УХОДЯТ ДЕЯТЕЛИ КУЛЬТУРЫ
Российский кинематограф за два дня потерял сразу двух мастеров. Время безжалостно уносит таланты, оставляя лишь светлую память о них.
ГЕОРГИЙ ДАНЕЛИЯ: «СНЯЛ ТОЛЬКО ТО, ЧТО ХОТЕЛ»
Наш великий современник. Так говорят о народном артисте СССР Георгии Николаевиче Данелия, давая оценку его творчеству. Многие годы он стоял в ряду выдающихся режиссеров, год за годом удивляя нас прекрасными фильмами, в которых очень естественно сочетались лирика и комизм, публицистика и чисто житейские аспекты нашей жизни. Не уходя от общественных проблем, он был в ладу со своей совестью, что дало ему право заявить: «…Я не снял все, что хотел. Но снял только то, что хотел».
Из архитекторов в режиссёры
Как это нередко бывает, Георгий Николаевич не сразу определился со своим призванием. Он родился в 1930 году в семье, где одинаково почиталась тяга к технике и к искусству. В 1931-м родители переехали из Тбилиси в Москву, где отец стал работать инженером-путейцем, а мать – ассистентом режиссера на «Мосфильме». Когда в столице начали строить метро, отец ушел работать в Метрострой Москвы, был бригадиром, начальником шахты, а затем и главным инженером. Мать тоже достигла успехов, став режиссером-постановщиком, за свои короткометражки она даже получила Сталинскую премию 1-й степени.
Сам Георгий после школы выбрал архитектурный вуз. Окончив его в 1955 году, он поработал некоторое время в Институте проектирования городов, но при этом, как и во время учебы, снимался в массовках. Наконец интерес к кино пересилил желание строить города, и Данелия поступил на Высшие режиссерские курсы в мастерскую знаменитого Михаила Калатозова, по окончании которых в 1959 году был принят на «Мосфильм» режиссером-постановщиком. С этого момента и началась его творческая деятельность в кино длиною в 60 лет.
Смеяться, право, не грешно
Поначалу он только нащупывал свой путь в кинематографе. В 1959 году снял фильм «Тоже люди», сюжетом для которого послужил эпизод из романа Л. Толстого «Война и мир». В следующем году Данелия совместно с Игорем Таланкиным выпустил картину «Сережа» по повести писательницы Пановой. Лента получила главный приз на Международном кинофестивале в Карловых Варах, и это был уже заметный успех, хотя о большом мастерстве и собственном почерке говорить было еще рано.
О режиссере заговорили, когда вышла лирическая лента «Я шагаю по Москве».
Уже в первых работах Данелия старался доказать, что в жизни все смешано: трагизм, лирика, юмор… В 1975-м году выходит фильм «Афоня», а в 1977-м — «Мимино», который получил Государственную премию СССР. Мимино по-грузински означает сокол. И герой Вахтанга Кикабидзе, летчик Валико Мизандари, вынужденный перевозить сельских пассажиров в грузинской глубинке, мечтает взлететь, как сокол. Ему удается попасть даже на международные линии, но со временем он понимает, где его место. Вроде даже грустный мотив. Но в фильме так много комических ситуаций. И в то же время есть трогательные моменты, способные довести до слез. Например, в эпизоде, когда Валико, оказавшись за границей, заказывает разговор с грузинским Телави, а его соединяют с израильским Тель-Авивом. И там, в далекой стране, с надрывом слушают голос летчика с покинутой родины и его негромкую песню на родном языке. А сколько незабываемых фраз подарил нам этот фильм: «Ларису Ивановну хочу», «Я тебе умный вещь скажу, но ты не обижайся» и т. п.
Комедийный талант Георгия Николаевича раскрылся и в картине режиссера Александра Серого «Джентльмены удачи» (1971), где Данелия вместе с Викторией Токаревой является автором сценария. Работали они над ним долго, кардинально меняя сюжет. Сначала предполагалось снять картину о шайке мошенников, где на роль фальшивомонетчика планировался Ролан Быков, многоженца – Юрий Никулин, угонщика Пижона – Андрей Миронов, карманника Косого – Савелий Крамаров. В результате уцелел только Косой, в компанию которого добавились Хмырь в исполнении Георгия Вицина и Василий Алибабаевич (Раднэр Муратов). Смешную историю специально устроенного побега из тюрьмы и поисков исторической ценности все, конечно, помнят. Но в комическую линию все время вплетаются то трагические моменты (Хмырь повесился), то поучительные, то лирические, как это и бывает в жизни.
Остаётся улыбка
У Данелия было немало интересных фильмов, которые упрочили за ним звание мастера комедии: «Тридцать три», «Не горюй», «Совсем пропащий»…Но хочется остановиться на картине «Осенний марафон» (1979), где режиссер проявил себя еще и прекрасным психологом, прослеживая запутанные отношения в традиционном «треугольнике». Он и сам оказывался в подобной ситуации. Ему приписывали роман с Токаревой в тот период, когда они работали над сценарием фильма «Джентльмены удачи».
Георгий Николаевич был женат трижды. Первый раз в 1951 году на дочери министра строительства Ирине Гинзбург, с которой прожил год. От этого брака есть дочь Светлана, ставшая юристом, которая послужила прототипом юной судьи в «Мимино». С известной актрисой Любовью Соколовой, которая была на 9 лет старше, Георгий Николаевич брак не регистрировал, но прожил с ней четверть века, пока не влюбился в другую женщину. У Соколовой в блокаду погибли муж и сын, поэтому смыслом ее жизни в союзе с Данелия стал их общий сын Николай. Расставание с Георгием Николаевичем было для нее тем тяжелее, что в тот период умер и 26-летний Николай. Новой избранницей Данелия стала Галина Юркова, в прошлом журналист, а потом режиссер-постановщик, известная фильмами «Француз», «Божья тварь», «Шутка?!». Наверное, их личные отношения укрепила и общая профессия.
Георгий Николаевич написал пять книг, где рассказывает о себе и своих работах. Последняя из них «Кот ушел, а улыбка осталась» вышла в 2014 году. Что бы ни делал Георгий Николаевич, остается улыбка, с которой мы будем вспоминать выдающегося режиссера и с удовольствием пересматривать его фильмы.
АЛЕКСЕЙ БУЛДАКОВ: «Я ПОЛЖИЗНИ БОМЖЕВАЛ»
«Сквозь огонь», «Место действия», «Вот моя деревня», «Противостояние», «Утомленные солнцем», «Лесник», «Особенности национальной охоты», «Особенности национальной рыбалки» — это лишь малая часть фильмов с участием артиста Алексея Булдакова, где его персонажи были самыми разными лицами, среди которых наиболее известен генерал Иволгин.
От солдата до генерала
Высокие звания так просто не даются, и народному артисту России Алексею Ивановичу Булдакову пришлось долго «послужить», чтобы его персонаж стал генералом.
Сниматься он начал в 1982 году, был сначала солдатом в «Небывальщине», в «Двух шагах от «Рая» — старшиной, в «Карауле» — прапорщиком, в ленте «Государственная граница. Год сорок первый» — даже морально неустойчивым бойцом. В конце-концов Булдаков «дослужился» до полковника, а потом и до генерала. Зрителей покорил его Михалыч, «муж звезды», генерал Иволгин в картинах об особенностях национальной охоты и рыбалки. Действительно, необыкновенно колоритный персонаж, в устах которого очень естественно звучат его застольные тосты «За понимание!», «За разум!», «Ну, за искусство!», а также модная в 90-е фраза: «Ну вы, блин, даете!». Говорят, если уж Алексей Иванович не скопировал своего героя с популярного боевого генерала Александра Лебедя, с которым был хорошо знаком, то многое у него позаимствовал.
Скитания
Михалыч – лишь один из главных героев, которых играл в кино Булдаков, а было еще много эпизодических ролей, даже таких, когда в титрах поясняется: «Имя персонажа не указано». Бывали в жизни Алексея Ивановича такие периоды, когда приходилось соглашаться на все. В детстве он мечтал стать шофером, как отец, потом летчиком, но больше всего любил кино, поэтому решил все-таки стать артистом. Он родился в 1951 году в селе на Алтае, но потом семья переехала в Павлодар, где Алексей после школы окончил театральную студию при Павлодарском драматическом театре им. Чехова. Он там же начал работать в 1969 году. Однако через год ушел на службу в армию. После службы поступил в Томский театр, из которого вскоре ушел из-за конфликта с режиссером. Решил расстаться со сценой и пошел работать на завод, где и провел полгода. Осознав, что без сцены жить не может, кочевал по провинциальным театрам, нередко ночуя даже на вокзалах, стирая белье в общественных туалетах, а потом решился попробовать счастья в столице и Ленинграде, где его, конечно же, никто не ждал. Чтобы выжить, пошел в кулинары и научился отменно готовить. «Я полжизни провел без денег и жилья, бомжевал, — признавался Алексей Иванович. – Сколько раз собирал чемодан и ехал в никуда». Выстоять ему помог, как он сам говорил, его «настоящий мужицкий характер».
Если погода в доме хорошая…
В начале 80-х Булдаков устроился на киностудии «Беларусьфильм». Здесь он женился на актрисе Людмиле Кормуниной, с которой прожил два года. Ушел, не поладив с тещей, которая подозревала, что он хочет разменять их минскую квартиру. Его приняла женщина, родившая ему сына Ивана. Этот союз тоже был недолгим, она уехала вместе с другим человеком и сыном на Мальту, где живет и поныне. «Тихую семейную гавань» Алексей Иванович нашел в Москве, когда в 1993 году поступил в МХАТ им. Горького. С Людмилой его познакомили друзья на празднике по поводу премьеры фильма «Тихое следствие», где Булдаков играет главную роль. Через два месяца они поженились. Он очень ценил ее и говорил: «Она у меня мудрая женщина».
Душевный покой способствовал творческому росту. Алексей Иванович выступал на сцене, гастролировал, снимался в кино и в музыкальных клипах с Ларисой Долиной, которые имели большой успех, особенно «Погода в доме». Вместе с композитором Владом Забелиным Булдаков записал альбом «Особенности национального шансона», а с коллективом «Хорус» — альбом «Обнимаю всех». Диск «Старое танго» примечателен тем, что здесь он поет вместе с супругой.
Совсем недавно, 26 марта, Алексей Булдаков отметил день рождения, казалось, что он полон жизни и жажды работать. И вдруг неожиданная кончина. Но он оставил о себе добрую память как замечательный артист и как добрый, «уютный человек» — так характеризуют Алексея Ивановича его коллеги, которые провели с ним немало дней на съемочной площадке.
Идиллия ДЕДУСЕНКО