральное училище и, еще не окончив его, поехал во ВГИК, куда успешно сдал экзамены. Сниматься начал еще в студенчестве. Наиболее заметными ролями были инженер Гена в шукшинской ленте «Живет такой парень» и поэт Коля Терентьев в фильме «Первый снег», оба вышли в 1964 году. В 1965 году окончил ВГИК и снялся в фильме «Влюбленные» в роли Тимура, страдающего от неразделенной любви. Зато в жизни не было отбоя от поклонниц. Но Родиона, сдержанного, молчаливого, интеллигентного, увлекала работа. В 1968 году он появился на экране в фильме «Пароль не нужен» в образе разведчика Максима Исаева. Потом были заметные роли в фильмах «Прямая линия», «Старый дом», «Это сладкое слово – свобода!» и, наконец, пик актерской карьеры – кинорежиссер Виктор Потоцкий в мелодраме Никиты Михалкова «Раба любви», вышедшей в 1976 году.
Только актерская работа давно уже не устраивала привыкшего к самостоятельным решениям Нахапетова, он окончил и режиссерский факультет ВГИКа. Выпустив в 1972 году учебные короткометражки «Помнишь?» и «Вино из одуванчиков», заявил о себе в следующем году художественным фильмом «С тобой и без тебя» — о любви молодых людей на фоне раскулачивания в деревне. Затем была лента «На край света», куда Нахапетов пригласил случайно оказавшуюся на «Мосфильме» Веру Глаголеву, мастера спорта по стрельбе из лука. Красивая девушка произвела впечатление и на других режиссеров, ее, не получившую профессионального образования, постоянно приглашали сниматься, а Нахапетов предложил «руку и сердце». У них родились две дочери. Вера продолжала сниматься, с ее участием вышли картины «Не стреляйте в белых лебедей», «Звездопад», «Торпедоносцы», «Выйти замуж за капитана» и другие. Пара считалась счастливой в творчестве и в браке.
В 1987 году Нахапетов снял фильм «На исходе ночи». Если и раньше многие его работы получали престижные награды, то на этот раз фильм получил такое признание за рубежом, что его купила американская кинокомпания «ХХ век Фокс». Режиссер получил приглашение от знакомого деятеля кино поработать в Америке. В 1989 году Нахапетов уехал в США, вскоре развелся с Глаголевой и женился на менеджере Наталье Шляпникофф, с которой не разлучается до сих пор. Они чуть не уехали вместе в Россию, когда оказалось, что приглашение поработать в Америке ничего не гарантировало. Два года Нахапетов писал сценарии, которые у него не принимали, актерской работы тоже не было. Но вдруг удалось подписать договор с Голливудом на съемки остросюжетного художественного фильма «Телепат» по сценарию Эрика Ли Бауэрса. Для русского режиссера это был необычный жанр – фантастический триллер, но его работу одобрили. Вышедший в 1997 году фильм, в котором снимались популярные в Америке актеры Майкл Дж. Поллард, Карен Блэк, Тони Тодд, Рено Уилсон, имел успех. Для себя режиссер тоже оставил небольшую роль. Удача окрылила, и супружеская пара создала свою кинокомпанию, на которой в 90-е годы в сотрудничестве с российским телеканалом ОРТ были отсняты три серии «Убойной силы-2» под общим названием «Миссия выполнима». Нашим телезрителям понравился сериал, в котором Нахапетов выступил как режиссер, актер и продюсер. Потом последовал 12-серийный детектив «Русские в городе ангелов» (2002), созданный по его сценарию. В нем уже вместе с американскими звездами снимались известные российские актеры: Лев Дуров, Владимир Стеклов, Лидия Федосеева-Шукшина, Екатерина Редникова, Валерий Николаев и старшая дочь режиссера от Глаголевой Анна. В следующий фильм «Пограничный блюз» Нахапетов снова пригласил Редникову и Стеклова, а комедию по сценарию Ганны Оганесян-Слуцки «Моя большая армянская свадьба» и вовсе снял в России на киностудии «Централ Партнершип», пригласив Армена Джигарханяна, Марата Башарова, Марию Шукшину, Наталью Андрейченко. Сам выступил в небольшой роли отца героини. Затем написал сценарий психологического триллера «Заражение», где опять вместе с уже известными американскими актерами снимались российские Андрей Смоляков, Игорь Арташонов, Александр Андриенко и младшая дочь Родиона Рафаиловича и Веры Глаголевой Мария. Видимо, вот эта опора на российское киноискусство и способствует успеху Нахапетова как у себя на родине, так и на Западе. Сейчас он больше отдает времени семье, где подрастает их совместная с Натальей дочь, но мечтает создать полнометражный художественный фильм «Вино из одуванчиков» по книге Рэя Брэдбери, с которым дружил 10 лет до самой его кончины.
На «Холмах Вечности»
Савелий Крамаров приглашения из США не получал, но, несмотря на очень успешную кинокарьеру на родине, туда стремился. Поэтому в 1981 году написал президенту Рейгану «как актер актеру» письмо, в котором жаловался на свою судьбу.
На самом деле редко кому выпадает такая удача: окончив не профильный, а лесотехнический институт, стать известнейшим в стране актером. Роли, правда, все смешные, но у него и внешность подходящая, как говорили, «дурашливая». Уже сыграв почти в 30 фильмах, в которых у него были такие яркие роли, как Илюха Верехов в «Неуловимых мстителях», Петро в «Трембите», одноглазый шахматист в «12 стульях», Косой в «Джентльменах удачи», Петр Тимохин в «Большой перемене» и другие, Крамаров поступил на актерский факультет ГИТИСа. По окончании вуза не смог устроиться в театр и продолжал сниматься в кино на смешных эпизодических ролях – Егоза («Афоня»), слесарь-интеллигент («12 стульев» Захарова), дьяк Феофан («Иван Васильевич меняет профессию»). Они ему изрядно надоели. Он стал отказываться от съемок, а значит, лишался работы. Вот тогда и появилось письмо Рейгану, которое прозвучало на волне «Голос Америки». Актера выпустили из страны, в США его приютил уехавший туда ранее актер Илья Баскин, снимавшийся с ним в «Большой перемене». Вскоре их обоих пригласили сниматься в фильме «Москва на Гудзоне», Крамарову досталась роль Бориса из КГБ. Он снимался постоянно, но по-прежнему на второстепенных ролях – в лентах «Вооружен и опасен», «Возвращение Моргана Стюарта», «Красная жара»… Пригласив в фильм «2010» на роль советского летчика-космонавта, ему предложили сыграть глуповатого простачка, но от такого персонажа он отказался. Крамаров мог себе это позволить – у него, как единственного эмигранта из СССР, состоявшего в Гильдии актеров США, было свое мнение. Голливудское счастье длилось 14 лет. Крамаров, который всегда вел здоровый образ жизни и даже занимался йогой, заболел раком и умер в клинике Сан-Франциско в возрасте 60 лет в июне 1995 года, успев за полгода до этого в третий раз жениться, на Наталье Сирадзе, которая была на 21 год моложе. Похоронен на еврейском кладбище «Холмы Вечности» в Колме.
Притяжение Запада
У Олега Видова, высокого и красивого блондина, в молодости была внешность типичного голливудского актера 50 – 70-х годов, хоть сейчас бери в любой вестерн. В родном кинематографе тоже активно использовали его внешние данные. Еще на первом курсе ВГИКа он сыграл Медведя-принца в «Обыкновенном чуде», главную роль — Владимира в экранизации пушкинской «Метели» (1964), затем – героя Хагбарда в «Саге о викинге» (1966), Гвидона в «Сказке о царе Салтане» (1967)…Но поистине звездный образ создал в 1973 году в советско-кубинском фильме «Всадник без головы», сыграв благородного Мориса Джеральда. Завистники связывали его успех в кино с женитьбой на Наталье Федотовой, близкой подруге Галины Брежневой. Но если это и играло какую-то роль, то только в том, что Видова не раз отпускали на съемки за границу, например, в Югославию, где он снялся в военной драме «Битва на Неретве». Но к 30 годам, когда облик красавца несколько потускнел, ему стали предлагать эпизодические роли, вроде старшего лейтенанта милиции в фильме «Джентльмены удачи». Разладились отношения с женой, они развелись. Олега всегда притягивал Запад, он с тоской думал, что зарубежные актеры свободно летали, как птицы, а он так не мог. И вдруг удача – приглашение на съемки в Югославию (1985). Видов поехал и не вернулся. В Италии познакомился с журналисткой Джоан Борстен, женился и уехал с ней в США. Ему пришлось стать разнорабочим, чтобы не сидеть на шее у жены. Но пришел на помощь Крамаров, благодаря которому Видов получил эпизодическую роль в «Красной жаре». Было еще несколько подобных ролей, наиболее заметная из них – в фильме «Дикая орхидея» (1989), где он играл вместе с Микки Рурком. В 1992 году, в период развала советской страны и искусства, Видов приехал в Россию и скупил советские мультфильмы, которые после перевода на английский демонстрировал за рубежом через основанную им компанию. В 2007 году российский бизнесмен Алишер Усманов выкупил у Видова это национальное достояние нашей страны за 10 млн долларов и передал в собственность детского телеканала «Бибигон» (ныне «Карусель»). Олег Борисович, имея большие деньги, открыл наркологическую клинику, где могли лечиться актеры, страдающие от наркомании и алкоголизма. Какое-то время в начале 2000-х годов Видов по заказу телеканала «Культура» вел передачу «Бесконечная история Голливуда», рассказывая о звездах американского кино. Умер от рака в возрасте около 74 лет и был похоронен 20 мая 2017 года в Лос-Анджелесе на престижном кладбище под названием «Голливуд навсегда».
Идиллия ДЕДУСЕНКО