ОДИН ИЗ ЛУЧШИХ «ИНОСТРАНЦЕВ»
Актёр из Литвы стал настоящей легендой советского кинематографа
В одном из интервью народный артист СССР Банионис говорил: «Мой учитель Мильтинис всегда считал, что главное в актере – это его личность. Чем глубже и одухотвореннее личность, тем более достоверен создаваемый им образ». Донатас Юозович был именно такой личностью и обладал таким мощным талантом, который поставил его в ряд выдающихся деятелей театра и кино.
Навстречу мечте
Во времена СССР актеры из Прибалтики были немного иностранцами. Нашими, но иностранцами. Прибалтика тогда вообще считалась немного заграницей. Пожалуй, самой мощной актерской школой из прибалтийских республик обладала Литва. А одним из самых прославленных из плеяды литовских мастеров театра и кино считался Донатас Банионис.
Хотя рос Донатас в простой семье, искусство притягивало его с детства. Как говорится в одном из сообщений, его отец Юозас Банионис «долгое время зарабатывал на жизнь шитьем, а затем ушел на службу в Кадетский корпус Русской императорской армии, прошел Первую мировую войну». В армии он познакомился с революционерами и проникся коммунистическими идеями, верность которым сохранил до конца жизни, за участие в активных выступлениях побывал в тюрьмах и ссылке. Вернувшись в Литву, снова взялся за портняжное дело. Вскоре познакомился с Оной Блажайтите и женился на ней. Семья поселилась в Каунасе, где 28 апреля 1924 года и родился Донатас. У него была сестра по имени Данута. Сначала все жили в атмосфере доброжелательства и творчества, родители любили петь и приобщали к этому детей. Что послужило причиной, неизвестно, но через несколько лет Юозас и Она разошлись. Данута с матерью уехали из Каунаса, а Донатас остался с отцом. Неудивительно, что он тоже проникся коммунистическими идеями и впоследствии даже был членом ЦК КП Литовской ССР. Но в 30 – 40-е годы до этого было еще далеко. Мальчик учился в школе, ходил в драмкружок и мечтал стать артистом. Однако денег на обучение не было. Чтобы приобрести специальность, которая бы его «кормила», Донатас пошел в реальное училище, где выучился на керамиста.
В те годы в Паневежисе уже существовал драматический театр, при котором открыли студию, куда принимали одаренную молодежь. Банионис поступил туда в 1941 году и уже во время учебы иногда выступал на сцене, получая небольшие роли.
Выбрал пенсию
В 1944 году Банионис окончил студию и был принят в труппу театра, который стал для него вторым родным домом на долгие годы. Здесь он сыграл более 60 ролей, самых разноплановых, и подчас приходилось создавать по три – четыре новых образа в год. Трудно перечислить хотя бы половину сыгранных Банионисом ролей, но среди них были Колен в мольеровской пьесе «Жорж Данден», Максим в «Свадьбе с приданым» Дьяконова, Павел Корчагин в спектакле по книге Н. Островского «Как закалялась сталь», Давыдов по роману Шолохова «Поднятая целина», городничий в гоголевском «Ревизоре»… Банионис делал большие успехи, потому что следовал завету своего учителя Юозаса Мильтиниса: «Анализировать все – прочитанные книги, увиденные спектакли, подсмотренные жизненные ситуации». Всем, что подмечал, наделял создаваемые им сценические образы. Достиг успехов и в режиссуре и в 1980 году стал художественным руководителем театра. Этот пост он занимал в течение восьми лет. Понимая, что для такой должности недостаточно образования, полученного в студии, и даже огромного опыта непосредственной работы в театре, в 1982 году Донатас Юозович поступил в Государственную консерваторию Литовской ССР в Вильнюсе, где и проучился два года. После ухода с руководящей должности продолжал служить в Паневежском театре в качестве актера до 1 января 2001 года и уволился потому, что по правилам литовской пенсионной реформы работающий пенсионер не имеет права получать пенсию. В силу возраста Донатас Юозович выбрал пенсию.
Выразительное молчание
Он ушел из театра, но не из творчества – с ним осталось кино, в котором Донатас начал сниматься с 1959 года. В первом фильме «Адам хочет быть человеком» молодой актер мелькнул в малозаметной роли Дауса. Лишь в 1965-м зрители запомнили фамилию артиста, которому досталась неоднозначная роль Вайткуса в драматической ленте Жалакявичюса «Никто не хотел умирать». На освобожденной от гитлеровцев территории Литвы против власти действуют «лесные братья». Простые сельчане желают мира и покоя, никто не хочет умирать, а люди гибнут от рук засевших в лесах бандитов, которые во время оккупации добровольно участвовали в карательных операциях фашистов, а теперь выдавали себя за национальных борцов. Убит уже пятый председатель сельсовета Локис, каждый из четырех его сыновей по-разному реагирует на эту потерю, но все же преобладает жажда мести, а это значит, будут новые жертвы с обеих сторон. А главное, кого же выбрать новым председателем, кто возьмет на себя эту опасную ношу? И сельчане обращаются к сыну бедного сапожника Вайткусу, который еще совсем недавно был вместе с «лесными братьями», а теперь вернулся домой и хочет мира. Банионис мастерски передает состояние раздвоенности этого персонажа: страх ответственности за прошлое и желание просто жить с любимой женщиной, заботиться о глухонемом отце. Должность председателя требует решительности и веры в «правду Локисов», которая еще недавно была ему чужой. И зритель видит этот сложный психологический перелом даже тогда, когда актер молчит. Он умел красноречиво молчать. Многие режиссеры ценили эту способность Баниониса молча, одними глазами, едва уловимыми движениями передавать сложное состояние души персонажа, что особенно заметно также в «Солярисе» Тарковского (психолог Крис Кельвин). Невозможно также забыть очень выразительное лицо председателя «Клуба самоубийц» в «Приключении принца Флоризеля» режиссера Татарского. Этот жестокий пройдоха умеет маскироваться под джентльмена. Правда, здесь у него и речь не менее выразительна, только озвучивает Ника Николса (председателя) Александр Демьяненко. И делает он это за Баниониса во многих фильмах, поскольку у того был сильный акцент, не допустимый в русскоязычных фильмах. Озвучивали его также Жженов, Гердт, Кваша, Заманский и другие.
Тайны мастера
Банионис снялся более чем в 60 фильмах и не раз был удостоен самых разных наград, в том числе Государственной премии СССР за игру в картинах «Никто не хотел умирать» и «Бегство Мак-Кинли». Интересны его персонажи в лентах «Операция «Трест», «Красная палатка», «Гойя, или Тяжкий путь познания»… Нет смысла и далее перечислять фильмы с участием Баниониса, но невозможно умолчать о «Мертвом сезоне» (1968), где он сыграл одну из своих выдающихся ролей – советского разведчика Константина Тимофеевича Ладейникова (озвучивал Демьяненко). С ней, кстати, связаны любопытные события. На советском экране сложился уже вполне привычный тип нашего разведчика: высокий, красивый, решительный… Предполагалось, что в фильме Саввы Кулиша разведчика, действующего на чужой территории в период холодной войны, сыграет импозантный Вячеслав Тихонов. Ведь этот разведчик-нелегал, по мнению киноруководства, и внешне должен выглядеть настоящим героем. Он выслеживал нацистского военного преступника, а потом проявил стойкий характер, находясь в тюремном заключении. Однако против кандидатуры Тихонова возразил действительный герой этой истории Конон Молодый, на которого Банионис даже был немного похож. В соответствии с правдой жизни в конце фильма при обмене нашего разведчика на американского Ладейников – это «человек усталый, потрепанный, безучастный, без волевой осанки и чекистского орлиного взора», как пишет один из кинокритиков. Но за этой безучастностью виделся стойкий и сильный духом человек. Савва Кулиш считал эту роль большой удачей артиста, он так его характеризовал: «Банионис из тех актеров, в которых присутствует некая тайна, замкнутость. Он таков по своей натуре. Кроме того, Банионис – это личность, а не просто инструмент, из которого можно извлечь любые звуки. Его человеческая значимость невольно приплюсовывается к роли, углубляя и укрупняя ее». Банионис стал настоящей легендой кинематографа.
Он хотел быть нужным
Последней картиной с участием Баниониса стала лента «Горячее сердце» (2011), но примечательнее телесериал «Ленинград» (2007) Александра Буравского, вышедший на «Ленфильме». В своих воспоминаниях об артисте режиссер рассказывал: «Работать с ним было очень интересно … Мастерство, как говорится, никуда не денешь. Несмотря на возраст, ум его оставался живым и ясным… Он очень хотел быть нужным, хотел работать… Упорством и трудолюбием он пытался преодолеть свой возраст и те проблемы, которые появляются у таких пожилых людей».
Оставшись без театра, Донатас Юозович скучал, а когда в 2008 году умерла жена, актриса Паневежского театра Она Конкулевичюте, с которой он прожил 60 лет, совсем затосковал. Его забрал к себе в Вильнюс младший сын Раймундас Банионис, который окончил ВГИК, стал режиссером Литовской киностудии, снял несколько фильмов, а с 1989 года, являясь владельцем собственной кинокомпании, снимает документальные фильмы и рекламу. Был у Донатаса Юозовича еще один сын – Эгидиюс Банионис, ставший кандидатом исторических наук, доктором гуманитарных наук, директором Литовского архива литературы и искусства, а затем начальником отдела археологии Института истории Литвы, автором нескольких крупных научных трудов. Он умер в 44 года от рака и был посмертно награжден Государственной премией Литвы в области науки. В последние годы утешением для Донатаса Юозовича служили внуки да съемки в кино, хотя и не частые. Он был рад тому, что его помнят в России, о чем сказал в интервью, когда отмечали 90-летие артиста. Он ушел из жизни в 2014 году, но в канун его 95-летия мы по-прежнему с благодарностью вспоминаем этого выдающегося деятеля театра и кино.
Идиллия ДЕДУСЕНКО
СПРАВКА
Донатас Банионис – Почетный гражданин города Паневежис (1999), академик Международной академии театра (2002).
В год 80-летия Донатаса Баниониса имя актера было увековечено в «Галерее славы» торгового и развлекательного центра «Акрополис» в Вильнюсе (2004).
В связи с 81-летием Баниониса была открыта мемориальная таблица с отпечатком его руки; автор – скульптор Тадас Гутаускас (2005).
Голос Баниониса все-таки можно услышать в фильме Рязанова «Берегись автомобиля», где он играл пастора и пересчитывал деньги по-литовски, а также в «Операции «Трест» и «Змеелове».