№ 05 (3735) 06.02.2019

ИМПЕРАТРИЦА СОВЕТСКОГО ЭКРАНА

Сегодня есть повод вспомнить о замечательной актрисе Алле Тарасовой

У каждого времени свои кумиры. Но есть личности, над которыми время не властно. К ним относится Алла Константиновна Тарасова, народная артистка СССР, Герой Социалистического Труда, которую помнят и будут помнить все, кому посчастливилось видеть ее на сцене и на экране. Она родилась 6 февраля 1898 года.

Кумиры нашей юности

Мы, школьники, жившие в провинции, не имели возможности видеть эту выдающуюся актрису непосредственно на сцене, но хорошо знали ее по фильмам. Чаще всего это была экранизация произведений, входивших в учебную программу. И можно было ясно себе представить Катерину с ее душевными муками из «Грозы» Александра Островского, стоящую на краю обрыва, Кручинину из пьесы того же классика, страдающую о потерянном сыне, Анну Каренину, которая пренебрегла мнением света ради любви, но не смогла преодолеть сомненья и пришла к трагическому концу. Но особенно меня потрясла игра Тарасовой в двухсерийном фильме «Петр Первый». Каким взглядом она пригвоздила Меньшикова, который сам отдал ее царю – в этом взгляде пока еще простой женщины уже виделась будущая императрица! Провинциальная актриса Елена Ивановна Кручинина, которую Тарасова сыграла в фильме-спектакле «Без вины виноватые», представлена ею доброй, открытой, верящей в справедливость, но и независимой, умеющей говорить правду в глаза. Казалось, и сама Алла Константиновна такая же. В силу таланта она просто умела быть разной в зависимости от роли. В жизни же так получилось, что ей, лауреату пяти (!) Сталинских премий, в нелегкие 30-е годы приходилось скрывать многие факты своей биографии и мириться с теми обстоятельствами, в которых она жила и работала.

Вслед за мечтой

Родилась будущая актриса в Киеве в семье профессора университета Константина Прокофьевича Тарасова, преподавателя медицинского факультета. Мать, Леонилла Николаевна, потомственная дворянка, занималась воспитанием пятерых детей: в семье было два сына – Евгений и Георгий, а также три дочери – Елена, Нина и Алла. Жили дружно, летом катались на лодках по Днепру. Алла, учившаяся в гимназии, с детства увлекалась театром, поэтому вместе с сестрами устраивала домашние спектакли, которые они сами же и сочиняли, используя сцены из представлений драматического театра «Соловцов» (позднее – им. Франко).

Алла не пропускала ни одной постановки. А когда в 1912 году приехал на гастроли МХТ, семья Тарасовых абонировала ложу. Алла Константиновна так рассказывала о своих впечатлениях: «Открылся занавес, и мы почувствовали живое, трепетное дыхание «Вишневого сада»…Меня охватило необычайное волнение от всего увиденного и услышанного со сцены. Я впервые увидела Станиславского, Книппер-Чехову, Москвина, Кореневу, Лилину – всех корифеев Московского Художественного театра. Глядя на все это, я еще сильнее ощутила огромное желание быть актрисой и только актрисой МХТ». 14-летняя девочка и представить не могла, что свяжет ее с одним из кумиров. Чтобы воплотить в жизнь свою мечту, Алла стала посещать частную школу драматического искусства. Через два года, после окончания гимназии, отец отпустил Аллу в Москву, и она поехала сдавать экзамены в Школу драматического искусства при МХТ. Ее приняли, а через год, приехав в Киев на каникулы, девушка показала, чему научилась, сыграв в любительском спектакле «Звездный мальчик» Оскара Уайльда на подмостках летнего театра. На сцене МХТ Алла впервые выступила в 1916 году. В это же время она вышла замуж за лейтенанта флота Александра Кузьмина, который ухаживал за ней три года, будучи еще гардемарином. И актрисе, делавшей заметные шаги на сцене, пришлось весной 1918 года вернуться с мужем в Киев, так как Александр вступил в армию Деникина, в контрразведке которого уже работал брат Аллы Евгений. В 1920 году у Кузьминых родился сын Алеша, и они переехали в Севастополь. А в 1922-м семья уехала из революционной России, и начались скитания: Константинополь, Прага, Берлин… Казалось, с актерской профессией покончено. Но вдруг появилась возможность сняться в кино. В Германию на гастроли приехал МХАТ (с 1919 года МХТ уже академический), и некоторые артисты начали сниматься в фильме Роберта Вине «Раскольников», Тарасовой предложили роль Дуни. Картину, снятую в1923 году в Берлине, никогда не показывали в нашей стране. Благодаря мхатовцам вернулась Тарасова и на сцену. Вместе с ними, с мужем и ребенком Алла поехала по Западной Европе, а затем и в Америку. Она так хорошо играла, что Станиславский писал друзьям из Нью-Йорка: «Тарасова просто стала здесь всеобщей любимицей… Она нам нужна. Надо сделать все, чтобы она вернулась вместе с нами в Москву». Но Алла Константиновна, у которой родственники были за границей, долго не решалась. Она открыла в Нью-Йорке русское кафе, где сама работала официанткой. Это тягостное для нее существование прервал Станиславский, настоявший на ее возвращении в МХАТ. Ее семье дали комнатку в служебных строениях театра, Кузьмина взяли на какую-то техническую должность, а Тарасова, наконец, начала блистать на сцене и в кино. Один из критиков как-то написал: «То, что делает Тарасова, по природе своей кинематографично. Она умеет быть выразительной без слов и до слов».

С позволения вождя

Начался новый этап в жизни Тарасовой. Прожив с Кузьминым более 15 лет, Тарасова оставила его и вышла замуж за Москвина, того самого, которым в 16 лет восхищалась, когда МХТ гастролировал в Киеве. Он был на 24 года старше, но их связывали и чувства, и общие интересы. За 10 лет, что они прожили вместе, Тарасова достигла огромных высот на сцене и в кино. Трудно перечислить все роли, их у нее на сцене было более сорока, а играла она в основном в классических пьесах Чехова, Островского, Горького… Сам Сталин приезжал на ее спектакли. Какое-то время она была парторгом и директором театра, народным депутатом. И ей приходилось писать в анкетах, что родственников за границей нет. Когда в 1937 году МХАТ отправился на зарубежные гастроли, у Аллы Константиновны появилась возможность украдкой повидаться с любимой сестрой Еленой. Но что это была за встреча! Они молча, обливаясь слезами, прошли три раза мимо друг друга по разным сторонам улицы в Париже, опасаясь, не следят ли за ними и не узнает ли кто, что муж Лены воевал на стороне белых.

Алле Константиновне было уже за 40, когда она встретила генерал-майора авиации Александра Семеновича Пронина, и вспыхнуло новое чувство. Еще шла война, и она летала к нему на фронт. Это ее не пугало, ей приходилось бывать вблизи передовой и выступать перед бойцами. А по окончании войны он присылал ей самолетом каждую неделю букеты роз, и она ждала его. Но… у нее муж, у него семья, казалось, изменить ничего невозможно. И тогда Тарасова, любимица вождя, подошла к нему на одном из приемов и, объяснив все, попросила разрешения на новый брак. Выслушав историю новой любви актрисы, Сталин разрешил, но потребовал, чтобы генерал-майор оставил службу. Пронин был так влюблен, что согласился и в 44 года перешел на преподавательскую работу. Москвин вернулся в первую семью, тяжело переживая разрыв с Тарасовой, но им пришлось еще не раз встречаться на сцене.

В 1971 году во время репетиции у Аллы Константиновны в очередной раз разболелась голова, сильнее, чем прежде. Репетицию прервали. Она спустилась в зал, постояла в проходе, оглянулась на сцену и ушла…Как оказалось, навсегда. Актриса скончалась 5 апреля 1973 года, через два месяца после юбилея, который уже не смогла отпраздновать. Она просила похоронить ее рядом с матерью на Введенском кладбище, что и было сделано.

Идиллия ДЕДУСЕНКО

КАК МАРТА СТАЛА ЕКАТЕРИНОЙ I

В фильме режиссера Владимира Петрова «Петр Первый», снятого в 1937 – 38 годах по одноименному роману Алексея Толстого, Алла Тарасова создала образ императрицы Екатерины I. О пути Марты Скавронской к российскому трону имеется несколько версий, но все они напоминают сказочную историю Золушки.

Возможно, что разные эпизоды в картине взяты из разных источников, но одно несомненно: это была совсем простая женщина, родившаяся в Лифляндской губернии Российской империи (территория нынешней Эстонии). Судя по фамилии, есть у нее и польские корни. Судьба «чухонской» крестьянки была поначалу совсем незавидной: родители умерли от чумы, сироту взяла тетка Анна-Мария Веселовская, которая отдала ее в услужение лютеранскому пастору Эрнсту Глюку (наверное, это так, потому что в переписке с женой Петр иногда называл ее Веселовской). Потом 17-летняя девушка вышла замуж за шведского драгуна Иоганна Крузе, который через два дня ушел с полком на войну и пропал. Когда российские войска в 1702 году под руководством фельдмаршала Бориса Шереметева взяли шведскую крепость Мариенбург, в числе четырехсот пленных оказалась и Марта. Ее использовали на хозяйственных работах, но красота юной брюнетки покорила Меньшикова, и он взял 18-летнюю девушку себе для утех (по другой версии, фельдмаршал ему ее подарил). «Алексашка» привез наложницу во дворец, где красавицу и увидел царь. С этого и началось ее восхождение на российский трон. Эта простолюдинка, видно, обладала практичным умом. Считаясь женой императора (и до венчания и после), она без скандалов выслушивала рассказы царственного мужа о его интимных похождениях, а он ее всегда «утешал» словами: «Лучше тебя, Катенька, никого нет». Имя Екатерина она приняла при переходе в христианство. Она родила 11 детей, из которых выжили только две старшие дочери – Анна и Елизавета, родившиеся еще до официального брака с царем. Частая беременность не мешала ей ходить вместе с мужем в военные походы, что Петр ценил. Она окончательно завоевала его доверие, и он ее короновал незадолго до своей смерти в 1724 году. Вступив на престол, Екатерина отдала управление государством бывшему возлюбленному Меньшикову, а сама, как свидетельствуют некоторые источники, пустилась в разгульную жизнь. Правила она два года, ознаменовав очень важный для России факт: именно с нее началось практически столетнее женское управление Россией.

Подготовила Идиллия ДЕДУСЕНКО

Наверх