№ 09 (3739) 06.03.2019

НЕЛЁГКИЙ ПУТЬ К ЭКРАНУ

По редакции газеты, где я работала, разнеслась весть о том, что состоится встреча с известным артистом Евгением Матвеевым.

И вот он приехал. Высокий, красивый, улыбчивый, открытый, артист сразу покорил всех какой-то житейской простотой. Говорил весело, много шутил. От него исходило такое радушие, словно это не мы его принимали, а он нас позвал в гости. Мы, конечно, кое-что уже знали о нем, видели фильмы с его участием, но с интересом слушали любимого артиста, биография которого была похожа на тысячи других из его поколения. Родился в маленьком селе на Украине 8 марта 1922 года. Ему и четырех лет не было, когда отец их оставил, и мать растила его одна. Чтобы сын получил хорошее образование, она отправила его в город Цюрупинск, где он стал заниматься в художественной самодеятельности. Евгений был в 9-м классе, когда с согласия матери поехал в Херсон, чтобы поступить в театр. Его приняли в массовку и вскоре стали доверять небольшие роли. Но потом посоветовали ехать в Киев к Довженко, у которого при киностудии была школа актеров. Юноша советом воспользовался и, проучившись два года, готовился уже к актерской деятельности. Но началась война, Матвеева мобилизовали и направили в Тюменское пехотное училище, где после краткого обучения оставили преподавателем.

Лишь после демобилизации в 1946 году Матвеев вернулся к любимой профессии. Два года был артистом Тюменского драмтеатра, с 1948 по 1952 годы работал в театре «Красный факел» в Новосибирске, откуда талантливого артиста пригласили в Москву, в Малый театр, где он прослужил 16 лет, одновременно снимаясь в кино. К началу 70-х на его счету было уже около 20 фильмов. Не все их мы видели, но «Дом, в котором я живу», конечно, смотрели и были покорены игрой Матвеева в роли Кости Давыдова, простого парня, стойко перенесшего тяготы войны. Но в особый восторг нас приводил образ Макара Нагульнова, созданный Матвеевым в фильме «Поднятая целина» по роману Шолохова. Это была необыкновенно колоритная личность. Видели мы уже и Федотова в ленте «Родная кровь», и Будулая в «Цыгане», которого он сам и поставил. А когда через несколько лет после этой встречи вышли поставленные им фильмы «Любовь земная» и «Судьба», мы с не меньшим интересом следили за нелегкой жизнью Захара Дерюгина. К концу жизни Евгения Семеновича его фильмография пополнилась еще десятками интересных ролей и режиссерскими работами, среди которых особую популярность получили три ленты под названием «Любить по-русски». В канун дня рождения народного артиста СССР мы вспоминаем о нем с благодарностью за его огромный вклад в российскую культуру.

Идиллия ДЕДУСЕНКО

Наверх