№ 08 (3738) 27.02.2019

«РАБА ЛЮБВИ» — РАБА ЭКРАНА

Одной из тех российских актрис, кто волею судьбы оказался в Америке, стала народная артистка РСФСР Елена Соловей. Причем покинула она родину, можно сказать, в зените славы.

Вслед за мужем

Ее родители — политработник и медсестра советского гарнизона — встретились в конце войны, в Германии. 24 февраля 1947 года в немецком городке Нойштрильц Елена появилась на свет. Через три года после рождения дочери семья вернулась на родину и поселилась в Красноярске. Когда Елене исполнилось 13 лет, они переехали в столицу. Девочка училась в музыкальной школе и ходила в драмкружок. Увидев в каком-то журнале сообщение о наборе в студию при одном из московских театров, Елена решила попробовать свои силы – ее взяли. Но это была первоначальная подготовка к будущей профессии. Окончив среднюю школу, Елена Соловей отправилась поступать во ВГИК. Сначала не получилось, но на другой год она успешно сдала экзамены и была принята на курс Бориса Бабочкина.

Уже на первом курсе Елена получила маленькую роль дочери булочника в ленте «В горах мое сердце», а через год еще одна роль такого же плана в картине «Правдоха». Лицо актрисы и ее фамилия запомнились зрителям тогда, когда она появилась в фильме режиссера Павла Арсенова «Король-олень», где у нее была роль дочери Тартальи, коварного первого министра (Сергей Юрский) при короле Дерамо (Юрий Яковлев) в придуманном государстве.

В 1970 году Елена Соловей окончила ВГИК, ее приняли в труппу Малого театра, чему поспособствовал Иннокентий Смоктуновский, давший ей рекомендацию. Все удачно складывалось: были приглашения в кино и постоянная работа в престижном театре. Здесь даже решили поставить чеховскую «Чайку» в расчете на Елену в главной роли. И вдруг она ушла, потому что вышла замуж за художника Юрия Пугача, который жил в Ленинграде. Елена познакомилась с ним в том же году, когда приезжала на «Ленфильм», чтобы сняться в в картине Виталия Мельникова «Семь невест ефрейтора Збруева», в которой Пугач принимал участие как художник.

Неповторимая и единственная

В северной столице молодая актриса сразу была зачислена на «Ленфильм». Период до середины 70-х был у нее очень плодотворным. Картины с ее участием выходили одна за другой: «О любви», «И был вечер, и было утро», «Егор Булычев и другие», «Драма из старинной жизни», «Дети Ванюшина», «Под каменным небом»… В 1975 году Елена успела сняться в четырех фильмах. Если роли в картинах «Дневник директора школы», «Концерт для двух скрипок» и «Шаг навстречу» не стали особо примечательными, то созданный ею образ актрисы Ольги Вознесенской в ленте «Раба любви» принес ей настоящую славу. А ведь эта роль могла бы и не состояться.

Дело в том, что фильм о звезде немого кино Вере Холодной, которая послужила прообразом Ольги Вознесенской, начал снимать еще в 1972 году режиссер Рустам Хамдамов. Он пригласил на главную роль Елену Соловей. Свою картину под названием «Нечаянные радости» он начал снимать по так называемому «рабочему» сценарию, а в Госкино представил другой, более выдержанный идеологически. Так многие поступали, но иногда эти «трюки» разоблачали, что случилось и на просмотре фильма Хамдамова. Скандал усугубился экономическими соображениями. Вступивший в конфликт с чиновниками режиссер не стал ничего переделывать и просто исчез. Тогда пленку практически уничтожили, осталось лишь несколько фрагментов. Но в 1975-м о фильме вспомнили и предложили Никите Михалкову продолжить работу. Он согласился, но заявил, что будет делать совершенно новый фильм. Долго не мог подобрать актрису на главную роль, а потом все-таки пригласил Елену Соловей, которая уже была с ней знакома. Так появилась картина «Раба любви», получившая призы на кинофестивалях и принесшая мировую известность ее создателям. Об исполнительнице главной роли писали, что здесь она была «неповторимой, единственной». Блеснули своими талантами в этом шедевре также Родион Нахапетов, Олег Басилашвили, Юрий Богатырев, Александр Калягин. Михалков убедился, что имеет дело с талантливой актрисой, и снял ее еще в двух своих фильмах: «Неоконченная пьеса для механического пианино» (1977) и «Несколько дней из жизни И. И. Обломова» (1980). На кинофестивале в Оксфорде Елена Соловей была удостоена приза за исполнение главной женской роли (Ольги Ильинской) в «Обломове». Актриса прочно обосновалась на советском экране, так как последовали новые фильмы с ее участием: «Вам и не снилось» (1981), «Факт» (1981, на фестивале в Каннах Елена была удостоена приза за исполнение роли второго плана), «Бешеные деньги» (1982), «Обрыв» (1983), «Блондинка за углом» (1984) и другие. С 1984 по 1989 годы вышло также несколько телевизионных фильмов с ее участием, в числе которых «Накануне», «Жизнь Клима Самгина», «Доченька», «Артистка из Грибова», «Сороковой день»…

И вдруг остановка. В начале 90-х Елена Яковлевна снялась лишь в роли жены любовника героини в фильме Аркадия Красильщикова «Рогоносец» (1991). Перемены в стране, неясное будущее для ее детей – Павла и Ирины — побудили Елену Яковлевну согласиться с предложением мужа уехать в США, где уже были его родственники. Осенью 1991-го, прихватив еще внучку Соню, семья актрисы уезжает в Америку.

В городке Фэйрвью

Они поселились в маленьком городке под Нью-Йорком. Пришлось начинать со случайных заработков. Дочь работала то секретарем в адвокатском бюро, то в магазине, сын – в «Макдональдсе». Юрию удалось устроиться художником по камню в ювелирную мастерскую. Звезда советского кино долго была без работы, лишь пять лет спустя она получила приглашение от российского режиссера Майи Меркель, которая решила снять полудокументальный фильм о великой русской балерине Ольге Спесивцевой «Грация XX века». От американских студий приглашений не поступало. Но Елене Яковлевне было всего 50, и творческая искра в ней не угасла. Появилась возможность играть в театрах Аллы Кигель, Александра Журбина на Брайтон-Бич, где труппу составляли выходцы из Советского Союза, а спектакли из-за недостатка средств ставились редко. Актриса согласилась и на такой вариант, признавшись, что «и не мечтала покорить Голливуд». Ее увлекало само занятие любимым делом, а также роли выдающихся женщин – Айседоры в спектакле «Айседора и Есенин» и Жорж Санд в «Любви артиста», которые были поставлены в театре Журбина «Блуждающие звезды». В самом названии малоимущего театра уже содержалась горечь положения бывших звезд, мечтавших, как признавалась Елена, об «актерской самореализации». Но потом она стала читать лекции по актерскому мастерству в Нью-Йоркском университете, хотя поначалу и не очень хорошо владела английским, выручали жесты, пластика при показе приемов, и студенты ее «признали». В этой работе ей помог опыт, приобретенный в Театре им. Ленсовета, где она играла параллельно со съемками в кино. В США она основала детскую студию «Этюд», приобщая к искусству детей эмигрантов и американцев. Со временем появились и приглашения в кино, пусть на небольшие роли, но она, чувствуя себя «рабой экрана», принимала их. В 2001 году приезжала в Россию, чтобы сняться в «Московской саге». В 2002-м сыграла роль сиделки Бранки в американском сериале «Клан Сопрано», в 2016-м – мадам Кумель в американской приключенческой драме «Затерянный город Z» (этот фильм был и в нашем прокате). В своем возрасте Елена Яковлевна остается, как прежде, активной, желая быть полезной в любимом творчестве. Дети живут своей жизнью: Павел женат, занимается в США биологией; Ирина, окончив колледж, работала в области нейропсихологии, вышла замуж и уехала в Германию.

Городок Фэйрвью, где Елена с мужем живут в уютном домике, расположен в часе езды от Нью-Йорка, что позволяет играть в полулюбительском театре, а при случае принять приглашение на съемки. Ей приятно, что ее узнают на улицах большого города, она слышит иногда, как говорят по-русски: «Смотри, Лена Соловей идет». В России актрису тоже помнят: свет ее таланта доходит к нам издалека, и надеемся, что будет светить еще долго.

Идиллия ДЕДУСЕНКО

Наверх