КАКОЕ МНЕ ДЕЛО?..
Почему при активной популяризации волонтёрства люди все больше равнодушны друг к другу
Минувший год прошел в нашей стране под знаком волонтерства. Масса различных мероприятий была посвящена движению добровольчества, в том числе такие акции и фестивали прошли у нас в регионе. В частности, масштабный молодежный форум «Машук-2018», где юные активисты со всего Северного Кавказа и других регионов демонстрировали свои проекты и вместе с маститыми экспертами рассуждали о пользе этого явления.
Впервые за многолетнюю историю форума его посетил глава государства Владимир Путин. Помнится, реплики Президента вовсю растиражировали СМИ. Он говорил о том, что труд волонтеров напрямую связан с проявлением милосердия и «нет более мощного мотора, чем человеческое сердце». С этим сложно спорить, да и нет смысла. Добровольцы, волонтеры призваны безвозмездно творить добрые дела, приносить пользу обществу или же конкретным людям, и популяризация этого стремления очень важна и похвальна. Но почему-то сердечный «мотор» у нас все чаще заводит людей на участие во всякого рода громко анонсируемых массовых акциях типа экосубботников. А вот обыденные проблемные жизненные ситуации у молодежи, да и у более взрослого поколения зачастую не вызывают столь же ретивой реакции.
Недавно я столкнулась с несколькими такими ситуациями, заставляющими крепко задуматься.
Не проходите мимо!
Как-то в мою дверь постучала пожилая соседка. Она была не на шутку встревожена: «Глянь в окно — у нас во дворе мужик валяется, не двигается уже долго. Я с балкона кричала проходящим ребятам, мол, посмотрите, что с ним, а они только руками машут и смеются. Пьяный, наверное, говорят, пусть отдыхает».
Я посмотрела с балкона: действительно, на дорожке прямо в заиндевевшей от мартовского мороза луже у всех на виду лежал вроде бы прилично одетый мужчина, причем в весьма неестественной позе – буквально, как говорится, на карачках, весь скрученный, да еще и с каким-то подозрительно темно-бурым цветом кожи. Соседка уверяла, что в таком положении он пребывает уже около часа. Столько народа мимо прошло – на ее призывы приблизиться к бедолаге, узнать, что с ним, никто не откликнулся. «Даже если он выпивший – ну замерзнет же!» — беспокоилась пенсионерка.
Решили позвонить в полицию. На том конце провода уставший голос дежурного: «Спуститесь к нему, потормошите». Объясняю: я – мать двоих детей, подходить к незнакомцу боюсь, но и оставлять все, как есть, негоже. «Так звоните в «Скорую»!» — как-то раздраженно посоветовал правоохранитель. Тут уж я возмутилась: «А разве полиция не должна реагировать на подобные сигналы?» Эта фраза, видимо, привела абонента в тонус, и он стал записывать мои контакты.
Справедливости ради надо отметить, что на сигнал отреагировали быстро: уже минут через пять во двор въехала полицейская машина. Правоохранители долго, минут 20, возились с мужчиной, пытались его перевернуть, однако тщетно: он будто окаменел. Затем прибыла» Скорая», и медики добивались долгожданной реакции еще примерно полчаса. И вот незнакомец, наконец, дернул ногой и снова замер. Тут уж зевак из числа молодежи набралось, как на аншлаг: посмеиваясь, ребята комментировали происходящее в духе «Надо меньше пить!» А я, наблюдая эту картину, не переставала думать о том, сколько еще таких горе-выпивох или людей, с которыми, не дай бог, случился сердечный приступ или обморок, обречены на гибель из-за равнодушия прохожих. Двор у нас, замечу, проходной – здесь всегда достаточно многолюдно, да и обрамлен он четырьмя домами, так неужели же никто из нескольких сотен жильцов в выходной день не увидел несчастного и не задумался о его судьбе?..
Перебравшего с алкоголем мужчину в итоге увезли «откачивать» в четвертую больницу. Но на этом приключения в нашем дворе не закончились.
Сами разберутся?..
Буквально через день между двумя подростками (неподалеку школа) разгорелась драка – ее я заметила случайно, взглянув в окошко. Пацаны мутузили друг друга довольно жестко, и это явно не было похоже на дружескую потасовку. Один из них, схватив огромную палку, угрожающе замахивался на другого. А тот, обороняясь, бросал в соперника все, что попадалось под руку, в том числе и камни. Мимо проходили люди – молодые, пожилые, мужчины и женщины, и все как будто не замечали всей опасности такого противостояния.
Что ж, пришлось срочно накинуть куртку и спуститься к драчунам. «Ребята, остановитесь, вы же покалечите друг друга», — пыталась я их вразумить. Но уговоры не помогали — разнять смогла, только насильно оттащив одного парнишку от другого. Объяснять причину драки они не стали, зареванные разошлись по разным сторонам. И то — хорошо, по крайней мере, до трагедии не дошло. Но я вновь была обескуражена тем, что никто из прохожих так и не удосужился вмешаться, уберечь подростков от возможных печальных последствий. То же самое наблюдаю, когда школяры забираются на старенькие гаражи, откуда запросто можно упасть, сделав лишь одно неосторожное движение. Гоняем оголтелых смельчаков лишь я, да уже упомянутая бдительная соседка преклонных лет.
Касается, но не трогает
Я уже молчу о бытовых проблемах, касающихся всех жильцов многоквартирных домов. Касающихся, но, судя по всему, не трогающих ни за какие струнки души. Так, у нас в подъезде месяца три подряд «глючил» домофон, то пищал в трубке, то блокировал кнопки. Неудобства это создавало абсолютно всем, в том числе и старшему по дому, которому все недосуг было просто позвонить в сервисную компанию. Что ж, позвонила я, правда, при этом пришлось «отодвинуть» работу и дожидаться мастера. Остальные жильцы, каждый раз чертыхаясь из-за поломки, видимо, надеялись на то, что она ликвидируется сама как-нибудь. И, конечно же, когда специалист все починил, пошли разговоры именно в этом контексте: «Господи, наконец-то все исправилось». Ага. Само по себе.
Та же история – с мусором во дворе. Конечно, есть дворник, но не слишком старательный – горы окурков под лавочками и старых пакетов под окнами он почему-то не трогает, ограничиваясь подметанием дорожек. Та самая моя соседка предложила написать объявление и повесить на самое видное место, чтобы жильцы организованно вышли в выходные и привели в порядок территорию, на которую сами же с досадой взирают каждый божий день. Увы, в назначенный день, как не трудно догадаться, на уборку вышли только авторы объявления – 80-летняя старушка и я, разведенная женщина, вместе со своими детьми-подростками. При этом соседи-мужики, которые, наверняка, сами же и кидали пресловутые окурки, периодически выходили на балконы и давали советы, как нам сподручнее собирать мусор в пакеты. А на предложение присоединиться к «экологической акции» отнекивались, как могли. Мол, и так на работе устаем, да и здоровье уже не то. Как будто подобных проблем нет ни у меня самой, ни у моей пожилой соседки…
Неужели «мотор» заглохнет?
Можно подумать, что это у нас дом или район такой вот неблагополучный в плане человеческой отзывчивости. Но нет. От знакомых слышу, что и они часто сталкиваются с подобным равнодушием окружающих. И в, казалось бы, мелких ситуациях, и в более глобальных, угрожающих жизни.
Так, одна приятельница рассказывала, как она, стоя в душной и набитой до отказа маршрутке, почувствовала, что вот-вот упадет в обморок и попросила сидящего рядом мужчину уступить ей ненадолго место. При этом она довольно громко объяснила причину, мол, плохо, темнеет в глазах. Так в ответ выслушала целую тираду о том, что «это вам не такси». Вынуждена была попросить водителя о срочной остановке, чтобы глотнуть свежего воздуха и прийти в себя.
Другая знакомая, женщина очень грузная и в возрасте, как-то со слезами рассказывала о своей казусной ситуации. Вышла она из магазина с полным пакетом купленных продуктов, а на полпути до дома пакет возьми да лопни — и на асфальте рассыпались картошка, лук, яблоки. Чуть не плача, знакомая пыталась их собрать, но из-за чрезмерного веса наклоняться ей было крайне тяжело. Да и некуда было складывать даже те пару-тройку яблок, до которых она смогла, мучаясь одышкой, дотянуться. А мимо куда-то спешил нескончаемый поток людей, равнодушно взирающих на то, как пожилая женщина ползает по земле и причитает. Поняв, что больше нагибаться ей невмоготу, приятельница попросту все бросила, как есть, и вернулась домой не солоно хлебавши – без продуктов и надежды на то, что в другой, более кризисной ситуации на улице кто-то вдруг решит ей помочь…
Вот и спрашивается: так куда же подевались наши лучшие и такие естественные человеческие качества – сочувствие, сопереживание, желание помочь ближнему, оказавшемуся в затруднении. Неужели тот самый «сердечный мотор» заржавел настолько, что нам стало наплевать или лень реагировать на какие-то проблемы пусть и незнакомых, но Людей? Или он «включается» лишь в громких пиар-акциях, участвовать в которых приятно, престижно и в чем-то даже перспективно? Хочется верить, что я заблуждаюсь и перечисленные примеры – единичны. А нынешнее поколение все-таки стремится творить хорошие дела не в погоне за гордым и модным сегодня званием «волонтер», а по истинному зову души.
Инга САМОЙЛОВА
Фото literaguru.ru