«ВТОРАЯ СИЛОВАЯ АКЦИЯ»: КОМУ ВЫГОДНА РАСПРОДАЖА «ЮГРОСПРОДУКТА»?
На стекольных заводах в Новоалександровске и Красногвардейском — чрезвычайная ситуация: второй раз из-за действий конкурсного управления остановлено производство готовой продукции. Первые аналогичные события имели место в ноябре 2017 года. По этому поводу известный предприниматель основатель стекольных заводов в крае Алексей Яшкунов провел пресс-конференцию. Разъяснять ситуацию и отвечать на вопросы журналистов ему помогал адвокат Адвокатской палаты СК Сергей Диденко. Оба спикера представляют ООО «Гелиос» — дочерней структуры «ЮгРосПродукта».
Чтобы была понятнее суть вопроса – в настоящее время ОАО «ЮгРосПродукт» находится в состоянии банкротства. Процедуру инициировал банк «Уралсиб». «Дочка» «ЮгРосПродукта» — ООО «Гелиос» — было создано для решения вопросов проектирования и строительства новых сопутствующих проектов на Красногвардейском заводе. Тогда же «дочке» в доверительное управление передали и большую часть производственных мощностей на обоих заводах. Собственно благодаря «Гелиосу» стекольные заводы, даже в условиях банкротства «ЮгРосПродукта», продолжают выпускать продукцию. То, что предприятие, объявленное банкротом, не остановлено, а работает, в общем-то — довольно редкий случай.
По словам Алексея Яшкунова, представители конкурсного управляющего прислали на предприятия более 100 человек охраны, набранных в разных регионах страны, и с 19 января препятствуют допуску на стекольные заводы представителей руководства и инженеров. Для поддержания работы печей на каждом из заводов остается чуть более десятка человек.
Причиной «силовой акции», по мнению Яшкунова, стало решение арбитражного суда Москвы от 17 января. По заявлению теперь уже бывшего конкурсного управляющего в связи с процессом банкротства «ЮгРосПродукта» суд запретил вывозить оборудование и совершать сделки с ним.
Этот судебный документ удивляет представителей «Гелиоса»:
— Как мы можем вывозить какое-то оборудование? Как будет работать печь и производственные линии? Все технические элементы плотно взаимосвязаны. Убери один из них, все оборудование встанет, — говорит Алексей Яшкунов.
В конце 2009 года на заводе в Красногвардейском должны были запустить производство листового стекла. Но сроки запуска линии были сорваны из-за недобросовестных действий партнеров — французско-бельгийского консорциума Sten Heurtey Belgium Glass Eguipmenf, который поставлял и осуществлял шефмонтаж оборудования. Это повлекло за собой несвоевременную выборку кредитных ресурсов и наложение, по сути, штрафных санкций на «ЮгРосПродукт». Дополнительные проценты, которые пришлось выплачивать в условиях подготовки пуска новой производственной линии стали воистину золотыми.
«ЮгРосПродукт» долгое время имел в качестве надежного партнера банк «Уралсиб». Но для финансирования столь серьезной стройки, каковой являлось линия по производству листового стекла, «Уралсиб» не располагал достаточными средствами, поэтому предложил свое посредничество во взаимоотношениях с крупным французским банком NATIXIS, где была зарезервирована необходимая сумма. Платеж в 13,1 млн евро по требованию французско-бельгийского консорциума должен был быть произведен, когда линия по производству листового стекла заработает, соответственно после предоставления в NATIXIS акта, подтверждающего полное выполнение работ. Но платеж ушел раньше. В этой ситуации «Уралсиб» вместо того, чтобы подставить плечо «ЮгРосПродукту», напротив способствовал тому, чтобы подсунуть NATIXIS недостоверную информацию, в которой был заинтересован французско-бельгийский консорциум.
Требование «ЮгРосПродукта» к банкам NATIXIS и «Уралсиб» вернуть деньги действия не возымело. Скачок курса евро (практически в два раза) усугубил положение дел. Чтобы завод работал, платил налоги, «ЮгРосПродукту» пришлось открывать новые кредитные линии в «Уралсибе». Так стекольный холдинг сел на «кредитную» иглу. Прибыль от реализованной продукции не могла расти в той же прогрессии, что и банковские проценты.
Кстати, владелец «Уралсиба», когда узнал о неправомерном досрочном перечислении денег иностранному партнеру, уволил замешанных в этом двух своих замов. Да и себя считал в какой-то мере виноватым, пытался исправить ситуацию. Однако эти планы не осуществились, власть в банке переменилась, в 2015 году у финансового учреждения поменялся владелец.
Как говорит Алексей Яшкунов, давний партнер сменил политику: новое руководство «Уралсиба» проблемы реального сектора мало интересуют. Банк переуступил долг «ЮгРосПродукта» ООО «Аквамарин» — сомнительной фирме с уставным капиталом в 10 тысяч рублей, расположенной в офшорной зоне на Кипре. Сейчас «Аквамарин» — основной кредитор «ЮгРосПродукта». В комитете кредиторов стекольного холдинга, который как раз принял решение не прекращать производство, «Аквамарину» принадлежит 90% голосов. Поэтому руководству стекольного холдинга непонятно, почему сейчас основной кредитор вставляет палки в колеса.
— Мы готовы обсуждать возникшую проблему, готовы услышать доводы оппонентов, но не с кем разговаривать, — рассуждает Сергей Диденко.
Новый конкурсный управляющий, который должен решать вопросы финансового оздоровления «ЮгРосПродукта», назначен буквально на днях. Но связи с ним вообще нет.
— Если бы он хотя бы был местный, мы бы могли с ним встретиться, но почему-то конкурсных управляющих назначают к нам издалека, — добавляет Алексей Яшкунов.
А на прежнего конкурсного управляющего заведено уголовное дело (ст. 201 УК РФ – «причинение ущерба организации неправомерными действиями»). Александр Костюнин передал оборудование, принадлежащее «ЮгРосПродукту» в аренду ООО «Югстекло» (учреждено «Аквамарином»). У этой фирмы, по всем признакам, — однодневки, в штате — один директор, да и вообще нет лицензии для работы на опасном горячем производстве. Очевидно, что «Югстекло» не для того было создано, чтобы управляться со сложным стекольным производством. Оборудование «Югстекло» передало в субаренду ООО «Гелиос». За 5 млн рублей в месяц. Но эти деньги не доходили до «ЮгРосПродукта», соответственно и до его кредиторов. Руководство стекольного холдинга предполагает, что средства оседали у «зиц-председателя» «Югстекла». Или следовали дальше, в оффшор…
Бывший конкурсный управляющий успел подписать документы о передаче оборудования «ЮгРосПродукта» в аренду «Северной стекольной компании», которая работает на допотопном оборудовании в одном из райцентров Вологодской области и вряд ли способна обеспечить инженерное сопровождение заводов Ставрополья. «Гелиос» делает вывод, что «Северная стекольная компания», скорее всего, нужна для того же, что и «Югстекло».
— Выполнение контрактов срывается. Отгрузка готовой продукции не ведется. Поэтому несколько предприятий в стране и за рубежом, использующих нашу продукцию вынуждены приостановить деятельность. И терпят убытки, — констатирует Алексей Яшкунов. — Если производство в Новоалександровске и Красногвардейском остановится нетехнологичным образом, большой ценности эти предприятия представлять уже не будут. Дорогостоящее оборудование превратится в металлолом. А это не великие деньги.
Специалисты утверждают, что даже сегодняшняя холостая работа печей грозит многими бедами. Работать в таком режиме опасно. В стеклоплавильной печи происходят необратимые процессы. Например, изнашиваются огнеупорные материалы.
Руководство стекольных заводов не собирается сдаваться, намерено спасать предприятия, от которых в значительной мере зависит социально-экономическая ситуация в двух районах Ставрополья. Есть план действий. Но представители «Гелиоса» не стали его озвучивать.
Журналистам передали открытое письмо генерального директора ООО «Гелиос» Владимира Прилепы. Вот что пишет руководитель:
«Выход только один – переговоры. Но без силового давления. При посредничестве краевой власти, являющейся с 90-х годов акционером холдинга, две стороны вполне могут договориться. Никто не призывает нарушать закон. Но противостояние никому не приносило пользы. А уникальное стекольное производство Юга России надо спасать. Это уже 20 лет бренд Ставрополья».
Владимир ФИЛАТОВ
На правах рекламы